В каких случаях инспектор ДПС вправе останавливать транспортное средство?
Водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке. За невыполнение этого требования предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 800 руб. (п. 2.4 ПДД; ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ).
Право остановки автомобиля сотрудником ГИБДД
Полиция имеет право (п. 20 ч. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ):
1) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
2) проверять документы на право пользования и управления транспортным средством;
3) проверять документы на транспортные средства и перевозимые грузы;
4) проверять наличие страхового полиса ОСАГО владельца транспортного средства;
5) осматривать с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, транспортные средства и грузы при подозрении, что они используются в противоправных целях, с составлением соответствующего акта;
6) задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;
7) временно ограничивать или запрещать дорожное движение.
В отдельных случаях остановить транспортное средство вправе другие сотрудники полиции.
Основания для остановки автомобиля сотрудником ГИБДД
Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД являются (п. 63 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 N 185):
1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
2) наличие данных (ориентировок, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированных обстоятельств), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или административного правонарушения;
3) наличие данных (ориентировок, сведений оперативно-справочных и разыскных учетов, информации дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или наличие оснований полагать, что оно находится в розыске;
4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
6) выполнение распорядительно-регулировочных действий;
7) необходимость использования транспортного средства;
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
9) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
10) проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
Смотрите, какая тема — Имеют ли право сотрудники ГИБДД проверять техосмотр и диагностическую карту на дороге?
Проверка документов – это отдельная большая тема для обсуждения. И сотрудники ГИБДД обязаны действовать в строгом соответствии с Административным регламентом, введённым Приказом №664.
Является ли техосмотр, точнее, диагностическая карта, таким документом, который водитель обязан возить с собой и предъявлять для проверки по требованию инспектора ДПС в 2019 году? Что делать, если полиция на дороге требует этот документ, грозится штрафом и кто уполномочен для проверки техосмотра, мы и выясним!
Право ГИБДД проверять техосмотр
Такого права у инспекторов ДПС на дороге нет. Законодательство уже много лет назад возложило контроль над соблюдением прохождения техосмотра на сферу страхования – без действующей диагностической карты, которая в 2012 году пришла на смену талонам ТО, теперь невозможно будет оформить полис ОСАГО, а он обязателен для всех.
Но вовсе не это главным образом предписывает отсутствие права у сотрудников ГИБДД проверять техосмотр у водителя на дороге. Это регулирует Административный регламент, введённый Приказом №664, где не содержится ни единого пункта, регулирующего порядок требования у водителей диагностической карты.
https://youtube.com/watch?v=IN_qH4mJnUQ
Ну и напоследок самый главный документ для водителя – пункт 2.1.1 ПДД. Именно он содержит исчерпывающий список документов, которые водитель обязан возить с собой и передавать сотруднику для проверки. Такие документы включают в себя:
- водительское удостоверение,
- свидетельство о регистрации,
- страховку ОСАГО,
- в установленных случаях путевой лист и ряд других документов.
Действующие на 2019 год Правила дорожного движения ни в каком из своих пунктов не обязывают водителя предъявлять водителю техосмотр при проверке документов сотрудниками ГИБДД.
Таким образом, ни один из нормативно-правовых актов не регламентирует:
- ни обязанности передавать для проверки диагностическую карту,
- ни вообще возить её с собой,
- инспекторы ГИБДД не имеют права требовать у водителя техосмотр ни по одному из регламентов, приказов и законов.
Если инспектор угрожает выписать штраф
Тогда, логично, он действует вне рамок закона. Не будет ошибкой утверждать, что все сотрудники знают об отсутствии у них такого права. Но в сети, тем не менее, нередко проскакивает информация о том, что инспектор требовал от автолюбителя предъявить “талон техосмотра”, рассказывал об обязанности его иметь с собой и грозился выписать штраф 500 рублей за его отсутствие.
Чего не нужно делать в такой ситуации? Спорить с инспектором и требовать показать закон, обязывающий Вас показать диагностическую карту.
Просто нужно включить видеозапись и потребовать составить административный материал: постановление с протоколом.
В большинстве случаев при такой модели поведения инспектор отпустит Вас с миром и передумает штрафовать.
Чем грозит отсутствие техосмотра?
