Способы проверки работоспособности
Иногда проверить приспособление, которой в случае опасности убережет от травм или гибели просто необходимо, например, если автомобиль побывал в ДТП или был в ремонте
Иногда при покупке машины необходимо изучить салон и обратить особое внимание на надписи Airbag. Таким образом выполняется визуальная проверка
Если на надписи и на панели заметны потертости или царапины, имеется большая вероятность, что подушка была заменена.
Чтобы выяснить, находится ли она в надлежащем виде, необходимо после осмотра салона на предмет повреждений, осмотреть само приспособление для безопасности. Можно снять крышку с руля, ведь подушка срабатывает мгновенно при любом более или менее серьезном столкновении.
Рулевое колесо со снятой крышкой
Покрытие надувного мешка должно быть без царапин и порезов. На газогенераторе, который наполняет приспособление газом, тоже не должно быть повреждений.
Кроме визуального осмотра можно воспользоваться также и электронной проверкой, встроенной в приборную панель. В случае неисправности, на приборной панели будет мигать лампочка, которая буквально кричит о том, что езда на автомобиле небезопасна.
Если вы видите неисправность или царапины, можно сделать неутешительный вывод, что продавец перед продажей изменил настройки в приборной панели, чтобы скрыть поломку от потенциального покупателя. Некоторые продавцы таким образом пытаются сбыть машины с уже сработавшими и поврежденными устройствами безопасности.
Возможность оспаривания наказания
Если автовладелец считает, что наложенные санкции неправомерны, он может в судебном порядке попытаться обжаловать вступившее в законную силу взыскание. Расскажем это на примере.
Автолюбитель считает, что можно ставить его шторки на передние стекла по причине их соответствия ГОСТу по светопропусканию, а инспектор наложил взыскание в виде составления протокола об административном правонарушении. Предварительно попросите специальный прибор, чтобы замерить, соответствует или нет светопропускной режим, установленному ГОСТу.
После составления протокола дорожным полицейским, внимательно его прочитайте. Если вы не согласны, запишите, что не согласны с принятым решением. После этого следует протокол подписать. В тексте водитель записывает, что штраф был наложен без проведения необходимых замеров, хотя автолюбитель его требовал. Не забудьте взять копию протокола. Ее прикладывают к пакету документов, если вынесенное решение не удовлетворяет водителя.
В течение 10-дневного срока жалоба подается в письменном виде на имя руководителя автоинспектора, который выписал наказание. В каком подразделении работает сотрудник, можно прочитать в тексте протокола.
Ответ должен поступить в течение 21 дня после подачи письменной жалобы. В нем должны содержаться сведения, разрешены или нет шторки данного типа на передних боковых стеклах. Получив решение, можно также его обжаловать в судебной инстанции.
После принятия закона о назначении штрафных санкций за использование тюнинга значительно снизилось количество автомобильных аварий. В период стоянки на окнах можно повесить шторы, не получив при этом наказания. Если вы не согласны с принятым решением, можно обжаловать его в вышестоящих инстанциях.
Что такое шторки безопасности в автомобиле
Отдельная тема про отдельные опции.
Насколько авто с ними безопаснее, чем без них. и безопаснее ли? Вот на Фокусах2, например, шторок вообще нет даже в самых дорогих комплектациях.
LTВот на Фокусах2, например, шторок вообще нет даже в самых дорогих комплектациях.на фокусах2 они есть. Правда, на европейских (те, которые у нас с индексом СЕ)
по поводу нужности вопрос странный — ну если нравится битое стекло по лицу, наверное, не нужно
Добавление от 30.04.2008 13:14:
Вообще конечно боковой удар — совсем не то же самое, что фронтальный. Там и всякие сминаемые зоны, а тут тоненькая дверь, да и тело по-другому реагирует совсем.
Раз про кондиционер настрочили столько, по данной теме должны быть ещё более интересные дискуссии.
Добавление от 30.04.2008 13:15:
Шторки, я так понимаю, это ровно те же самые подушки, только на высоте головы (т.к. сами боковые подушки расположены на высоте груди-плеча), и защищают от того, чтобы балдой в стекло не прилететь?
