Обеспечение режимов работы кондиционера
Возможно ручное и автоматическое регулирование потока отбора тепла из салонного воздуха. Обеспечивается это набором датчиков и органов управления. Контролируется несколько параметров:
- температура воздуха в салоне;
- давление в разных точках внутренних магистралей кондиционера;
- температура газа в испарителе;
- режимы работы двигателя – нагрузка, положение педали акселератора, температура охлаждающей жидкости;
- положение органов управления системой кондиционирования.
Информация собирается в электронном модуле, управляющем работой кондиционера. Именно он включает муфту компрессора и вырабатывает прочие управляющие команды.
Правильная эксплуатация автомобильного кондиционера
Чтобы довольствоваться прохладой в салоне личного транспорта предельно долго, не помешает знать, как правильно пользоваться кондиционером. Все устройства подобного действия разделены на ручные и автоматические, а потому управление достигается мануальной настройкой или регулируется климат-контролем.
В случае с ручным управлением угол подачи воздуха, температурный режим в салоне, включение и выключение регулируются не автоматически, тогда как функция климат-контроль выполняет основные операции без ведома человека.
Перед включением кондиционера рекомендуется проветривание салона машины. Эта мера желательна для уравновешивания температур в салоне автомобиля и на улице. Холодный поток, направленный в жарком салоне автомобиля на стёкла, может послужить причиной образования микротрещин. В дальнейшем характеристики стёкол только ухудшатся. Резкие перепады температур придутся вредными для организма и здоровья.
Также не стоит включать устройство на максимальные обороты, что послужит причиной резкого температурного перепада. Если в вашем автомобиле находится ребенок – воздержитесь от частого применения кондиционера, и решайте, нужен ли кондиционер в автомобиле вообще. Следует помнить о том, что оптимальная температура окружающей среды, безопасная и комфортная для жизнедеятельности человека, колеблется в пределах 20-23 градусов Цельсия.
В каждом автомобиле, оснащённом кондиционером, предусмотрены 2 режима функционирования – для притока воздуха снаружи автомобиля и отвода из салона на улицу. Первый вариант надо применять для отопления стёкол, тогда как второй режим подойдёт для прогревания воздуха в салоне машины.
Не забывайте о чистоте воздуха. С течением времени фильтрующие элементы системы охлаждения засоряются, загрязняются пылью, и чем больше грязи находится в фильтрах, тем хуже качество воздуха в салоне авто. Очищайте радиатор устройства, регулярно меняйте салонный фильтр, и тогда бактерии и пыль не будут вам страшны.
Из чего состоит автомобильный кондиционер
Конструкция достаточно типична для всех видов компрессорной холодильной техники, в неё входят:
- электрически подключаемый компрессор с электромагнитной муфтой свободного хода;
- радиатор в подкапотном пространстве (конденсатор);
- радиатор в салоне (испаритель);
- фильтр-осушитель;
- регулирующий клапан-испаритель;
- система управления с датчиками и реле;
- распределяющая потоки воздуха салонная арматура;
- вентиляторы обдува конденсатора и испарителя;
- трубопроводы нагнетания и обратки низкого давления.
По всей системе циркулирует рабочее тело кондиционера, это специальный газ фреон с низкой температурой кипения. В него введено некоторое количество компрессорного масла для смазки элементов системы. Герметичность трубопроводов и фиттингов обеспечивается резиновыми уплотнителями, для обслуживания и заправки имеется вентиль с клапаном.
Компрессор кондиционера
Для привода используется ременный шкив, объединённый с электромагнитной муфтой включения. В исходном состоянии шкив вращается свободно, а по команде автоматики на обмотку муфты поступает управляющее напряжение, замыкаются фрикционные пластины, и ротор компрессора приходит в движение. Давление на выходном штуцере нарастает, сжатый фреон поступает в конденсатор.