Между тем, для обычных водителей легковых автомобилей рисков непрохождения ТО и, как следствие, отсутствия диагностической карты, на дороге практически нет. Можно сказать, что есть только единственный недостаток – твёрдая взаимосвязь техосмотра и покупки ОСАГО. Без действующей карты Вы просто не сможете оформить полис.
Но есть риски для определённой категории водителей:
- если Вы работаете в такси,
- если ездите на автобусе или грузовом авто с числом мест более 8,
- если работаете с перевозкой опасных грузов.
Эти 3 случая также связаны с ОСАГО – страховая компания при страховом случае – ДТП по Вашей вине имеет право предъявить регрессное требование, если срок техосмотра прошёл.
Сколько действует ТО и как проверить действительность диагностической карты?
В общих случаях выдаваемая по результату прохождения техосмотра диагностическая карта действует 2 года с даты получения.
Для новых автомобилей её срок действия составляет 3 неполных года – до конца третьего.
На примере: если Ваш автомобиль 2019 года производства (не путать с годом покупки – узнать дату производства можно по VIN-номеру), то техосмотр будет действителен до конца 2021 года.
Основания остановки
Новый вариант закона дает право инспектору ГИБДД останавливать на дороге водителя автомобиля не на стационарном посту, а в любом месте, чтобы проверить документы. Однако такое место инспектор не может выбирать самостоятельно, для этого нужен приказ начальства. Данные изменения, касающиеся остановки вне стационарного поста, сделаны из-за большого сокращения постов ДПС. Это в свою очередь обусловлено массовым сокращением сотрудников Государственной автоинспекции.
На деле инспекторам и раньше можно было останавливать транспорт в любых местах, если проводятся спецмероприятия. Поэтому новый порядок почти ничего не изменил, особенно в городских условиях. Причину остановки инспекторы найдут без труда, а водители обычно не спорят с ними. Ведь проще достать и показать права, полис ОСАГО, чем вступать в споры с полицией, себе дороже обойдется.
Участки несения службы для инспекторов устанавливают, анализируя аварийность в данной местности, выявляя опасные места, сложные дорожные условия, оперативные сводки. Регламент запрещает инспектору курить во время общения с водителем, обязывает не грубить, быть вежливым, воздерживаться от дискриминации разного рода. Нельзя предъявлять неправомерные обвинения, оскорблять.
Останавливать можно по следующим основаниям:
- Нарушение ПДД, которое зафиксировано техническими средствами или визуально.
- Получены данные ориентировки о причастности водителя или пассажиров к преступлению, ДТП.
- Имеются данные об угоне или розыске автомобиля.
- Водитель является свидетелем ДТП, преступления, остановлен для дачи показаний.
- Участие понятым.
- Сотрудникам полиции срочно потребовался автомобиль.
- Запрещение или ограничение движения транспортных средств.
- Обеспечение беспрепятственного и безопасного проезда автомобилям спецслужб.
- Оказание помощи водителем другим участникам движения, либо полиции.
- Проведение мероприятия, исполнение по специальным распоряжениям.
- Плановая проверка. Проверяется автомобиль на предмет нахождения в розыске, транспортировку запрещенных веществ, людей в розыске.
- Угроза безопасности движения из-за поломки технических средств, дорожными работами, аварией техногенного характера, стихией, ЧС.
- Для проверки документов: водительского удостоверения, на транспортировку груза.
- Подозрения на розыск, участие водителя в преступлении.
Теперь нет пункта, по которому документы можно было проверять на стационарных постах. Поэтому инспектор может останавливать ТС для проверки документов в любом месте. Но это должно происходить при наличии основания проверки.
Отличие между двумя Приказами 185 и 664 состоит в том, что до этого были указаны основания остановки. Это было неправильно. Но первый пункт – признаки нарушения по подозрениям инспектора служат показания свидетелей, ориентировки. Если ему на дороге пришла ориентировка, что некоторый автомобиль участвовал в преступлении, то инспектор на полных основаниях остановить его.
Специальные мероприятия тоже являются веским основанием для остановки не на стационарном посту. Это относится к мероприятиям: «трезвый водитель», «безопасность детей» и другим.
Возможные опасные последствия отказа водителя остановиться
Конечно же, если водитель не заметил, что его пытается остановить сотрудник ДПС, например, при совершении трудного маневра или тогда, когда сигнал был подан очень поздно, то никаких последствий для него не будет.