К сообщению приложены файлы: 1.jpg, 604×452, 40Кb
VadimPPСудите сами есть ли от них толк при тяжелой аварии. А что я там должен увидеть?
Если что и должен, то не вижу.
Добавление от 30.04.2008 13:38:
Огласите посылки, ход рассуждения и выводы. )
LTОгласите посылки, ход рассуждения и выводы. )Оглашаю.
1. Если не особо сильный удар, подушка спасет от ушибов/переломов и т.п.2. Если сильный, то как повезет.
Вывод: брать подушки боковые, т.к. стоит это не особо много и по статистике % легких аварий больше. И всегда пристегиваться.
сходите и посмотрите видео краштестов любых хороших машин. поймёте как шторки работают.
боковые подушки — это одно, шторки — то другое. одно другое не заменяет.
не сколько от ушибов и сотрясений, сколько от разбивающегося стекла при боковом ударе.
удариться через шторку можно нормально, и стойкой по башке получить тоже можно хорошо.
посмотрите видео с краштестом и боковым ударом. там видно, как при ударе в дверь шторка срабатывает за доли секунды до рассыпания стекла и удерживает его!
тот самый Макспосмотрите видео с краштестом и боковым ударом. там видно, как при ударе в дверь шторка срабатывает за доли секунды до рассыпания стекла и удерживает его!
Ага, шторок в машине не было, так я стекла из карманов потом неделю вытряхивал.
Леонид Ильич цитата: Что такое «Цитрамон»? Ситроен С5 у него был. Жалко.
True цитата: Все целы. цитата: Каско есть Значит всё нормально. Неприятно, конечно, ой как я тебя понимаю. В общем, желаю скорейшего разрешения бюрократических проволочек и быстрой покупки новой машины.
Добавление от 12.05.2008 17:53:
цитата: Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) выпустила документ, предписывающий всем автопроизводителям устанавливать на машины более прочные надувные шторки безопасности увеличенного объема. Об этом сообщает издание The Detroit News.Чиновники считают, что это нововведение поможет уменьшить число случаев выпадения пассажиров из салона при перевороте машины. Установка новых подушек безопасности должна начаться с 2013 года, а к 2018 году ими должны быть оборудованы все новые автомобили, продаваемые на американском рынке.По замыслу авторов документа, большие боковые шторки безопасности позволят даже непристегнутым пассажирам остаться в салоне при перевороте автомобиля, если стекла были опущены или выбиты во время аварии. В техтребовании говорится, что подушки «при аварии не должны допускать смещение непристегнутых ремнями безопасности пассажиров в сторону открытого окна более чем на 10,5 сантиметра». Под действие документа подпадают машины массой до 4,5 тонны.Как уточняют представители NHTSA, модернизация автомобилей под новое правило будет недорогим. Ожидается, что это прибавит к стоимость каждой машины около 31 доллара. Реакция автопроизводителей на требование пока не известна. По их словам, они еще только приступили к изучению документа.В 2009 году в США 35 процентов всех погибших в ДТП (или 8267 человек) пострадали именно при перевороте автомобиля. В среднем за последнее десятилетие примерно половина пассажиров от общего числа попавших в аварию погибали по этой же причине. В NHTSA уверены, что к 2018 году новые требования к подушкам безопасности помогут ежегодно сохранять 373 жизни в ДТП и предотвращать 476 случаев получения серьезных травм.
Разбираем действующее законодательство
Итак, пункт 7.3 Перечня неисправностей указывает на то, что, если обзорность с места водителя ограничена какими-либо предметами, то эксплуатация транспортного средства запрещена. При этом, эксплуатация в данном случае подразумевает использование авто по прямому назначению – езду на нём.
Обзорность с места водителя в данном случае обеспечивает передняя «полусфера»: лобовое и передние боковые стёкла. Таким образом:
- шторки Трокот нельзя ставить на переднюю полусферу окон,
- а вот на задние боковые стёкла и самое заднее ПДД устанавливать их не запрещают.
Некоторые производители шторок заверяют потенциальных клиентов о том, что якобы их шторки проходят замер светопропускаемости. Но это в законодательстве 2022 года не имеет никакого значения. Замер требуется в случае плёнок. А они разделены с «дополнительными предметами» в том же пункте 7.3 Перечня, к примеру.