Радиатор конденсатора
Представляет собой эффективный теплообменник пластинчатой конструкции. Многочисленные трубочки и ребристые перегородки имеют значительную поверхность теплообмена с набегающим воздухом. Обычно для улучшения условий сброса тепла автоматически подключается вентилятор обдува.
Радиатор устанавливается в блоке прочих теплообменников в передней части машины. На нём же закрепляется фильтр осушителя, одновременно выполняющий роль сглаживающего колебания давления ресивера. Здесь сжатый газ теряет часть энергии за счёт охлаждения, что необходимо для ещё большего понижения температуры при последующем расширении.
Снижение температуры может привести к образованию кристаллов льда из присутствующей в газе воды. В фильтре она отделяется и не мешает работе далее по ходу потока расположенных устройств.
Регулятор испарения
За температурой на входе и выходе испарителя следит регулирующий автоматический клапан. В нём производится дросселирование потока и изменение производительности кондиционера. Если температура на выходе из испарителя велика, то надо добавить расход рабочего тела, что и производит регулирующий клапан. Его термостат перемещает перекрывающий поток золотник, расход газа увеличивается, температура уменьшается. Соответственно у клапана имеются четыре штуцера, по паре для участия в напорной и обратной магистралях.
Радиатор испарителя
Располагается в салоне, по своему устройству и принципу действия аналогичен всем прочим радиаторам автомобиля. В нём происходит теплообмен между охлаждённым фреоном и воздухом внутрисалонного пространства. Для ускорения обмена используется вентилятор отопителя, в этом случае он становится вентилятором всей системы обеспечения микроклимата. Скорость вентилятора можно регулировать автоматически или с пульта водителя.
Самостоятельная заправка автомобильного кондиционера
При ухудшении работы автокондиционера можно обратиться на станцию техобслуживания с готовностью выложить круглую сумму или попробовать для экономии заправить систему своими руками.
Вначале надо уточнить объём хладагента в автомобиле, чтобы купить нужное число баллончиков. Для этого под капотом обычно имеется табличка с указанием типа и количества фреона в контуре.
Для работы потребуются:
- вакуумный компрессор;
- ёмкость с фреоном;
- переходники;
- регуляторы давления;
- шланги.
Пошаговая инструкция предусматривает выполнение следующих действий:
- Найти под капотом магистраль низкого давления (небольшая широкая труба с более узкой трубкой снизу) с заправочным штуцером под защитным колпачком, тщательно очистить их от грязи.
- Открыть колпачок, надеть шланг на штуцер.
- Запустить мотор, поддерживать 1500 оборотов для прокачки газа по магистралям (потребуется посторонняя помощь или накладка на педаль газа).
- Включить максимальную рециркуляцию воздуха.
- Медленно открыть вентиль перевёрнутого вниз баллончика со фреоном, и одновременно повернуть переключатель магистрали.
- Постоянно контролировать показания манометра, которые не должны быть больше 275 кПа во избежание повреждения компрессора.
- Правильность выполнения процедуры визуально наблюдается через окошко фильтра-осушителя в виде прозрачности жидкости с отсутствием пузырьков.
- Завершить процесс при появлении холодного воздуха (до 10⁰ С) и глубоком охлаждении шланга рядом со штуцером.
Советы «бывалых»:
- Рабочий контур не проверяется на предмет утечки с помощью вакуума. Для проверки герметичности применяется опрессовка азотом.
- Для удаления масла надо промыть или полностью разобрать систему, включая снятие компрессора.
- Вакуумирование эффективно удаляет влагу из контура при проведении процедуры в течение не меньше 40 минут, а не предусмотренных для этого на СТО 15 минут.
- Автокондиционер функционирует с маслом PAG (полиалкилегликолевое). Не рекомендуется заливать вместо него недорогие синтетические масла POE (полиэфирные).
Удачных покупок. Берегите себя и своих близких!
