Т-74
1962 – 1983 г.в.
На замену 75-му вскоре Харьковский завод, производивший лучшие советские гусеничные трактора, представил новинку для сельского хозяйства с улучшенными характеристиками. Получился он массовым, за все время на свет вышло 880792 единицы. Внешне он практически не имеет отличия от своих предшественников. Основным двигателем машины стал дизельный СМД-14А, который развивал мощность до 75 лошадиных сил. Механическая 6-тискоростная коробка передач и 2 рычага для управления сельскохозяйственной техникой.
Масса гусеничного трактора достигла 5,91 тонны, кабина полностью закрытая и даже получила обогрев. Здесь у водителя в распоряжении было сразу 2 мягких кресла, стеклоочиститель и рычаги для управления. Все электрооборудование работало от напряжения в 12 В.
- Масса: 5,91 т
- Длина: 4,22 м.
- Высота: 2,32 м.
- Ширина: 1,84 м.
- Мощность: 75 л.с.
Первенец России
Наша страна всегда была богата талантами. Славилась она и своими изобретателями. Были среди них и такие, которые работали в сфере создания техники для сельского хозяйства.
Вопрос о механизации земледелия был поднят еще в 18-м в. агрономом И. М. Комовым. К середине 19-го в. Д. А. Загоякским и В. П. Гурьевым были разработаны паровые тягачи, предназначенные для пахоты. Первый такой агрегат на гусеничном ходу был собран и испытан в 1888 г. Ф. А. Блиновым.
Однако официальной датой появления российского тракторостроения считают 1896 г. Именно тогда на ярмарке в Нижнем Новгороде собравшейся публике был продемонстрирован самый первый в мире паровой трактор на гусеничном ходу.
К началу 20-го в. конструктором Я. В. Маминым был изобретен бескомпрессионный двигатель, который работал на тяжелом топливе. Он замечательно подходил для работы транспортных средств. Первый трактор, в котором был установлен 18-киловаттный двигатель внутреннего сгорания, был собран в 1911 г. Этот агрегат назвали очень патриотично – «Русский». После модернизации на этом тракторе появился двигатель на 33 кВт. Это придало ему больше мощи. Малосерийное производство таких тракторов было освоено на Балаклавском заводе. Штучно эта техника производилась в Коломне и Брянске, Харькове и Ростове, Кичкассе и Барвенкове, а также в некоторых других населенных пунктах. Однако общее количество выпускаемых в России тракторов было настолько малым, что не могло оказать существенного влияния на положение дел в сельском хозяйстве. К 1913 г. в стране насчитывалось 165 тракторов. Однако при этом Российская империя активно импортировала сельхозтехнику. Уже к 1917 г. в страну было завезено 1500 шт.
2 класс
Постепенно мы начинаем рассматривать более мощные классы тракторов. Таблица показывает, что со второго класса начинаются гусеничные модели. Обусловлено это ростом нагрузки и уровня сложности выполняемых задач. Кстати говоря, 20 лет назад, в этом классе можно было встретить только гусеничный трактор. Класс 2 тс на сегодняшний день, включает массу колесных моделей. Самыми популярными из ранних гусеничных аппаратов были Т-70 и Т-54В. Позже появилась колесная модификация ЛТЗ-155. Сегодня выбирая трактор класса 2 можно запутаться в обилии моделей. Среди лучших современных аппаратов, представленных на нашем рынке, можно выделить: «Беларус 1221, 1222»; американский John Deere 6020, 6130D и его земляка New Holland T6050 Delta; представителя Великобритании – CASE IH Maxxum 125; и «германца» Deutz Agrofarm 430.
«Кировец»: шаг в будущее
Первые в нашей стране энергонасыщенные колёсные трактора марки «Кировец» выпускаются с 13 июля 1962 года – в этот день первый «К-700» покинул сборочный цех Кировского завода в Ленинграде.
Эти мощные трактора пятого тягового класса, способные работать в высоком темпе с широкозахватным сельскохозяйственным оборудованием, позволяли в 2,5-3 раза увеличить производительность сельхозработ, про сравнению с обычными тракторами, и соответствующим образом снизить временные и трудозатраты.
Многолетний опыт эксплуатации «Кировцев» в различных условиях и климатических зонах показал высочайшую надёжность работы, простоту и удобство обслуживания, высокую ремонтопригодность и длительный срок службы.