Да и штраф за плёнку предусмотрен по другой норме КоАП – части 3.1 статьи 12.5. Там идёт речь конкретно о стёклах с недостаточной светопропускаемостью. В нашем же случае каркасные шторки – это не часть стёкол, а предметы, которые, как мы процитировали выше, вне закона.
Другие производители ссылаются просто на опыт общения с инспекторами ДПС водителей с их установленными шторками на машине. Вот, к примеру, на официальном сайте Трокота ссылаются на один из таких роликов:
Ниже самым первым в списке мы прикрепили данный ролик.
Но ведь Трокот не ограничивает обзорность!
Между тем, один из наиболее популярных доводов ряда производителей этих предметов, равно как и автолюбителей при попытках оспаривания постановлений ГИБДД лежит несколько в ином. А именно, в неверном толковании законодательства.
Речь идёт о том, что шторки якобы не ограничивают обзорность с места водителя – совсем. «Дополнительным предметом, ограничивающим обзорность», является, например, видеорегистратор на стекле или навигатор, разного рода сувениры и ароматизаторы на панели приборов, которые хоть как, но закрывают зону видимости.
Шторки же на окнах имеют форму сетки, поэтому ничего не закрывают от водителя. То есть главный критерий для нарушения ПДД здесь – якобы непрозрачность этих предметов. Даже опорную стойку крыши некоторые автовладельцы могут уличить в запрещённом предмете. Но только не шторки.
А вот то, что полностью и целиком закрывает часть обзорности, имеет своё определение в том же пункте регламента, и называется «непросматриваемой зоной».
Таким образом, предметы, ограничивающие обзорность с места водителя – это вовсе не обязательно должны быть вещи, которые создают непросматриваемую зону. Шторки Трокот тоже являются таковыми, так как нарушают объективную возможность восприятия визуальной информации. А если взять в расчёт то, как они нередко рябят в глазах водителя, то и вовсе их можно признать объективно опасными для дорожного движения.
Системы активной безопасности
Самыми популярными системами активной безопасности, значительно повышающими эффективность тормозной системы, являются:
Антиблокировочная система тормозов (составляющие)
2) Антипробуксовочная система. Система предназначена для улучшения управления автомобилем в сложных погодных условиях и условиях плохого сцепления, используя механизм воздействия на ведущие колёса;
3) Система курсовой устойчивости. Предотвращает неприятные заносы автомобиля благодаря использованию электронного компьютера, который и управляет моментом силы колеса или колёс одновременно. Система под руководством компьютера берёт управление на себя, когда близка вероятность потери управления человеком – поэтому и является очень эффективной системой безопасности авто;
Система курсовой устойчивости
4) Система, распределяющая тормозные усилия. Дополняет антиблокировочную систему тормозов. Основное отличие состоит в том, что СРТ помогает управлять тормозной системой на протяжении всего движения автомобиля, а не только во время аварийной ситуации. Она отвечает за равномерность распределения тормозных усилий по всем колёсам, дабы сохранить установленную водителем траекторию движения;
5) Механизм электронной блокировки дифференциала. Суть работы её такова: во время заноса или скольжения, часто возникает ситуация, что одно из колёс зависает в воздухе, продолжая крутиться, а опорное колесо – перестаёт. Водитель теряет контроль над управлением автомобиля, что создаёт риск аварии на дороге. В свою очередь, блокировка дифференциала позволяет передать крутящийся момент полуосям или карданам, нормализуя движение авто.
6) Механизм автоматического экстренного торможения. Помогает в тех случаях, когда водитель не успевает полностью нажать на педаль тормоза, т. е. система сама автоматически оказывает тормозное давление.
7) Система предупреждения о приближении пешеходов. При опасном приближении пешехода к автомобилю система подаст звуковой сигнал, который позволит избежать происшествия на дороге и сохранить ему жизнь.
Также существуют системы безопасности (ассистенты), которые вступают в работу до наступления аварии, как только почувствуют потенциальную угрозу жизни водителя, при этом они перехватывают на себя ответственность за рулевое управление и тормозную систему. Рывок для развития этих механизмов дал прорыв в изучении электронных систем: выпускаются новые виды устройств, увеличивается полезность блоков управления.
