Как заменить ремень вариатора своими руками
Сначала рассмотрим инструменты, необходимые для замены ремня привода вариатора. Итак, вам понадобятся: молоток, ударная отвертка, ключи на 10, 11, 14, шесть хомутов, широкий свободный стол, фотокамера
Важно! Нужно приготовить емкости из пластика, чтобы складывать снятые детали. Также необходимо размещать чаши в том порядке, в котором осуществляется демонтирование элементов, сделать пояснительные надписи, в сложных моментах сделать фото
Такие предосторожности помогут без проблем выполнить монтаж устройства. Последовательность действий при замене ремня:
Последовательность действий при замене ремня:
- Открутить шесть болтов крышки раздаточной коробки и снять ее, аккуратно поддев при помощи отвертки. Достать деталь – косозубую двухопорную шестерню. Сложить все образовавшие элементы в емкость (и 6 штук болтов), сделать надпись.
- Коробку перевернуть, вынуть вал и фрагмент корпуса коробки. Открутить болты.
- Не торопясь обстукать молотком крышку по периметру и снять ее.
- Снять два зубчатых колеса. Продолжить последовательное складывание деталей в разные емкости, используя принцип – каждая сборочная единица в отдельной чаше. Подписывать их обязательно.
- Открутить винты, которые крепят корпус насоса, снять его цепь и шестеренку. Далее можно без проблем убрать крышку маслонасоса.
- Далее нужно достать вал. Все. Одна сторона коробки вариатора готова. Теперь следует перевернуть коробку и открутить болты, которые держат крышку. Также аккуратно, используя отвертку, нужно отжать ее и снять. Вот и система бесступенчатой смены передаточного отношения между валами, то есть блок вариатора – 2 вала, ремень, замену которого, собственно, и будем проводить.
- Стянуть ремень в паре мест, используя пластиковые хомутики, чтобы предотвратить разламывание при снятии.
- Не спеша достать шкивы и ремень. Будьте внимательны: никакой мусор не должен попасть в данные отверстия. Установить шкивы на стол, оттянуть один из них с усилием и освободить их от ремня. Надеть новый элемент и выполнить сборку.
Симптомы неисправностей
Исправная автоматическая коробка передач должна менять ступени без ощущаемых ударов. Динамика автомобиля должна быть соизмерима увеличению оборотов двигателя
При покупке поддержанного автомобиля с АКПП обращайте внимание на следующие симптомы:
- удары либо так называемые пинки при переключениях. Возникать могут как в обездвиженном состоянии, когда вы меняете положения селектора КПП перед началом движения, так и в движении во время разгона или замедления;
- шумная работа, появление вибраций, что может свидетельствовать об общей усталости сочленений планетарной передачи КПП гидротрансформаторного типа. В случае с DSG вибрации, проявляющиеся при начале движения, будут свидетельствовать об износе сцепления;
- несоответствие оборотов двигателя разгонной динамике автомобиля. Иными словами, когда двигатель интенсивно развивает обороты, но автомобиль разгоняется «вяло». Это будет свидетельствовать о проскальзывании фрикционных пакетов АКПП. Если мы говорим о DSG, то налицо износ двухдискового сцепления. В обоих случаях симптомы говорят о наличии серьезной неисправности;
- запоздалое переключение передач либо отсутствие перехода на некоторые ступени. Если автомат не включает некоторые передачи, можно говорить о дорогостоящем ремонте.
Проверка АКПП
Начнем с того, как проверить КПП гидротрансформаторного типа (принцип работы и устройство АКПП). Существует всего несколько методов проверки автоматических коробок.