За прошедшие десятилетия было выпущено более 480 тысяч «Кировцев». Абсолютное большинство из них – это те самые «К-700» и их модификации. Последние представители этого славного семейства – модификации «К-700А» и «К-701» – были сняты с производства в 2002-м году. Это решение было объяснено тем, что классические «Кировцы» морально устарели, а их кабины не соответствуют современным нормам безопасности.
Вместо них основной моделью Петербургского тракторного завода стал трактор «К-744» – осовремененный и доведённый до массового серийного производства проект ещё из начала 90-х годов (первые серийные трактора «К-744» были выпущены в 1995 году, исключительно для поставки на экспорт).
Однако трактора нового семейства тракторов «К-744» оказались гораздо более дорогими, чем проверенные годами «К-700». В связи с этим говорить о по-настоящему массовом производстве этих машин не приходится. А на рынке ещё долгие годы продолжал и до сих пор продолжает сохраняться некоторый спрос на недорогие восстановленные трактора «К-700», а также тягачи, бульдозеры, погрузчики и специальные машины на их базе, выпускаемые другими машиностроительными предприятиями России и самим ПТЗ («К-703М»).
Гусеница
Гусеница может оснащаться шарнирами открытой и закрытой конструкции. При открытой схеме звенья соединяются между собой пальцами, вставленными в отверстия. Звенья не проходят механическую обработку, обладают малым весом. Палец термически обрабатывается и имеет повышенную твердость поверхности. С одной стороны он оснащен головкой, которая не дает ему провалиться в отверстие, выполненное в звене. Другая сторона оснащена проточкой или отверстием под установку фиксатора (пружинной шайбы или шплинта).
Альтернативным решением является гусеница с шарниром закрытого типа. Звенья такого устройства изготовлены методом литья с последующей механической обработкой. Возможно использование составных звеньев, собираемых из нескольких элементов. Закрытый шарнир обладает износоустойчивостью, но для разборки узла требуется специальная оснастка.
Зацепление гусеницы и ведущей звездочки осуществляется при помощи цевки, которой служит проушина или специальная втулка. При движении в них упирается зуб звездочки.
Стальные гусеницы разрушают дорожное покрытие, что способствует появлению резинометаллических конструкций. Прочность такой гусеницы ниже, поэтому они применяются для оснащения колесных тракторов.
ДТ-54
Гусеничные трактора СССР (фото смотрите ниже) получили самое широкое распространение. Они были представлены множеством моделей, по количеству значительно превосходя колесные.
В модели ДТ-54 предусмотрен четырехтактный четырехцилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения, довольно жестко установленный на раме. Мощность мотора агрегата составляет 54 л. с. В его конструкции предусмотрена трехходовая пятиступенчатая коробка передач, соединенная карданом с основной муфтой сцепления. Рабочая скорость трактора находится в пределах от 3,59 до 7,9 км/час. Его тяговое усилие равно 1000-2850 кг.
ТОП 7 новых тракторов производства России
RSM 2375
Универсально-пропашной трактор 6 тягового класса производства Ростсельмаш. Был разработан в 2001 году и в течение 15 лет продавался под маркой Versatile-2375. Предназначен для средних и крупных хозяйств, используется для обработки больших площадей.
Машина агрегатируется с почвообрабатывающими орудиями для глубокой и поверхностной вспашки. Незаменима во время посевных работ, работает с девяти- и одиннадцатикорпусным плугом, 21-метровой пружинной и 11-метровой дисковой бороной, 12-метровым комплексом сеялок.
В стандартной комплектации на RSM 2375 установлены сдвоенные колеса, что предупреждает уплотнение почвы и не нарушает ее плодородности.
ДТ-75
Гусеничная самоходная машина от Волгоградского завода. Считается легендой отечественного производства. Ценится за высокую тяговитость и универсальность. Модернизированной версией ДТ-75 считается модель ВТ-90, применяемая для пахоты, культивирования, боронования, лущения стерни, посева и уборки сельскохозяйственных культур. Машина работает на лесозаготовке, выполняет ряд землеройных работ, совмещается с бурильными, сварочными и водоотливными установками.
К-707Т
Разработка ГК Балтиец. Колесная машина 5 тягового класса с гидромеханической многоступенчатой коробкой передач и двигателем мощностью 235 л.с. В стандартной комплектации продается с бездисковыми шинами низкого давления и протекторами повышенной проходимости.
Основное назначение – пахотные работы, культивация, боронование. Возможна докомплектация, что расширяет функциональность: К-707Т используется в мелиоративных и дорожных работах, а также выполняет задачи тягача прицепов до 60 т.