К этим системам относят:
- Различные радарные, акустические и ультразвуковые системы, которые предупреждают водителя о неблагоприятном расстоянии с другими авто, стенами, препятствиями;
-
Система, позволяющая автоматически увеличивать или уменьшать скорость при приближении к другим автомобилям – адаптивный круиз-контроль;
- Ручник – механизм, позволяющий удерживать машину намертво на различных поверхностях под определённым углом, тем самым обезопасив её от незапланированных движений;
- Системы, помогающие контролировать плавный спуск и подъём;
- Автоматическая система рулевого управления;
-
Система, обеспечивающая ночное виденье;
- Механизмы дистанционного распознавания дорожных знаков;
- Система распознавания и принятия незамедлительных мер в случае усталости водителя.
Месторасположение в машине
Чтобы определить, где и какие подушки есть в автомобиле, вовсе необязательно открывать техническую документацию. Правила обязывают производителей обозначать их местонахождения гравировкой или биркой.
Так, узнать, если ли те или иные подушки в вашем автомобиле можно следующим образом:
- Фронтальные обозначаются гравировкой на центральной части рулевого колеса и на щитке выше бардачка;
- Коленные обозначаются аналогично. Гравировку можно найти под рулевой колонкой и под секцией бардачка;
- Боковые подушки и шторки выдают себя биркой. Правда искать ее придется внимательно, так как производители любят их прятать в угоду эстетике.
Кстати, при покупке б/у авто не стоит ориентироваться лишь на обозначения. Подушки одноразовые, а автомобиль уже мог побывать в ДТП. Поэтому лучше смотреть на отделку салона рядом с обозначениями airbag. Если есть трещины, дырки или следы ремонта обшивки, скорее всего подушек там уже нет.
Подушки безопасности: виды, устройство, назначение и принцип работы
Безопасность при вождении — один из первых вопросов, которым стоится озаботиться будущему водителю при покупке автомобиля. Среди всех элементов безопасности ключевое место занимают подушки безопасности. Качественные подушки могут уберечь от удара даже при непристегнутых ремнях.
Практически все современные автомобили выпускаются с расчётом на последующую установку подушек безопасности, поэтому не стоит заранее волноваться о том, «куда их установить» и «есть ли для них место в автомобиле». Именно принцип различия подушек по расположению в салоне лежит в основе основной классификации подушек безопасности.
Фронтальные
Как становится понятно из названия, предназначены они для погашения импульса при лобовом столкновении. Подушка водителя расположена в рулевом колесе, а пассажирская спрятана в панели. Основной целью фронтальных подушек является предотвращение травмирования самых уязвимых мест на теле: головы и шеи. Подушка поглощает порядка 90% всего импульса, а также значительно смягчает контакт лица с находящейся перед ним поверхностью.
Боковые (шторки)
Как правило, шторки располагаются в крайних полостях сидений водителя и пассажира. В отличие от фронтальных, боковые подушки безопасности призваны смягчить последствия удара для корпуса в целом, а не только для верхней части тела. Также различают водительские и пассажирские подушки. В норме для каждого стоит по две шторки(они находятся по краям от головы).
Головные(шейные)
Их так же стоит по две на каждого. Представляют собой разновидность боковых, но более специализированную. Призваны защитить от бокового удара именно голову. Находятся в крыше автомобиля, как со стороны дверцы, так и в центре.
Коленные
Достаточно недавно появившаяся разновидность подушек, основной целью которой является защита от травм хрупкого коленного сустава. Со стороны водителя находятся под рулём, со стороны пассажира в районе бардачка. Стоит по две.
Центральные
Как и коленные, появились достаточно недавно и в функциональном плане очень похожи на шторки(боковые подушки безопасности). Обеспечивают дополнительную защиту для рук, прежде всего при боковых столкновениях. Размещаются такие airbag в центральной части салона. Их стоит максимум две на всю машину — по одной для передних и для задних(если возможно) пассажиров.