Утечки и заправка хладоагентом
Абсолютную герметичность в системах под давлением обеспечить невозможно, поэтому количество хладоагента со временем даже в исправных кондиционерах уменьшается. Снижается эффективность, поэтому все системы требуют периодического обслуживания, в зависимости от состояния от 3-4 лет до года.
Процессы заправки регламентированы и включают себя очистку (вакуумирование) системы с последующим введением в неё строго определённого количества хладоагента. Избыток опасен повышенным давлением и разрушением элементов, недостаток ведёт к плохой работе кондиционера. Особенно это касается вводимого при заправке масла для смазывания узлов системы.
Какие бывают поломки
Что касается механических повреждений, то современные кондиционеры защищены от порыва в результате чрезмерного повышения давления. Для предотвращения подобных неисправностей существуют специальные датчики. В остальном механическим поломкам подвержен только компрессор и вентилятор.
Если обнаружена утечка фреона, то первый элемент, в котором она может образоваться, это конденсатор. Причина в том, что данный элемент устанавливается перед основным радиатором. Когда машина едет, передние детали могут подвергаться ударам камушков и жучков. В зимний период на него попадает грязь и химические реагенты, которыми посыпается дорога.
В процессе образования коррозии, а также постоянных вибраций могут образоваться микротрещины. Как только давление в магистрали поднимется, проблемный участок даст течь.
Вот еще некоторые поломки, которые могут возникнуть в процессе работы кондиционера:
- Постоянный шум из моторного отсека, независимо от того, включена климатическая система или нет. Причина такой проблемы – выход из строя подшипника шкива. Эту проблему лучше устранить на автосервисе. Там же заодно можно провести диагностику всей системы, чтобы предупредить другие поломки.
- Когда кондиционер включается, из-под капота доносится постоянный шум. Это признак поломки компрессора. Из-за частой работы и некачественных деталей в конструкции могут образоваться люфты. Если обратиться в мастерскую, как только появятся первые признаки нестабильной работы, удастся избежать дорогостоящего ремонта.
Стоит ли покупать автомобиль без кондиционера?
У автолюбителя всегда есть выбор, какой автомобиль купить — с кондиционером или без него? Если проанализировать стоимость автомобилей с кондиционером, то можно увидеть, что в среднем наличие его увеличивает стоимость автомобиля от 55 до 135 тысяч рублей в зависимости от модели авто. Причем в эту стоимость часто включают опции не особо жизненно важные.
В некоторых странах наличие кондиционера является обязательным из-за жары. А людям, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы просто необходимо иметь в салоне кондиционер. В нашей стране кондиционер может понадобиться в летние жаркие дни, в остальное время 8-9 месяцев будет достаточно естественной вентиляции.
Устройство заводского и самодельного кондиционера
Конструкция такого бытового прибора, как кондиционер, довольно сложная. Система охлаждения воздуха действует благодаря передаче тепла из одной зоны в другую: в жаркое время года — из дома на улицу, а в зимние месяцы — из пространства за стенами квартиры внутрь неё. За циркуляцию тёплых воздушных масс отвечает особое вещество — фреон, который при необходимости закипает и переходит в газообразное состояние, приобретая низкую температуру.
Устройство аппарата сложное, ведь он состоит из двух блоков
Температуру воздуха в помещении и давление фреона, называемого хладагентом, контролирует электронный блок управления, начинающий работать после получения сигналов от специальных датчиков. Поскольку функционирование кондиционера — это сложный процесс, смастерить систему охлаждения воздушной среды самостоятельно не просто.
Самодельные кондиционеры отличаются тем, что приходят в действие в результате продувания комнатного воздуха через холодные предметы. Этим объектом могут быть куски льда или приспособления, вырабатывающие холод, которые используют для хранения продуктов в сумках во время их перевозки летом.