Петра-ЗСТ 390
Трактор производства Завода спецтехники г. Санкт-Петербург. Идеально подходит для выполнения работ в сельскохозяйственной отрасли. Предназначен для пахоты, боронования, посева и сбора урожая, культивирования.
Преимущества – комплектация мощными дизельными двигателями ЯМЗ 65854 и ЯМЗ 65855, сбалансированная подвеска переднего моста. Возможна эксплуатация во всех климатических зонах России. Работает в сочетании с бульдозерным оборудованием.
ATM 7360
Модель марки Terrion от Агротехмаша. Разработка 2011 года. Машина используется в сочетании с высокопроизводительными широкозахватными агрегатами, применяется для выполнения сельскохозяйственных и дорожных работ.
В стандартной комплектации трактор выпускается с бесступенчатой трансмиссией ZF и гидравлической системой Bosh. Преимущество этой модели – двигатель с водным охлаждением TCD 2013 L06 4V мощностью 260 л.с. Объем топливного бака – 700 литров.
Универсальность и востребованность Terrion ATM 7360 обусловлена высокой грузоподъемностью заднего устройства (13500 кг).
К-744Р
Кировец К-744Р – полноприводная универсальная машина общего назначения на шарнирно-сочлененной раме. Основное преимущество – выполнение широкого спектра работ с сохранением высоких показателей проходимости и выносливости.
ТТХ-215
Разработка Камского тракторного завода. Машина 3 тягового класса, выполняющая полный спектр сельскохозяйственных работ. Она не боится большого объема и по производительности и скорости превосходит многих конкурентов в своем классе. Экономична в потреблении топлива за счет комплектации дизельным двигателем Iveco. Плюс модели – система Power Management, отвечающая за постоянную скорость во время выполнения операций.
Используется в крупных аграрных хозяйствах, незаменим при проведении посевных и уборочных работ. Универсальность машине придает возможность работы с широким спектром навесного оборудования.
Мультик про тракторы
Добро пожаловать на сайт, посвященный мультфильмам про тракторы, машинки и паровозики!
У нас вы можете смотреть мультики про трактор онлайн бесплатно и без регистрации.
Мультик про трактор очень привлекателен для детей, видимо из-за того, что главный герой в жизни довольно часто встречается на улице и выделяется на фоне легковых и грузовых машин своими большими колесами, мощным ковшом и необычной формой кузова. К тому же, маленькие дети, да и многие взрослые тоже, с восхищением смотрят на то, как трактор с легкостью копает землю, тянет за собой прицепы или просто вытаскивает автомобили из грязи. Сценаристы знают про это, поэтому мультики про тракторы очень популярны как в России, так и за границей.
Практически все мультфильмы про тракторы наполнены добротой со стороны главного героя, искренней преданностью и трудолюбием. Такие мультики прививают ребенку заботу о близких, бескорыстность, доброту и порядочность. Когда маленькие дети, после того как посмотрев мультик про трактор, встречают их вживую на улице — их восторгу нет предела, так как тот герой, который совершил много хороших дел на экране монитора, вдруг оказывается совсем рядом, наяву. Можно отчетливо услышать звук двигателя и других механизмов, а если родители будут коммуникабельны, то попросят тракториста пустить ребенка посидеть в кабину, и тогда малыш будет просто счастлив.
Существует множество мультиков про машинки и паровозики, где трактор не является главным героем, но почти всегда ему достается положительная роль труженика, верного друга или он просто является позитивным персонажем. Довольно трудно даже представить, чтобы в мультике трактор был злодеем, ведь это не его роль, поэтому в большинстве случаев, когда в мультике встречается трактор, то у него положительная роль.
Первые мультики про машинки и тракторы были выпущены еще в советские годы, может именно благодаря им в детях воспитывалась любовь к сельскому хозяйству в целом. Страна переживала бурное развитие сельского хозяйства, везде нужны были работники, а тем более трактористы.
Зарубежные мультфильмы про трактор, в том числе голливудские, использовали те же принципы при составлении сценария — на примере трактора показать лучшие человеческие качества.
Смотреть мультик про трактор, а также мультики про машинки и паровозики, можно всей семьёй, поэтому желаем вам и вашим детям приятного просмотра!