Начинать всегда следует с визуального осмотра. Наличие маслянистых запотеваний будет свидетельствовать об износе сальников. Также вас должен насторожить факт отмытой коробки, если остальное подкапотное пространство покрыто давними загрязнениями. Это будет свидетельствовать о ремонте либо замене АКПП. Если владелец не отрицает замену, поинтересуйтесь причиной замены и состоянием установленной коробки. Практически во всех случаях владельцы покупают контрактные коробки либо устанавливают восстановленные АКПП (так называемый ребилд). Говорить о том, какой способ ремонта лучше — сложно, так все зависит от состояния новой коробки в каждом отдельном случае.
Миф о необслуживаемых АКПП
Существует два типа АКПП:
- обслуживаемые;
- необслуживаемые.
В первом случае в корпусе коробке будет присутствовать щуп для контроля уровня жидкости АКПП. При покупке машины обязательно нужно проверить уровень жидкости, а также ее состояние. Жидкость ни в коем случае не должна пахнуть горелым. Это будет свидетельствовать о проскальзывании фрикционных пакетов, что происходит вследствие недостаточного давление жидкости в системе. Вследствие нехватки смазки происходит перегрев и износ фрикционных и стальных дисков, что приводит к перегреву не только самых пакетов, но и гидроблока.
Состояние масла АКПП – очень важный показатель работоспособности коробки. Несмотря на то что многие производители говорят о необслуживаемости своих КПП, жидкость и фильтр все равно необходимо периодически менять. Отработавшая свое ATF жидкость засоряет каналы гидроблока, а также фильтрующий элемент. Это приводит к залипанию соленоидов и масляному голоданию в некоторых режимах работы.
Масло в АКПП рекомендуется менять каждые 60-70 тыс. км. Касается эта рекомендация и DSG 6 с мокрым сцеплением. В случае с DSG 7 коробка имеет сухое сцепление и во многом масло работает, как и в обычной механике. Но смену масла также желательно проводить на 100 тыс. км пробега.
Компьютерная диагностика
Все автоматический и роботизированные КПП, в том числе и DSG, не обходятся без электронных систем управления. Поэтому в случае некоторых неисправностей на панели приборов загорается соответствующий индикатор неисправности. Если вы желаете полноценно проверить автоматическую коробку передач, DSG обязательно воспользуйтесь компьютерной диагностикой. Некоторые неисправности АКПП, связанные с электрическими цепями, могут иметь ситуативный характер, поэтому никак не проявить себя при проверке и покупке автомобиля. Но информация о возникновении ошибок записывается в память ЭБУ. Проверить наличие ошибок можно специальным диагностическим оборудованием.
Компьютерную диагностику можно считать обязательной, если вы покупаете автомобиль с дорогостоящей роботизированной КПП, к которым относится ДСГ. Программно специалист может определить степень износа двухдискового сцепления, что может сохранить вам немало средств после покупки автомобиля.
Виды вариаторов
Перед тем, как приступить к диагностике следует знать, с чем вы имеете дело, а точнее какой тип и модель вариатора устанавливается на проверяемый автомобиль, так как от этого будут зависеть дальнейшие действия . К примеру, последние модификации Jatco не имеют масляного щупа, поэтому проверить состояние жидкости и наличие стружки в масле при диагностике авто будет невозможно.
Вариатор Jatco
Большинство вариаторов, которые попадают под капот
автомобилей, клиноременные. Тороидные как-то не прижились в автомобилестроении.
Клиноременные делятся ещё на два типа: с пластинчатым ремнем и со штифтовым
ремнем («цепной»).
«Цепной» вариатор Lineartronic в исполнении Subaru
Производителей бесступенчатых коробок также немного. Jatco – лидер по массовости, шпигует
вариаторами Nissan, Renault и
Mitsubishi, Aisin комплектует
Toyota. Audi и Subaru вовсе самостоятельно проектируют и производят коробки.
Multitronic от Audi
Ездовые ощущения
Если при нажатии на педаль газа обороты двигателя растут, а скорость остается прежней или изменяется незначительно – это звоночек о «предсмертном» состоянии трансмиссии. При плавном ускорении обороты мотора должны оставаться приблизительно в одном положении, а скорость плавно расти. Если происходит резкие провалы или забросы оборотов двигателя, то коробке «хана».