Тёплый воздух становится холодным, будучи пропущенным сквозь лёд
Как сделать мини кондиционер для машины своими руками
Сделать нечто похожее на кондиционер в автомобиль от прикуривателя можно самостоятельно. Для этого вам понадобится:
- новый или старый пластиковый холодильный контейнер (он же сумка-холодильник);
- соответствующий по размеру радиатор печки;
- несколько вентиляторов (можно купить такие же, как для компьютерных видеокарт);
- провода;
- насос (можно взять аквариумный или от бочка омывателя стекол);
- старое автомобильное зарядное устройство для сотового телефона.
Насос необходимо укрепить на дне сумки-холодильника, а провода от него вывести наружу. На внутренней стороне делаем квадратный вырез диаметром с подготовленный радиатор, а с внешней стороны вырезаем два круглых отверстия под вентиляторы.
После этого необходимо:
- Привинтить вентиляторы и объединить их в проводку.
- Установить на внутреннюю сторону крышки радиатор, опустив его патрубок вниз.
Немного истории
История автомобильных кондиционеров началась практически одновременно с появлением первых авто.
Первой была реализована идея системы воздухоотводящих трубок, которые располагались под днищем автомобиля. Увы, эта идея не выдержала испытания практикой: побочным эффектом такого охлаждения было то, что грязь и пыль свободно проникали в салон автомобиля.
В 1884 году в Штатах было запатентовано следующее решение — кубики льда, расположенные под днищем автомобиля. Увы, лёд быстро таял и в целом был не слишком эффективным, хотя и оказывал определённое влияние на температуру салона.
И лишь появление холодильных агрегатов компрессорного типа позволило впервые установить в автомобиль то, что можно уже с современной точки зрения назвать кондиционером. Это произошло в 1939 году. Автомобиль марки Паккард стал первым авто, оснащённым системой охлаждения воздуха в салоне.
Первоначально использование автомобильного кондиционера было сопряжено с существенными затруднениями. Габариты установки были таковы, что она занимала почти весь багажник. Использовали её, только полностью заглушив двигатель. Ехать с включённым кондиционером не получалось – автомобиль глох. При этом цена кондиционера впечатляла: если стоимость автомобиля марки «Форд», к примеру, составляла в то время 740 долларов, то за кондиционер приходилось отваливать ещё 250 долларов.
Современный уровень развития кондиционеров – это уже совсем другая история. Агрегат прячется в недрах авто, практически не привлекая внимания к своим небольшим габаритам. Одно нажатие кнопки – и в автомобильном салоне устанавливаются максимально комфортные условия.
Виды
Полуавтоматическая – способна выполнять сразу нескольких операций. Нужные объёмы устанавливаются оператором, а контролируются системой.
Автоматическая – задаёт программы – как установить извлечение вещества, вакуумирование контура, заправку газа и заливку масла. Отработанный газ не стравливается в воздух, а сливается в резервуар для повторного использования. Процесс выполняется автоматически после установки оператором марки и типа холодильного оборудования. В некоторых случаях программа содержит базу данных автомобилей, где для каждой модели указаны объёмы масла и фреона. При этом обеспечивается надёжная защита от высокого и низкого давления.
Преимущества и недостатки
Плюсы:
- кондиционер пользуется воздухом с улицы
- установка внутреннего блока скрыта
- может одновременно обслуживать несколько помещений
- сборка системы является универсальной
- экономный продукт: его соединение с системой вентиляции снижает затраты на оборудование
Минусы:
- очень шумно работает
- такой кондиционер с точки зрения монтажа и проектирования – крайне сложный агрегат
Функционирование сплит-системы направлено на поддержание оптимального термического режима в комнате, а также на устранение вредоносных микрочастиц, содержащихся воздухе. Существует несколько базовых техник конструирования охлаждающей установки, содержание которых и будет рассмотрено ниже.
Эффективность системы
На эффективность работы автомобильного кондиционера влияют следующие факторы:
- регулярное обслуживание и профилактика системы;
- влажность воздуха;
- цвет автомобиля.