Харьковский тракторный завод
Строительство ХТЗ им. Серго Орджоникидзе началось в 1930 году в 15 километрах к востоку от Харькова. Всего на постройку гиганта ушло 15 месяцев. Первый трактор покинул конвейер 1 октября 1931 года – это была заимствованная модель Сталинградского завода СХТЗ 15/30. Но главной задачей было создание отечественного трактора типа «Катерпиллар» мощностью 50 лошадиных сил. Здесь же коллективом конструктора П. И. Андрусенко разрабатывался перспективный дизельный агрегат, который можно было бы ставить на все гусеничные трактора СССР. В 1937 году завод запустил в серию модернизированную гусеничную модель на базе СХТЗ-НАТИ. Основным новшеством был более экономичный и при этом более производительный дизельный мотор.
С началом войны предприятие эвакуировали в Барнаул, где на его базе создали Алтайский тракторный завод. После освобождения Харькова в 1944 году производство было возобновлено на прежней площадке – легендарные трактора СССР модели СХТЗ-НАТИ снова пошли в серию. Основные модели ХЗТ советского периода:
- СХТЗ 15/30 (колесный, 1930).
- СХЗТ-НАТИ ИТА (гусеничный, 1937).
- ХТЗ-7 (колесный, 1949).
- ХТЗ-ДТ-54 (гусеничный, 1949).
- ДТ-14 (гусеничный, 1955).
- Т-75 (гусеничный, 1960).
- Т-74 (гусеничный, 1962).
- Т-125 (гусеничный, 1962).
В 70-е годы на ХТЗ была проведена коренная реконструкция, производство при этом не останавливалось. Упор был сделан на выпуск «трехтонников» Т-150К (колесный) и Т-150 (гусеничный). Энергонасыщенный Т-150К на испытаниях в США (1979) показал лучшие характеристики среди мировых аналогов, доказав, что трактора времен СССР не уступали иностранным. В конце 80-х были разработаны модели ХТЗ-180 и ХТЗ-200: они на 20% более экономичны, чем 150-я серия, и на 50% производительнее.
«Фордзон-Путиловец»
Все трактора СССР, которые страна производила в начале двадцатых годов прошлого века, изготавливались либо небольшими партиями, либо единичными образцами. Это не удовлетворяло потребности сельского хозяйства. Первый трактор в СССР, который был запущен в массовое производство, произвели в Ленинграде в 1924 г. За дело взялись рабочие завода «Красный Путиловец». Это были первые колесные трактора СССР, которые массово сходили с конвейера.
В результате отсоединения муфты, трактор остановился, после отключения шестерни водитель поднял инструмент и переместил трактор, избегая препятствия, а затем снова оставил инструмент. Целью такого трактора был специалист по полевым работам с крупными инструментами, оросительными работами или бульдозерами в строительстве.
Поэтому во второй половине шестидесятых годов в Гожуве было решено провести работы, направленные на разработку прототипа современного гусеничного трактора, который должен был стать следующим мазуром. Основная задача заключалась в том, чтобы получить высокую мощность трактор, большая тяга и сцепление, что позволяет выполнять широкий спектр работ в сложных условиях. Но это были небольшие экономические конструкции, все еще основанные на двигателях Сталина.
В качестве образца советские конструкторы взяли американскую модель Fordson фирмы Ford, выпускавшуюся еще с 1917 г. Это были первые трактора СССР (фото смотрите ниже), которые благодаря своей конструкции имели низкую стоимость. Кроме того, эти агрегаты по своим характеристикам превосходили «Коломенец» и «Запорожец».
Первоначально в каюте было 1 пассажир. Новый трактор разработан практически с нуля. Конструкция поддерживалась на мощной раме. Коробка позволила получить более точный выбор отдельных скоростей для данного типа работ. Оператор имел здесь до 6 вперед и 2 реверса. Управление было выполнено обычным способом для «гусениц», то есть для двух звеньев, соединенных с боковыми муфтами и независимых ленточных тормозов левой и правой силосных палочек. Последний предназначался для вождения канатных съемников, а первый для популярных сельскохозяйственных машин.
Модели «Фордзон-Путиловец» оснащались карбюраторным керосиновым двигателем в 14,7 кВт и развивали максимальную скорость 10,8 км/час. Их мощность на крючке составляла 6,6 кВт. В этих тракторах конструкторы предусмотрели трехскоростную коробку передач.
Данная модель выпускалась вплоть до 1933 г. За этот период с конвейера сошло порядка 36-49 тысяч агрегатов. Конечно, подавляющее большинство этих тракторов отправляли сразу на поля колхозов. Однако старые трактора СССР прекрасно зарекомендовали себя и в строительстве, которое испытывало нехватку моторизированной тяговой техники. На базе «Фордзона-Путиловца» устанавливали кран-укосину, который служил для выполнения погрузочных и разгрузочных работ. Также эти трактора выступали тягачами для прицепных рыхлителей.