Кроме этого, все подушки можно условно также разделить на пассажирские и водительские. Дело в том, что водительское место, как правило, несколько отличается от пассажирских средним расстоянием между телом и ближайшими твердыми поверхностями в момент столкновения. Самое серьёзное различие заключается врасстоянии от тела водителя до рулевого колеса, которое сильно разнится с расстоянием между пассажиром и приборной панелью.
Имеют место и другие небольшие различия в расстояниях. В связи с этим, при установке подушек безопасности их размер и скорость полного срабатывания должны подбираться с учётом их расположения и конструкционных особенностей автомобиля. К счастью, в настоящее время в продаже уже начинают появляться подушки, работу которых можно идеально отрегулировать исходя из множества параметров, среди которых есть даже такие, как рост и вес водителя.
В настоящий момент ведутся разработки нового вида подушек безопасности, предназначенных для задних пассажиров. Толчок для начала разработок — частые травмы среди задних пассажиров, которых ремни безопасности не всегда спасают от удара. Причина, по которой подушки для задних пассажиров ещё не созданы заключается в ещё более значительных, в отличие от передних мест, колебаниях расстояний между пассажиром и внутренними поверхностями автомобиля. Это подразумевает, что принцип работы задних подушек хоть и будет основываться всё на том же пиропатроне и выбросе газа, неизвестно, сколько технических модификаций придётся претерпеть им до своего окончательного воплощения в жизнь. Однако с учётом существующих достижений в области разработок систем безопасности, можно быть уверенными, что они появятся в продаже уже в ближайшие годы.
Виды подушек безопасности
Фронтальная подушка безопасности
Фронтальные подушки предназначены для защиты от удара в переднюю часть автомобиля и являются наиболее распространёнными: большинство новых автомобилей имеют фронтальные подушки водителя и переднего пассажира.
Кроме того, что эти подушки исключают удар об элементы автомобиля, они также уменьшают замедление человека в случае ДТП. То есть человек теряет скорость медленнее, а следовательно испытывает меньшие перегрузки. Это позволяет уменьшить риск травм внутренних органов.
Фронтальная подушка безопасности водителя размещается в центре рулевого колеса. Фронтальная подушка переднего пассажира расположена в верхней части передней панели.
Подушки пассажира и водителя различаются по размерам, поскольку расстояние между головой водителя и рулевой колонкой меньше, чем расстояние между головой пассажира и панелью.
При поездке в автомобиле с фронтальными подушками безопасности (место их расположения обозначается словом airbag на передней панели) следует соблюдать элементарные меры предосторожности. Например, пассажир не должен держать в руках сумку, пакет или другие предметы
Кроме того, не следует упираться коленями в место расположения подушки. Нарушение любого из этих правил может исказить эффект от использования подушек безопасности, т.к. пассажир получит травмы по собственной же вине.
Передняя боковая подушка безопасности
Боковые подушки безопасности предназначены для защиты плеча, бока и таза при боковом ударе автомобиля. Обычно они устанавливаются в боковой части передних кресел (со стороны дверей автомобиля).
Боковые подушки распространены меньше, чем фронтальные. Они устанавливаются на более дорогих автомобилях или в более продвинутых комплектациях.
В автомобилях с боковыми подушками безопасности нужно соблюдать дополнительные правила перевозки грузов. Нельзя размещать в карманах дверей сильно выпирающие предметы. В случае ДТП они могут помешать работе подушки и навредить человеку.
Задняя боковая подушка безопасности
Задняя боковая подушка безопасности защищает плечо, бок и таз заднего пассажира при боковых ударах. Ее предназначение аналогично передней боковой подушке безопасности.
Задние боковые подушки обычно располагаются в нижней части боковой обшивки автомобиля (сбоку от задних сидений).
Шторки безопасности
Шторки безопасности предназначены для защиты головы водителя и пассажиров при боковых ударах.
Бывают 2 типа шторок безопасности:
- только для переднего ряда сидений
- одновременно для переднего и заднего рядов
Шторки безопасности размещаются в боковой части крыши автомобиля (непосредственно над оконными проемами), а также частично в боковых стойках.
В случае бокового удара шторка безопасности раскрывается таким образом, чтобы полностью закрыть боковые стекла автомобиля. Она защищает от ранений осколками стекла, от ударов о стойки и другие жесткие предметы.