По поводу профилактики комментарии, пожалуй, излишни: любая техника работает нормально, если за ней правильно ухаживать. А вот что касается влажности – тут уж никакая профилактика не поможет: по законам физики, чем влажнее воздух, тем сложнее кондиционеру привести его к нужной температуре.
По поводу цвета машины всё тем более понятно: тёмные авто нагреваются на солнце быстрее, а остывают медленнее. Кстати, это касается не только наружного цвета, но и цветов оформления салона: светлые остывают быстрее.
Автокондиционер и расход топлива
Если в автомобиле установлен кондиционер, работа компрессора увеличивает нагрузку на двигатель и, соответственно, машина расходует больше топлива:
- на 10-15% больше — для бензиновых двигателей;
- на 9-13% больше — для дизельных силовых агрегатов.
С одной стороны, это – факт, с которым не поспоришь, и он вполне объясним: любой комфорт должен быть оплачен. Но есть и другая сторона вопроса. На самом деле существуют ситуации, в которых наличие работающего кондиционера в автомобиле, напротив, позволяет сэкономить. Например, если двигаться в жару по трассе с открытыми окнами, расход топлива по сравнению с нормальными температурными условиями вырастает на 20%. Сравните это с 10-15% дополнительного расхода в случае работающего кондиционера, и вы поймёте, что здесь прячется вполне реальная экономия!
Устройство и основные элементы
Конструкция устройства считается самой сложной из всех элементов системы HVAC. Кондиционер в современном автомобиле состоит из:
- компрессора;
- конденсера (конденсатора);
- магистралей высокого и низкого давления;
- ресивера с осушителем;
- испарителя;
- расширительного клапана (дросселя);
- элементов электрооборудования (датчиков).
Система полностью герметична и закольцована магистралями. Работу кондиционера обеспечивает специальный газ – хладагент, поглощающий влагу и отдающий тепло.
Схема устройства и основных элементов системы кондиционирования
Компрессор
Давление, создаваемое компрессором, обеспечивает передвижение хладагента далее по системе кондиционирования. Разделяя всю систему на контуры высокого и низкого давления, он приводится в действие от коленчатого вала посредством ременной передачи. Дополнительно конструкция оснащается механизмом отключения, в качестве которого чаще всего применяется электромагнитная муфта.
Конденсер
Главная задача элемента – охлаждение хладагента. Конденсатор, устанавливаемый перед радиатором системы охлаждения, состоит из изогнутых трубок. Между собой их соединяют перегородки, увеличивая площадь охлаждения и обеспечивая более высокую теплоотдачу. Газ в конденсаторе охлаждается потоками воздуха во время движения автомобиля. Также охлаждение может происходить и принудительно – с помощью вентилятора.
Магистрали
Делятся на два типа: высокого и низкого давления. Первые рассчитаны на повышенное температурное воздействие: в нагретом виде температура хладагента может достигать 110 градусов. Также магистрали устойчивы к повышенным нагрузкам и способны выдерживать давление до 1500 кПа, создаваемое при нагнетании хладагента.
В магистрали низкого давления газ попадает после прохождения через испаритель. К этому моменту давление хладагента уже близко к атмосферному, поэтому в качестве магистралей низкого давления применяются обычные трубки.
Осушитель
Емкость со специальным наполнителем, способным удерживать влагу, применяется для устранения влаги, попавшей в систему. Без осушителя капли воды, образующиеся в результате перепада температур, стали бы кристаллизироваться. Маленькие кусочки льда способны повредить систему, в первую очередь – компрессор.
Испаритель
Испаритель – второй радиатор системы кондиционирования, размещаемый под приборной панелью в салоне автомобиля (в модуле HVAC). Данный элемент испаряет хладагент, забирая тепло из окружающей среды. Также на нем устанавливается датчик температуры, регулирующий работу компрессора и препятствующий обледенению испарителя.