Пожалуйста, обратите внимание на насос-нагнетатель, работающий на одном валу с 2-цилиндровым компрессором. Гусеничные гусеницы с самоочищающимися дисками характеризовались хорошей проходимостью
Мощный привод, гидравлика и подъемная система. Обратим внимание на широкие пластины самоочищающихся гусениц.
Тот факт, что это был трактор, разработанный с нуля, можно было увидеть с первого взгляда. Трактор получил очень современную стилистическую форму и форму кабины. Особенно в глазах появилась опускающаяся, остекленная одноместная каюта. Его форма была изменена в последующих прототипных изданиях, на двух дверях и расширена, так что в нее могли вписаться два человека.
«Коломенец-1»
Принцип создания единого тракторного хозяйства, который был заложен Лениным, мог быть реализован благодаря не только выпуску «железных коней», но и принятию комплекса мер, способствовавших организации испытательной и научно-исследовательской базы, а также решения вопросов организации и ремонта, открытия различных курсов по подготовке мастеров и инструкторов.
Последний считается предшественником бензиновых тракторов. Это предок двухцилиндрового Джон Дира! Трактор по словам Джона Фрёлиха. Кроме того, джентльмены по имени Чарльз-Харт и Парр работали над такими двигателями. Они сделали две вещи: они создали большую фабрику в Соединенных Штатах и подкрепили новое «тракторное» слово, которое до сих пор было неизвестно, и предполагалось определить машины, которые они создали.
Шесть лет спустя, Генри Форд вошел в кампанию. В детстве он ненавидел лошадь и тяжелую работу в поле. Форд решил облегчить получение машины. Большинство фермеров могли наконец позволить трактору! Работа набирала обороты до Первой мировой войны, когда мужчин и лошадей отправляли на фронт, основной рабочей силы сельского хозяйства. Это дало конструктору импульс действовать. — интенсивно развивается технология бензиновых двигателей. Благодаря этому их производство выросло в массовом масштабе. Следующие модели стали лучше.
Первые трактора СССР были выпущены в 1922 г. на Коломенском заводе. Руководителем данного проекта являлся Е. Д. Львов. Он считается основоположником российской школы тракторостроения.
Первый агрегат получил название «Коломенец-1». Без всякого сомнения, он явился настоящим символом начала новой эпохи в сельском хозяйстве страны.
Заказы на машины шли почти на всех континентах, каждый хотел увеличить свою производительность. Хотя первые тракторы были довольно неудобными и с трудом поддавались обработке, произошел прорыв. В сельском хозяйстве наступила новая эпоха — лошадиная сила для хорошей замены поезда. Однако вернемся к концу Первой мировой войны. Первоначальный ассортимент продукции включал различные виды вооружений, однако он постепенно расширялся телеграфами, телефонами и специализированными инструментами для дорожного строительства.
Также разработано гражданское производство автомобилей, велосипедов, измерительных приборов для промышленности, авиационных двигателей и других специализированных устройств. Однако заводы, особенно гражданское производство после освобождения, были очень быстро запущены. Мнения, собранные таким образом в отношении улучшений, были направлены в Чехословакию. Основные направления этих изменений были направлены на адаптацию трактора к агротехническим потребностям, облегчение и улучшение маневрирования трактора и увеличение долговечности тракторных механизмов.
Технические характеристики
- Число мест в кабине 2
- Число мест в кузове 8
- Длина, мм 4150
- Ширина, мм 1855
- Высота (по кабине), мм 2360
- База опорных катков, мм 1795
- Колея (по серединам гусениц), мм 1435
- Ширина гусениц, мм 310
- Шаг трака гусеницы, мм 86
- Дорожный просвет, мм 288
- Ширина гусениц, м 0,31
- Двигатель «1МА», 4-цилиндровый, 52-56 л.с.