Коленная подушка безопасности
Коленная подушки безопасности предназначена для защиты коленей водителя или переднего пассажира при фронтальном (переднем) ударе.
Подушка водителя располагается под рулевой колонкой в нижней части панели. Подушка переднего пассажира также выполняет защиту при переднем ударе, однако располагается она перед пассажирским сиденьем.
При наличии коленной подушки безопасности нужно внимательно отнестись к регулировке водительского сиденья. Ноги водителя должны находиться не менее, чем в 10 сантиметрах от нижней части панели.
При наличии коленной подушки безопасности нужно внимательно отнестись к регулировке водительского сиденья. Ноги водителя должны находиться не менее, чем в 10 сантиметрах от нижней части панели.
Шторки для автомобиля: прихоть или необходимость?
data-full-width-responsive=»true»>
Вот и наступило долгожданное лето! Но вместе с хорошей погодой пришли и некоторые неудобства, в частности в жизнь автомобилистов, которые столкнулись с извечной проблемой каждого водителя – ярким палящим летним солнцем.
Шторки на автомобильные стекла летом вещь достаточно практичная
И это действительно проблема:
- Во-первых, солнце светит прямо в глаза, из-за чего водитель плохо видит дорогу и другой транспорт, что может грозить крупной аварией;
- Во-вторых, жара: если вам нужно припарковаться на часок-другой, пока ваша семья будет гулять, приходится искать стоянку, где есть тень – в противном случае через некоторое время автомобиль нагреется так сильно, что сидеть в нем будет просто невозможно, особенно если у машины обивка сидений темного цвета или большие стекла. Ну а если вам не повезло попасть в пробку на том участке дороги, где светит солнце, то никакой новомодный кондиционер не спасет вас от удушливой жары;
- В-третьих, ультрафиолет, чье воздействие на обивку и другие отделочные материалы салона крайне неблагоприятное: происходит выцветание, материалы быстрее становятся непригодными.
На заметку: по словам специалистов, скорость повышения температуры в салоне также зависит от используемой краски и шероховатости кузова.
Все просто: например, белый автомобиль, на котором много засохших грязных пятен, нагревается быстрее черного, но вымытого и обработанного полиролью автомобиля, а использование на кузове красок типа «металлик» способствует не такому быстрому нагреву салона машины, поскольку они лучше отражают свет.
Учитывая все эти неприятные моменты летнего солнцепека, можно с уверенностью заявить, что шторки на автомобильные стекла – это необходимость, поэтому не стоить временить с покупкой, ведь даже на чистой и отполированной машине, покрашенной в белый «металлик» они помогут снизить нагрев до 9-10 градусов.
Кроме того, шторки в автомобиле имеют и другие практические применения. Так, например, если у вас дорогой автомобиль, либо в салоне есть что-то ценное (та же магнитола), они помогут скрыть от злоумышленников внутреннее убранство машины, а если вам предстоит проехать большое количество времени, можно уберечь своего ребенка от жары. В конце концов, с автомобильными шторками удобно переодеться или подремать, приехав на пляж.
На заметку: шторки для автомобильных стекол созданы, прежде всего, для функционала, а не эстетического удовольствия, поэтому покупайте нормальные шторки, а не подобие занавесок, висящих в вашей гостиной. Как подобрать хорошие автомобильные дворники для стекол читайте здесь.
Требования закона к использованию шторок в автомобиле
Многие водители зачастую слишком уверены в своей правоте и ошибочно полагают, что инспектора не имеют права назначать штраф за каркасные шторки. Заблуждение их основывается на отсутствии конкретного запрета в КОАП на установку шторок на передние боковые стёкла.
Мода на каркасные шторки появилась в стране после введения запрета на плотную тонировку автомобильных стёкол. Они выполняют защитные функции салона, защищая его от солнца, любопытных взглядов и москитов. Но помимо пользы, шторки таят в себе и опасность, закрывая обзор водителю и провоцируя ДТП.