А вот совершенно другой случай, когда водитель намеренно не остановился по требованию, даже когда сотрудник ДПС подал сигнал вторично.
Если водитель не выполняет требование остановить свой автомобиль, то сотрудник ДПС автоматически получает право приступить к преследованию нарушителя. Также сотрудник имеет право на передачу информации другому наряду ДПС, который, в свою очередь, получает право остановить автомобиль нарушителя в принудительном порядке. Все это регламентируется соответствующей статьей в административном документе ГИБДД.
Также можно изучить федеральный закон, посвященный полиции, в нем говорится, что сотрудник ДПС имеет право остановить автомобиль, водитель которого хотел уехать, используя при этом следующее:
- специальные средства, разработанные для избегания встречи с сотрудниками ДПС;
- временной запрет движения на тех или иных дорожных отрезках;
- грузовые или патрульные транспортные средства, которые стоят на проезжей части с целью заслона;
- применение огнестрельного оружия.
Неосуществление остановки: каким будет штраф?
Если водитель не остановился по требованию сотрудника ГИБДД, то в этом случае фиксируется нарушение, попадающее под штраф, установленный п. 2 ст. 12.25 КоАП РФ. Его величина — от 500 до 800 рублей. Данная норма действует с 2013 года, и в 2019-м новые правила, как и изменение суммы штрафа, вероятно, введены не будут (по крайней мере, пока что законодатель не выносит подобные инициативы на публику).
Отметим, что указанная «штрафная» норма также применяется, если попытку остановить автомобиль произвел не сотрудник ГИБДД, а представитель другого компетентного органа власти, у которого есть полномочия на осуществление контроля над транспортными средствами. Например, это может быть сотрудник Таможенной службы.
Далеко не во всех случаях сотрудник ГИБДД, которому не подчинился водитель и не остановил ТС, будет доволен одной лишь перспективой выписывания данному водителю штрафа на основании КоАП РФ. Вполне вероятно, что у него появится повод предпринять те или иные действия, направленные на принудительную остановку авто, которое промчалось мимо.
Последствия невыполнения требования об остановке
Любой гражданин, а не только водитель, обязан подчиняться требованиям сотрудника ГИБДД или полиции об остановке ТС.
Права водителя указаны в КоАП – ст. 12.25, ч.2, и в случае неподчинения участник движения может быть оштрафован на сумму от 500 до 800 рублей. Наказание допускается только в том в случае, если есть законные основания для остановки транспорта, в соответствии с действующим регламентом.
Если не были соблюдены нормы остановки, то есть она проведена с нарушениями Закона, то игнорирование водителем требований органов правопорядка не может квалифицироваться как нарушение ПДД.
Сотрудник ГИБДД вправе оформить на нарушителя (по его мнению) протокол, но водитель может внести в него свое несогласие, указать в нем пункты, которые были нарушены инспектором дорожной службы.
Если же остановка ТС будет препятствовать движению, создавать помехи, то проводить ее необязательно. Согласно п. 88 регламента ГИБДД, остановка авто не может производиться на участках дорог, где остановка запрещена ПДД.
Но если водителем была предпринята попытка игнорирования требования сотрудника полиции об остановке, то дорожный патруль имеет все законные права начать преследование авто. Либо инспектор ГИБДД может передать информацию о нарушителе на стационарный пост, где будет проведена остановка, но уже с предъявлением основания – водитель нарушил ПДД.
Сотрудники ГИБДД вправе остановить нарушителя с использованием:
- специальных средств (шипов);
- ограничителей движения (заграждения, другие ТС);
- огнестрельного оружия.
В каких случаях можно не выполнять требование инспектора ДПС об остановке?
Только в одном – на неосвещенной дороге тем сотрудником ГИБДД, у кого нет светоотражающих элементов на дороге. В этом случае можно игнорировать сигнал об остановке автомобиля.
Права и обязанности сотрудников ГИБДД
Существует обязательный регламент, который предписывает порядок действий инспектора ГИБДД при остановке ТС, прописанный в приказе МВД № 664.
Сотрудники ГИБДД, при исполнении служебных обязанностей, наделены следующими полномочиями:
- Инспектором может быть подан звуковой сигнал по громкой связи о приказе остановиться либо он может взмахом жезла указать на остановку ТС, с обязательным сигналом свистка. Но направление жезла должно четко указывать на то ТС, к которому применяется требование для остановки. Если жезл будет показывать на другой автомобиль, то можно продолжать движение.