- Коробка передач 5 вперёд и 2 назад
- Снаряжённая масса с экипажем без груза, кг 5840
- Грузоподъёмность платформы, кг 1500
- Масса прицепа, кг 4500
- Среднее удельное давление на грунт с грузом на платформе, кг/см² 0,64
- Топливо, л: керосин или лигроин — 148, бензин или петрол — 14
- Запас хода по шоссе, км без прицепа, км 145 (9 ч)
- Макс. скорость по шоссе, км/ч 21,5 (до 22)
- Предельный допустимый преодолеваемый по твёрдому грунту без прицепа, град. 40
- Максимальный преодолеваемый подъём по сухой грунтовой дороге с грузом и общей массой прицепа 7000 кг, град. 17
- Часовой расход топлива при движении по шоссе, кг: без прицепа — 10, с прицепом — 12
- Минимальный расход топлива на 1 км пути (на 5-й передаче) по шоссе, кг: 0,8
Гусеничные трактора СССР
Начиная с середины 60-х годов прошлого века в России активно проводились исследования по эффективности применения в сельском хозяйстве тракторов колесного типа.
В отличие от колесных, они не вызывают большого уплотнения почвы, влекущего снижение урожайности на 25%. Есть у гусеничных моделей и другие преимущества:
- более высокая проходимость по рыхлым и вязким грунтам;
- снижен риск пробуксовывания;
- более высокие тяговые характеристики.
В связи с этим было принято решение о переходе крупнейших тракторостроительных заводов страны на производство машин на базе гусениц. К 80-м годам 20 века колхозы и совхозы России были полностью укомплектованы техникой этого типа.
Техника данного вида представлена следующими моделями.
Коммунар
Коммунар — первая модель гусеничного трактора, производство которой осуществлялось ХТЗ (Харьковским тракторным заводом) с 1924 по 1931 гг. В период Великой Отечественной войны эта техника использовалась в качестве тяговой для артиллерийских орудий. Всего было разработано 3 модификации базовой модели:
- Г-50;
- Г-75;
- З-90.
Технические характеристики трактора Коммунар:
- масса — 8,5 т;
- мощность — 50 л. с.;
- максимальная скорость — 7 км/ч;
- коробка передач трехступенчатая (2 вперед и 1 назад).
Дт-54
В 50-х годах прошлого века было налажено производство первого дизельного гусеничного трактора Д-54. Его выпуск осуществлялся тремя крупнейшими заводами страны: Сталинградским, Харьковским и Алтайским. Эту мощную машину использовали для всех видов работ, где требовались выносливость, проходимость, большое тяговое усилие.
Д-54 был оборудован 5-ступенчатой механической коробкой передач, развивал скорость до 5,7 км/ч, обладал тяговой мощностью 2000 кгс.
Т-100 – знаменитая «сотка»
С 1963 по 1977 гусеничный трактор выпускался Челябинским тракторным заводом и имел большой модельный ряд. Был оборудован 4х-тактным двигателем Д-108, работающим на дизельном топливе. Кабина отличалась повышенной комфортностью за счет мягкого сиденья и вентиляции салона.
Первая модель была спроектирована для использования в составе бульдозера ДЗ-53, который имел канатную систему для управления навесного оборудования. В дальнейших модификациях система была заменена на гидравлику. Промышленный трактор использовался на стройках как шасси для подъёмного крана, трубоукладчика, свайного копра; в сельскохозяйственной отрасли популярностью не пользовался из-за малой скорости.
Дт-75 — самый массовый гусеничный трактор СССР
Д-75 — спецтехника общего назначения, выпускаемая в России с 1973 года. Первые машины были оснащены дизельными двигателями мощностью 75 л. с. Трактор имеет рамную конструкцию, в первоначальном варианте был оборудован кабиной автомобильного типа с регулируемым по высоте сиденьем.
Начиная с модификации Д-75М высота и оснащение кабины регулярно претерпевали изменения в сторону повышения комфортабельности.
Для эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями предусмотрена возможность холодного запуска двигателя. Конструкция машины позволяет присоединять к ней полунавесное оборудование бокового типа. Это предоставляет возможность использовать трактор как бетоноукладчик и погрузчик. Таким образом спектр выполняемых спецтехникой задач был расширен. В него вошли бурильные, дорожные и строительные работы. По сей день тракторы этой модели востребованы сельским хозяйством и промышленностью, активно эксплуатируются в самых разных условиях.
В дивизионной артиллерии
Нехватка тягачей вынуждала использовать «Комсомольцы» для буксировки более тяжелых артсистем, например, пушек дивизионной артиллерии. В качестве примера можно привести описание деятельности специальной батареи полка Артиллерийских краснознаменных курсов усовершенствования командного состава (АККУКС). По директиве начальника Генерального штаба № 395889 от 23 декабря 1937 г. в районе Луги в период с 14 февраля по 17 марта предполагалось провести испытания пушек Ф-22 с участием вновь сформированной по особому штату четырехорудийной батареи артполка АККУКС.