На поверхности радиатора появляется конденсат. Чтобы влага не попала на другие элементы, испаритель оснащен дренажной системой, выводящей конденсат наружу. Принудительную подачу охлажденного воздуха в салон автомобиля обеспечивает электровентилятор, установленный на испаритель.
Электрооборудование
Электрооборудование системы кондиционирования выполняет несколько функций:
- сохранение заданной температуры;
- принудительная подача воздуха;
- управление всей системой.
За поддержание работы кондиционера отвечает электронный блок управления, который принимает и анализирует сигналы со следующих сенсоров:
- датчики высокого и низкого давления;
- датчик температуры испарителя;
- датчик забортной температуры;
- датчик положения дроссельной заслонки;
- датчик температуры охлаждающей жидкости.
Полученные данные поступают в блок управления, который, в свою очередь, управляет работой муфты компрессора.
Температурные границы и функции внутри режима
У «полностью автоматических» кондиционеров уровень «комфорта» может различаться в зависимости от производителя оборудования (у разных моделей заводом может быть запрограммирована разная температура). Среди присутствующих на российском рынке торговых марок чаще всего устанавливаются границы:
- Минимальная — 21°по Цельсию;
- Максимальная — 27°по Цельсию.
При включении режима «AUTO», оборудование самостоятельно определяет нужную температуру в комнате, регулируя её в соответствии с заданными системой настройками (часто кондиционеры поддерживают 23-25 градусов). Точность температурных границ в автоматическом режиме обычно колеблется не более 2 градусов. Большинству современных моделей доступна корректировка климата с помощью функций, которые прибор может включать попеременно:
- Обогрев;
- Охлаждение;
- Вентилирование;
- Осушение.
Какой из них будет применен системой, зависит от температуры в комнате на момент включения режима «Авто».
Таким образом, при включении автоматического режима в помещении, температура которого ниже заданного на пульте, будет произведен нагрев воздуха. После чего прибор перейдет в режим ожидания. Когда сплит-система будет активирована при высоких температурах, произойдет охлаждение воздуха до заданных критериев, затем оборудование самостоятельно переключится на режим ожидания. При колебаниях температуры за пределы «заводских» установок, произойдет автоматическое включение процесса охлаждения либо подогрева.
Повышенная влажность и застоявшийся воздух
После включения сплит-системы, в некоторых моделях при помощи датчиков оценивается не только температура, но также степень влажности. Кондиционер в режиме «Авто» активизирует функцию «Осушения» при высоких показателях влажности, и «Вентилирования» – для циркуляции воздушных потоков.
Отравление канцерогенными веществами
Если автомобиль был долгое время припаркован на солнцепёке, с повышением температуры в салоне повышается концентрация в воздухе паров бензола. Это вещество выделяется при нагревании пластика и некоторых других материалов, которые применяются в отделке салона и различных системах автомобиля.
Если начинать движение, сразу включив кондиционер и не проветрив салон, придётся дышать этими испарениями, которые в итоге поражают такие жизненно важные органы, как печень и сердце, откладываются в костной ткани и могут привести к возникновению онкологических заболеваний.
Именно по этой причине в инструкции по использованию системы автокондиционера указывается, что перед включением системы необходимо в течение пары минут проветрить салон естественным путём, опустив окна: тогда пары бензола выдует потоком воздуха.
Как выясняется, даже такая несложная с виду система, как автомобильный кондиционер, таит в себе немало секретов. Чем больше водитель будет знать об особенностях его работы, тем больше шансы сохранить долгую работоспособность этой техники и сделать так, чтобы её использование приносило исключительно пользу и ощущение комфорта, а не угрозу заболеваний и прочих проблем.