У данного приспособления, по сравнению с тонировкой, есть явное преимущество, поскольку при необходимости шторки можно сдвинуть
Но многие водители, игнорируя такую возможность, передвигаются в авто с закрытыми шторками, привлекая внимание ДПС. Связаны их действия скорее всего с недостаточной осведомлённостью, разрешены ли шторки на передних стёклах ТС
Связано это с тем, что по закону не существует разграничения на то, каким именно способом затемнены стёкла. Если светопропускная способность меньше требуемой по закону, эксплуатация автомобиля не разрешена. Данное правонарушение достаточно чётко прописано в статье 12,5 КОАП. В соответствии с этой статьёй шторки относятся к категории затемняющих плёнок. Не соответствующих требованиям к безопасности движения.
Использование шторок запрещено также в соответствии с «Перечнем неисправностей…», пункт 7.3 которого не допускает устанавливать в автомобиле предметы или наносить покрытия, ограничивающие водителю обзор. Так что в этом документе содержится прямой запрет на эксплуатацию автомобиля со шторками.
Общие положения
Совокупность конструктивных элементов, применяемых для защиты пассажиров от травм при аварии, составляет систему пассивной безопасности ТС, действие которой направлено на снижение тяжести дорожно-транспортного происшествия.. Большинство систем пассивной безопасности срабатывают во время столкновения, если активные системы безопасности не смогли помочь водителю предотвратить столкновение или избежать его. Система должна обеспечивать защиту не только пассажиров и конкретного автомобиля, но и других участников дорожного движения. Важнейшими компонентами системы пассивной безопасности (SRS — Supplementary Restrait System) современных ТС (рис. 1) являются:
- устойчивый к деформации кузов с крышей соответствующей прочности и зонами деформации в передней, задней и боковой частях автомобиля (они защищают пассажиров путем целенаправленного поглощения энергии столкновения);
- система ремней безопасности с натяжителями, включая систему безопасности детей (ISOFIX);
- система подушек безопасности (передних, боковых, коленных и головных (занавесок));
- активные подголовники;
- травмобезопасная рулевая колонка;
- травмобезопасный узел педалей;
- безопасные стекла;
- аварийный выключатель аккумуляторной батареи (АКБ);
- система защиты пешеходов и велосипедистов;
- подушка безопасности для пешеходов;
- система защиты при съезде с дороги;
- система защиты при опрокидывании на кабриолете;
- системы экстренного и аварийного вызовов и др.
Рис. 1. Компоненты системы пассивной безопасности: 1 — аварийный выключатель АКБ; 2 — безопасный самооткрывающийся при столкновении капот; 3 — подушка безопасности переднего пассажира; 4, 5 — боковая подушка безопасности переднего пассажира; 6 — активные подголовники; 7 — задняя правая подушка безопасности; 8 — левая головная подушка безопасности; 9 — левая задняя подушка безопасности; 10 — датчик удара задней подушки безопасности со стороны водителя; 11 — натяжитель ремня безопасности; 12 — боковая подушка безопасности водителя; 13 — датчик удара боковой подушки безопасности водителя; 14 — подушка безопасности водителя; 15 — коленная подушка безопасности; 16 — блок управления подушек безопасности; 17 — датчик удара фронтальной подушки безопасности водителя; 18 — датчик срабатывания пиропатрона капота; 19 — датчик удара фронтальной подушки безопасности переднего пассажира
Современной разработкой является система защиты пешеходов. Особое место в пассивной безопасности автомобиля занимает система экстренного вызова.
Системы пассивной безопасности автомобиля имеют электронное управление, обеспечивающее эффективное взаимодействие большинства компонентов. Конструктивно система управления включает датчики, блок управления и исполнительные устройства.
Датчики фиксируют параметры, при которых возникает аварийная ситуация, и преобразуют их в электрические сигналы. К ним относятся датчики удара, выключатели замка ремня безопасности, датчик занятости сиденья переднего пассажира, а также датчик положения сиденья водителя и переднего пассажира. На каждую из сторон автомобиля устанавливается, как правило, по два датчика удара. Они обеспечивают работу соответствующих подушек безопасности. При оборудовании автомобиля активными подголовниками с электрическим приводом датчики удара применяются в задней части. Выключатель замка ремня безопасности фиксирует использование ремня безопасности. Датчик занятости сиденья переднего пассажира позволяет в случае аварийной ситуации и отсутствии на переднем сиденьи пассажира сохранить соответствующую подушку безопасности. В зависимости от положений сидений водителя и переднего пассажира, которые фиксируются соответствующими датчиками, изменяется порядок и интенсивность применения компонентов системы.