По штату, разведка и связь должны были перевозиться тракторами «Комсомолец», а пушки – СТЗ-5. Однако тракторы СТЗ-5 не были готовы вовремя, и буксировку пушек было решено осуществлять «Комсомольцами». Это позволяло выяснить их возможности по обеспечению необходимой маневренности батареи 76-мм пушек Ф-22 на походе и в бою, определить тактическую подвижность батареи, установить прочность и надежность трактора в целом и отдельных его механизмов, а также удобство прицепки орудий, укладки имущества разведки и связи, размещения личного состава.
Всего на испытания поступили одиннадцать тракторов «Комсомолец», прибывших непосредственно с завода №37. В состав батареи были введены восемь тракторов: четыре из них предназначались для возки орудий и четыре – для перевозки разведки и связи. Пушка Ф-22 весила 1670 кг, а в походном положении с груженым передком – 2400 кг, и была для «Комсомольца» явно тяжела, поэтому в ходе испытаний перевозилась без передка. Сцепное устройство трактора позволяло цеплять Ф-22 без передка только за одну проушину, что затрудняло поворот с пушкой и приводило к порче хоботовых листов сошника и их креплений по-походному.
В ходе испытаний батарея выполнила дневные марши протяженностью 100 км (длительностью 5 ч 40 мин) и 150 км (8 ч) по скользкому, накатанному снежному шоссе. Предполагался и ночной марш на 35 км по лесному проселку, который начался в 2 ч, но из-за тяжелых дорожных условий (глубина снега до 0,5 м) он длился 10 ч и закончился в 12 ч дня, т.е. большая часть пути была пройдена при дневном свете. Хотя средняя скорость составила 3,5 км/ч, фактически на преодоление отдельных участков протяженностью всего 500 м было потрачено до 3 ч.
В ходе испытаний были выявлены: средняя тактическая скорость батареи при движении по шоссе, покрытому плотным, накатанным и скользким снегом (фактически гололед) – 19 км/ч; средняя техническая скорость – 22 км/ч; максимальная скорость – 40 км/ч. Средние техническая и тактическая скорости при движении по целине днем и ночью с зажженными фарами были примерно одинаковыми и составляли около 3,5 км/ч. Снежная целина глубиной более 350 мм оказалась практически непроходимой для «Комсомольца», так как он садился на брюхо и буксовал.
С орудием на прицепе тракторы Т-20 по мерзлому песчаному грунту преодолевали подъемы в 25° и косогоры до 25°. При снежном покрове глубиной более 200 мм они из-за буксования не могли преодолеть подъемы более 11°.
В целом тракторы Т-20 «Комсомолец» показали удовлетворительную проходимость на местности, преодолевая присыпанные снегом разрушенные окопы, ямы глубиной 1 м и шириной 3,5 м. Однако их надежность на этих испытаниях оставляла желать лучшего.
Эксплуатационные удобства были охарактеризованы как недостаточные. В частности, указывалось на жесткость сидений, малую длину брезентовых поясов, предназначенных для привязки личного состава (своеобразный аналог современных автомобильных ремней безопасности), и неудачную конструкцию их пряжек. Испытатели носили буденовки, которые цеплялись за тент, что, как о.
В целом, несмотря на букет производственных дефектов, было признано, что до поступления в армию транспортных тракторов СТЗ-5 «Комсомольцы» могут применяться для возки орудий дивизионной артиллерии (исключая 152-мм орудия обр. 09/30 г.), но без передков.
Также отмечалась необходимость создания прицепной повозки для перевозки выстрелов за трактором «Комсомолец», вес которой с грузом не должен был превышать 1,5 т. Такие специальные одноосные прицепы были изготовлены и прошли испытания. Выпуск прицепов, различавшихся конструктивно, осуществлялся на нескольких предприятиях.
Строительство тракторных заводов
Стало очевидным, что для обеспечения колхозов производительными тракторами необходимо строить специализированные заводы, объединяющие науку, конструкторские бюро и производственные мощности. Инициатором проекта стал Ф. Э. Дзержинский. Согласно концепции, новые предприятия планировалось оснастить современным оборудованием и выпускать в массовом порядке дешевые и надежные модели на колесной и гусеничной тяге.
Первое крупносерийное производство тракторов в СССР было налажено в Сталинграде. В дальнейшем значительно были расширены мощности Харьковского и Ленинградского заводов. Крупные предприятия появились в Челябинске, Минске, Барнауле и других городах СССР.