- Инспектор вправе проводить аудио- или видеосъемку происходящего без привлечения понятых. При этом он должен уведомить о производимой записи водителя. Отснятые материалы приобщаются к протоколу.
- Инспектор имеет все основания предложить водителю выйти из автомобиля для проведения досмотра, устранения неисправностей в авто, выявления признаков опьянения, для привлечения водителя в качестве понятого либо иного содействия.
Правилами дорожного движения определен порядок остановки машин. При этом на сотрудников ГИБДД накладывается ряд требований:
- Местоположение патрульного экипажа определяется не из личных соображений сотрудников ДПС, а исходя из степени аварийности участка дороги и согласно распоряжению начальника соответствующего подразделения ГАИ.
- Если транспорт останавливается на дороге, то у инспектора должна быть одежда со светоотражающими элементами, а также служебное удостоверение и нагрудный знак.
- При общении с участниками движения инспекторы ГИБДД обязаны придерживаться этических норм поведения.
Если была осуществлена остановка с нарушениями этих правил, то водитель может обратиться с жалобой к вышестоящему руководству ГИБДД либо в суд.
Помочь грамотно написать жалобу могут наши юристы, если обратиться с запросом в конце статьи.
После остановки сотрудник ГИБДД обязан:
- сам подойти к авто, назвать свою должность, Ф.И.О.;
- по требованию предъявить служебное удостоверение;
- объяснить, почему ТС было остановлено;
- изложить требования о предъявлении необходимых документов;
- дать разъяснения по поводу нарушений, совершенных водителем.
Затем события могут развиваться по следующим сценариям:
- Сотрудник ГИБДД предложит выйти из авто для предотвращения возникшей неисправности либо устранения нарушенного правила перевозки груза.
- Выявив признаки алкогольного опьянения, предложит пройти на месте освидетельствование (тестирование).
- Проведет сверку заводских номеров главных узлов авто с заявленными в свидетельстве о регистрации.
- Предложит водителю авто оказать посильную помощь в транспортировке пострадавшего при ДТП или иное содействие.
По окончании всех законных мероприятий (после устранения выявленных неисправностей, составления протокола или постановления) в том случае, если нет причин для отстранения от права вождения, инспектор ГИБДД не имеет права вас далее задерживать и должен разрешить продолжить движение.
Неосуществление остановки: дело не ограничится штрафом?
Если по требованию сотрудника ГИБДД остановка не совершена, то это может привести к тому, что он воспользуется правом предпринять действия, предусмотренные п. 95-97 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 23.08.2017 № 664.
А именно:
- обратиться по рации к другому экипажу ГИБДД (предположительно находящемуся на пути следования автомобиля, который не остановился) с просьбой обеспечить остановку ТС;
- начать преследование ТС (с возможной его принудительной остановкой впоследствии).
Начав преследовать автомобиль, инспектор ГИБДД должен включить маячки и сирену на своей машине. Также необходимо, догнав нарушителя, с помощью громкоговорителя (или, если это уместно, жестами) сообщить ему о необходимости немедленной остановки. Кроме того, если потребуется, о действиях нарушителя по громкоговорителю информируются другие водители.
Машина может быть принудительно остановлена:
- Силами регулировщика (скорее всего, представляющего другой экипаж — с которым инспектор, предпринявший первую попытку остановить ТС, уже связался), выходящего на трассу.
Он специальными жестами дает понять водителю, ранее проигнорировавшему требование об остановке на посту ГИБДД, что нужно немедленно притормозить.
- Посредством блокирования трассы автомобилем ГИБДД (одним или несколькими) со включенными мигалками.
В сложных случаях — когда ситуация такова, что машину нужно остановить любой ценой, на трассу выставляется грузовик. При этом нельзя в качестве «стены» использовать грузовик, который перевозит опасные грузы, людей.
- С применением специальных средств — например, «ежей».
При этом эти спецсредства не могут быть использованы, если останавливаются:
- автобусы с пассажирами;
- автомобили дипломатических представительств других государств;
- мотоцикл (мопед) на дороге, расположенной в горах или зоне плохой видимости;
- любые ТС на железнодорожных переездах, путепроводах, в туннелях, на эстакадах или на мостах.