Включаем функцию «AUTO»: пошаговая инструкция
Несмотря на то, что указанная функция имеет сложное техническое значение и самостоятельно «выбирает» нужные действия, ее предназначение – облегчить эксплуатацию сплит-системы. Включается она очень просто:
- Включаем оборудование в сеть, т.е. шнур с вилкой вставляем в розетку. Может прозвучать характерный сигнал и жалюзи прибора должны установиться в начальное положение;
- При помощи пульта нажимаем кнопку «ON/OFF»;
- Затем нажимаем кнопку «Mode» несколько раз, чтобы на пульте «загорелась» надпись «Auto» или индикатор автоматического режима (может быть обозначено как треугольник, в виде различных круговых стрелок или буквы «А»). Каждое нажатие кнопки «откликается» звуковым сигналом.
- Некоторые модели предполагают возможность изменения температуры для указанного режима. Меняем ее при помощи клавиш «+»/«-», соответственно повышая или понижая требуемую температуру.
Важно!
Некоторые модели кондиционеров могут сразу запуститься после включения вилки в розетку. В этом случае, пропускаем второй шаг (не нажимаем кнопку «ON/OFF»).
На пультах всех кондиционеров отображается еще скорость вентилятора. Этот вентилятор может иметь автоматическую скорость. Т.е. на дисплее может гореть надпись «auto», которая относится именно к скорости вентилятора, а не к режиму «авто»
Важно эти две настройки отличать!
Лето и зима
Кондиционер ассоциируется у нас в первую очередь с жарким летом, и это естественно: когда ещё нужно охлаждение в салоне? Между тем, зимой о кондиционере тоже не стоит забывать, если вы хотите продлить ему жизнь.
Зачастую после зимнего сезона водители обнаруживают, что кондиционер в автомобиле перестал работать. Причина – в том, что данная система не является абсолютно герметичной. В соединениях алюминиевых трубок используются специальные резиновые уплотнители. Наличие масла в хладагенте кондиционера поддерживает уплотнители в кондиционном состоянии. Как только масло перестаёт их смазывать, они начинают пересыхать, теряют первоначальную мягкость и форму, в итоге герметичность системы нарушается.
Не легче приходится и компрессору: без периодической работы он окисляется, окисляются разъёмы, на которые не подаётся напряжение. Всех этих проблем легко избежать, если в зимний период включать кондиционер пару раз в неделю на четверть часа.
Устройство автомобильного кондиционера
Любой автомобильный кондиционер состоит из следующих элементов:
- компрессор с электромагнитной муфтой;
- конденсатор;
- испаритель с расширительным клапаном;
- основные шланги.
Газ фреон используется в качестве хладагента в системах кондиционирования воздуха. Для уменьшения силы трения между движущимися частями при заправке в газ добавляется определенное количество специального холодильного масла, стойкого к низким температурам и полностью растворяющегося в жидком фреоне.
Компрессор
В любой холодильной установке компрессор используется для создания направленного потока хладагента. Он действует как насос, сжижая фреон и заставляя его циркулировать по системе. Компрессор автомобильного кондиционера представляет собой электромеханическое устройство. Его конструкция основана на нескольких полых поршнях и качающейся пластине, расположенной на оси. Именно эта шайба заставляет поршни двигаться. Вал приводится в движение специальным ремнем от коленчатого вала. Кроме того, компрессор оснащен электромагнитной муфтой, которая зацепляет нажимной диск и ведущий шкив насоса.
Фильтр – осушитель
Устанавливается в моторном отсеке автомобиля. Смотровое стекло используется для проверки уровня охлаждающей жидкости. Фильтр удаляет лишнюю влагу в системе охлаждения, что приводит к оптимальной работе кондиционера. Влагопоглощающим элементом служит силикагель или порошкообразный оксид алюминия.
Конденсатор
Конденсатор обычно устанавливается в передней части моторного отсека рядом с основным радиатором. Его иногда называют радиатором кондиционера, так как он похож по конструкции и выполняет аналогичные функции. Радиатор охлаждает нагретый антифриз, а конденсатор охлаждает горячий фреон. Имеется электровентилятор для принудительной продувки воздуха.