Сравнивая сигналы датчиков с контрольными параметрами, блок управления распознает наступление аварийной ситуации и активизирует необходимые исполнительные устройства элементов системы.
К исполнительным устройствам системы пассивной безопасности относятся пиропатроны подушек безопасности, натяжителей ремней безопасности, аварийного размыкателя аккумуляторной батареи, механизма привода активных подголовников (при использовании подголовников с электрическим приводом), а также контрольная лампа, сигнализирующая о непристегнутых ремнях безопасности. Активизация исполнительных устройств производится в соответствии с заложенным программным обеспечением.
В зависимости от типа и класса ТС применяются различные сочетания компонентов системы пассивной безопасности.
Виды подушек
Подушки разделяются на несколько типов в зависимости от того, где они размещены в салоне транспортного средства:
- фронтальные – они защищают водителя и переднего пассажира. Водительская размещена в рулевом колесе, пассажирская – в верхней части «приборки». Впервые данное устройство появилось в машинах марки Мерседес-Бенц в 1981 году;
- боковые – их первыми начали использовать инженеры бренда Вольво. Они защищают человека при боковом ударе. Чаще всего приспособление крепится к спинке передних кресел;
- коленные – необходимы для защиты одноименной части тела. Такая подушка размещена под бардачком. В некоторых машинах они доступны и для пассажиров заднего ряда;
- головные или шторки – защищают голову в момент столкновения. Устанавливаются между стойками;
- центральная – данное устройство было изобретено автоконцерном Тойота в 2009 году. Подушка защищает пассажиров от вторичных повреждений при боковом ударе.
Фронтальные
«Аэрбеги», расположенные в рулевом колесе (водительские) и в верхней части панели инструментов (пассажирские), считаются самыми распространенными. Они устанавливаются даже на самые бюджетные машины. Эти подушки отличаются друг от друга по размерам, так как расстояние от руля до водителя значительно меньше, чем от человека, сидящего рядом, до «торпедо».
Элементы срабатывают только при столкновении передней части авто. Однако уже разработана подушка безопасности водителя многоступенчатого типа, которая активируется при столкновениях разного типа и тяжести.
При поездке в авто с фронтальными защитными элементами нужно обязательно уточнить у водителя, есть ли в «торпедо» пневмоподушка. Если таковая имеется, то в руках нельзя перевозить сумки, пакеты и прочие предметы или упираться коленями в место, где находится airbag.
Боковые
Данная разновидность пневмоподушек обычно встречается только в «продвинутых» комплектациях авто. Такие «аэрбеги» предназначены для зашиты плеч, грудной клетки, живота и таза в случае бокового столкновения. Как правило, эти элементы размещаются внутри передних сидений, но также есть и модели для задних кресел, предназначенные для защиты людей, сидящих сзади.
Шторки
Также эти элементы часто называют головными подушками безопасности, которые по большому счету тоже предназначены для защиты пассажиров и водителя от боковых ударов, а также от осколков стекла. Они, как правило, устанавливаются либо только для передних сидений, либо для обоих рядов кресел. Размещаются эти элементы в боковых частях крыши авто (над окнами) и иногда в боковых стойках.
Коленные
Данные защитные элементы срабатывают при фронтальном ударе авто. Такие подушки устанавливаются преимущественно на автомобилях средней ценовой категории (С-класса). Как правило, защитные элементы этого типа находятся под рулем и под «торпедо».
Также сегодня встречаются и менее распространенные разновидности «аэрбегов». К ним относятся задние боковые подушки и центральные пневмоподушки.
Стоит учесть, что при покупке б/у авто у многих может возникнуть логичный вопрос, как проверить подушки. Дело в том, что прежний владелец машины мог уже использовать газовый заряд устройства, но не наполнил airbag повторно (сделать это можно только в автосервисе).