- С применением табельного оружия.
Догнав «непослушный» автомобиль, инспектор, действительно, вправе — если устные обращения к водителю ни к чему не привели, произвести выстрелы по преследуемой машине.
Основания для применения оружия инспекторами ГИБДД закреплены в статье 23 Закона «О полиции». Так, остановка машины с помощью огнестрельного оружия возможна, если:
- водитель неоднократно проигнорировал требования ГИБДД об остановке ТС;
- водитель может создать угрозу гражданам, которые находятся на пути его движения.
Таким образом, штраф за не остановку по требованию инспектора ГИБДД — сущий пустяк в сравнении с прочими возможными последствиями игнорирования призыва сотрудника Госавтоинспекции остановиться. Тем более, что для законопослушного водителя, как правило, нет причин беспокоиться по поводу такой остановки. Сотрудники ГИБДД ее обычно осуществляют, если у них есть серьезный повод сделать это (например, если похожий автомобиль числится в угоне, или если водитель фактически совершил нарушение ПДД). Оспорить ложное подозрение в данном случае, как правило, гораздо легче, чем обосновать неосуществление остановки позднее — особенно, если ГИБДД пришлось применять те самые спецсредства или не менее грубую альтернативу им.
Порядок лишения
После остановки автомобиля инспектор обязан представиться и предъявить удостоверение. У водителя проверяются документы, а полицейский решает, пьян ли водитель на основе следующих факторов (по приказу Минздрава 15.06.2015 №344н):
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-53-67 Москва; +7 (812) 425-62-04 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-29-86 Бесплатный звонок для всей России
- запах изо рта;
- водитель плохо держится на ногах;
- покраснение лица;
- невнятная речь;
- дрожание пальцев;
- неадекватное поведение.
По новому регламенту ГИБДД, вступившего в силу с октября 2017 года водитель в 2022 году должен выйти из машины по первому требованию. При обнаружении признаков алкогольного или наркотического опьянения инспектором составляется протокол, отстраняющий от управления ТС. Документ оформляется в присутствии двух понятых или с проведением съемки видеокамерой, второе разрешено по пункту 40 приказа МВД №664 от 23.08.17. В документ заносится информация о времени и месте происшествия, сведения о шофере, инспекторе и транспортном средстве, причине отстранения, после ознакомления две копии подписываются водителем и инспектором.
Затем составляется акт освидетельствования с проверкой на алкотестере. Проверка прибором в 2022 году проводится только после оформления протокола на отстранение от управления автомобилем! Несоблюдение порядка является грубым нарушением, которое вы можете обжаловать как на месте, так и на заседании суда. После двукратной проверки на пьянку с последующим лишением прав с промежутком в 20 минут в акт заносятся результаты (опьянение установлено или не установлено, отказался от прохождения). Документ копируется в трех экземплярах для водителя, инспектора и медицинской организации, фиксируется подписями всех причастных, включая понятых. В 2022 году по требованию водителя освидетельствование на пьянку может быть проведено в ближайшем медцентре, в который его доставит инспектор.
С 3 июля 2018 года со вступлением в силу Федерального закона №62, изменено примечание к ст. 12.8 КоАП РФ, таким образом вступили в действие новые правила медицинского освидетельствования автомобилиста. Основанием для признания водителя пьяным теперь является содержание алкоголя не только в выдохе, но и в анализе крови из расчета 0,3 г на литр биоматериала.
В случае, если вождение во время пьянки подтвердилось или водитель отказался от обследования, то по 27.13 КоАП машина эвакуируется на штрафстоянку. Избежать эвакуации можно при наличии в прямой доступности человека с доверенностью на машину и водительскими правами.
Нюансы
Если взыскания штрафа за не остановку по требованию инспектора ГИБДД избежать не удалось, можно попытаться обжаловать его в вышестоящих инстанциях. Однако при составлении и подаче жалобы нужно учесть ряд нюансов:
- Текст заявления на обжалование штрафа за не остановку по требованию инспектора ГИБДД лучше оформлять в официальном стиле с юридической терминологией и без сленговых выражений.
- Ни в коем случае не проявлять эмоциональных и тем более нецензурных речевых оборотов.
- Информацию лучше подавать в печатном виде – это более разборчиво, чем в письменном.
- Нельзя предоставлять заведомо ложную информацию.