Обрусевший американец
Перенос американской технологии на российскую почву сопровождался множеством трудностей. , , опасаясь возможной конкуренции в будущем, отказала советским специалистам в консультациях и даже запретила посещение своих заводов.
В отсутствие какой-либо документации параметры производства зачастую приходилось рассчитывать опытным путем. Иногда это требовало оригинальных решений. Например, инженеры разрабатывали проект сборки трактора, наблюдая за водителями, которые делали это вручную. Полученные данные адаптировались под заводские условия и становились основой технологического процесса.
«Интернационал» не был первым трактором, скопированным в СССР. Несколькими годами ранее на «Красном Путиловце» был налажен выпуск «Фордзонов». Однако если при разработке последнего была сохранена американская дюймовая система мер, для СТЗ все расчеты были переведены в метрическую систему – впервые в стране.
5 класс
Техника данного класса в обязательном порядке оборудуется полным приводом и огромными колесами с глубоким протектором. Используется она в широком спектре сельскохозяйственных работ (предпосевная, посевная и уборочная компании) и как тягач для доставки прицепов по бездорожью. Из отечественных моделей наиболее востребованными являются «Кировцы», а точнее, модель К-700 во всех ее модификациях. Среди машин 5 класса также можно отметить: колесные «Беларусы» версий 2522, 2822, 3022 и 3023 и модель Terrion АТМ 5280; а также гусеничные Т-250 и Т-501. Что касается зарубежных представителей, то здесь популярность получили трактора: Buhler 2000, JD 8050 и серия Magnum/STX фирмы Case New Holland.
Тракторный завод в Челябинске
Это предприятие внесло свой весомый вклад в дело оснащения сельского хозяйства необходимой для него техникой. А во время войны здесь был налажен выпуск «самоходов» и танков.
Строительство ЧТЗ было начало в открытом поле, находящемся вдали от основных магистралей. При проектировании завода, первые производственные мощности которого были пущены в 1930 г., учитывался опыт аналогичных предприятий США.
01.06.1933 г. с конвейера ЧТЗ сошел первый гусеничный трактор «Сталинец-60». В 1936 г. их было выпущено уже более 61 тыс. На сегодняшний день эти трактора считаются устаревшими. Но в 30-е годы по своим характеристикам они почти вдвое превосходили технику, выпускаемую СТЗ и ХТЗ.
Начиная с 1937 г. на ЧТЗ стали выпускаться более экономичные модели С-65. Уже через год этот трактор получил высшую награду — «Гран-при» на выставке в Париже. Увидеть С-65 можно и в кино. Его использовали при проведении съемок знаменитого фильма «Трактористы».
В 1946 г. завод претерпел коренную реконструкцию. Одновременно с модернизацией оборудования начался выпуск С-80. В 1948 г., после окончательной перестройки предприятия, ЧТЗ выпускал в сутки от 20 до 25 единиц техники. В 1955 г. конструкторским бюро завода были начаты работы по созданию более мощного трактора модели С-100. В это же время не прекращалась разработка новых вариантов, которые позволили бы повысить долговечность С-80.
Модели тракторов, выпущенных ЧТЗ в период СССР, представлены следующими гусеничными:
- С-60 (1933 г.);
- С-65 (1937 г.);
- С-80 (1946 г.);
- С-100 (1956 г.);
- ДЭТ-250 (1957 г.);
- Т-100М (1963 г.);
- Т-130 (1969 г.);
- Т-800 (1983 г.);
- Т-170 (1988 г.);
- ДЭТ 250М2 (19789 г.);
- Т-10 (1990 г.).
Другие предприятия
Конечно, в статье перечислены далеко не все заводы, которые выпускали трактора СССР и продолжают свою деятельность после его распада. Это такие предприятия, как:
- Алтайское (Барнаул);
- Онежское (Петрозаводск);
- Узбекское (Ташкент);
- Кировское (Петербург);
- Павлодарское (Казахстан).
Находятся тракторные заводы в Москве и в Брянске, Липецке и Коломне, а также в других городах.
С 1991 г. в производстве этой техники началась новая эра. Если до этого периода все тракторные предприятия относились к одному министерству, то в настоящий момент многие из них стали находиться на территории новых государств. Кроме того, большинство заводов перешло в частные руки. Хочется верить в то, что история тракторостроения России и далее будет иметь достойное продолжение.