Магистральные шланги
Хладагент перемещается от одного узла к другому по системе шлангов. В зависимости от конструкции кондиционера и расположения его элементов они могут иметь разную длину и конфигурацию. Все соединения шлангов армированы уплотнителями.
Испаритель
Блок представлен двумя позициями: встроенного и подвесного типа. Подвесной вариант устанавливается на классические модели «Жигулей». Подает холодный воздух в салон. В «классике» монтируется под бардачком , после снятия последнего. Во втором варианте испаритель можно вырезать на задней полке между динамиками. Но в этом случае необходимо удлинить верхнюю и нижнюю линии подачи хладагента.
Ресивер
Другое название ресивера – фильтр-осушитель. Его функция заключается в очистке охлаждающей жидкости от влаги и продуктов износа. Ресивер состоит из:
- цилиндрический корпус, заполненный адсорбентом;
- элемент фильтра;
Основные сведения
Промышленность производит около 40 разновидностей хладагентов. Однако для бытовых целей используются только безопасные для человека и окружающей среды. Сейчас самым распространённым является газ фреон – смесь метана с этаном. Он находится в контуре охлаждения в жидком или газообразном состоянии.
Включает:
- вакуумный насос – создание вакуума, удаление воздуха и воды из контура;
- устройство извлечения хладагента – откачка холодильного вещества в резервуары (отдельная ёмкость для каждой марки) с последующей сдачей на переработку; при наличии функции регенерации можно перерабатывать использованный газ сразу при заборе из кондиционера;
- манометрический коллектор – контроль давления;
- масляный цилиндр – заливка красителя-флуоресцента и масла компрессора;
- шланги с быстросъёмными переходниками – обеспечение соединений между компонентами;
- высокоточные электронные весы – дозирование вещества при загрузке;
- резервуар, оснащённый нагревателем – сбор и хранение холодильного вещества;
- панель управления – для размещения манометров, приборов управления.
Как часто нужна заправка?
В качестве хладагента в системе кондиционирования машины используется фреон. Во время эксплуатации происходит непроизвольная его утечка, которую невозможно остановить. В течение года потеря фреона составляет 15%!, это считается нормой. Для восстановления нужного количества хладагента заправку кондиционера следует делать через три года. Если оборудование не новое, то заправлять систему приходится часто. Технология заправки для всех кондиционеров одинаковая.
Если происходит большая потеря фреона, то необходимо сделать диагностику. Часто причиной утечек является нарушение герметичности соединений. Для диагностики системы кондиционирования и обнаружения утечек хладагента часто применяется специальное оборудование.
Специальное оборудование для обнаружения утечек
Одним из таких приборов является течеискатель. Чувствительность современных приборов позволяет провести диагностику и определить точное место утечки.
Когда отсутствует оборудование для диагностики системы, можно воспользоваться другим способом: при заправке добавить ультрафиолетовый краситель. Для диагностики утечек, нужно несколько раз включить систему после полной заправки с красителем, а затем проверить наличие утечек с помощью ультрафиолетовой лампы. В местах течи будут видны подтеки желто-зеленого цвета.
Не только тепло, но и сухость!
Автомобильный кондиционер – это система, которая пригодится водителю не только в жару, но и в дождь. Если в ливне стёкла автомобиля стремительно запотевают, ограничивая видимость, автомобильный кондиционер поможет решить проблему.
Для того, чтобы включённый кондиционер максимально быстро и эффективно справился с задачей, в помощь ему также стоит включить салонную печку, направив поток тёплого воздуха на стекло. Также нужно по возможности (если за бортом не совсем уж безумный ливень!) обеспечить приток свежего воздуха в салон, приоткрыв окна. В паре две работающих системы и естественная вентиляция эффективно избавят стёкла машины от запотевания.