При плавном торможении до нуля и положении селектора «D» небольшой пинок вы ощутите. Это неизбежно, потому что в этот момент разблокируется гидротрансформатор. Толчок должен быть небольшой, еле уловимый.
При проверке вариатора автомобиля в движение, если ощущаете пинки при разгоне или сильный толчок при сбросе скорости до нуля – это признак аварийного состояния КПП. Это касается вариаторов Ниссан, на Хондах, где используется пакет фрикционов вместо гидротрансформатора.
Незабываем о слухе. Во время движения не должно слышаться хруста и скрежета из-под капота со стороны коробки передач. В Кашкаях шумоизоляция на низком уровне, поэтому будет хорошо слышно подкапотное пространство.
Круиз-контроль
Если автомобиль оборудован этой функцией, включаем его и смотрим на обороты двигателя и скорость. Они не должны дергаться и оставаться статическими.
Измените задание скорости. Тахометр и спидометр должны плавно изменяться, либо увеличиваться незначительно, либо уменьшаться. Опять же, рывков и пинков не допускается.
Диагностика вариатора при пробной поездке
Это самый ответственный этап проверки бесступенчатой трансмиссии. Для этого подключаем в диагностический разъем ELM 327. Он обычно находиться с левой стороны под рулевой колонкой. Запускаем приложение в телефоне и подключаемся к ЭБУ коробки. Подробную инструкцию об использовании приложения CVTz50 для теста вариатора я опишу в другой статье.
Нас будет интересовать несколько параметров:
- Температура масла;
- Старение масла, отображается в виде счетчика. Их нужно сбрасывать постоянно после замены жидкости в трансмиссии;
- Блокировка ГТ – заблокирован гидротрансформатор или нет. Два положения – «блок» или пустое место;
- Шаг мотора;
- Виртуальная передача и отношение передаточного числа;
- Давление масла в первичном и во вторичном контуре. В старых ревизиях коробки нет датчика давления в первичном контуре, поэтому не пугайтесь, если у вас будут нули.
Что значат эти параметры?
Температура масла. Нормальным значением является 80-90 градусов. Если во время проверки вариатора после тест-драйва она переваливает в зимнее время за 90 – это плохой признак.
Если этот показатель летом будет 93-94 градуса – это нормально, так как за бортом температура будет не ниже 30 градусов. Масло не успевает достаточно охлаждаться в летнюю жару.
Старение масла. Этот счетчик показывает, как давно менялась жидкость в вариаторной трансмиссии. По нему можно увидеть, обманывает вас покупатель или нет. Например, если он говорит, что менял масло 3 тысячи назад, а на счетчике указано 2000-5000 «попугаев» – он врёт. Для примера, на тестовом автомобиле масло менялось 7 тысяч назад, на счетчике указано 325 очков. Чем больше значение, тем старее жидкость в КПП.
Важно. При замене трансмиссионной жидкости в вариаторе, значение счетчика сбрасывается в ручном режиме
Иногда это забывают сделать, поэтому это косвенный признак частоты замены масла.
Блокировка ГТ. Эта строка показывает, в какой момент заблокирован или разблокирован гидротрансформатор коробки. На скоростях от 25-30 км/ч и выше, в этой графе должен гореть индикатор «БЛОК». Если вы не снижаете скорость, а он пропадает, значит по какой-то причине гидротрансформатор разблокировался, а этого не должно быть.
Шаг мотора. Это значение должно быть в нейтральном положение или на паркинге в пределах 15/15. Кстати сказать, даже в движении цифры до и после «/» не должны отличаться, но они должны меняться.Если они «залипают» в одном положении, не меняются в движении – это значит неисправность в шаговом моторе вариатора. Его ремонт стоит дорого.
Отношение передаточного числа. Оно показывает насколько плавно и правильно конуса сдвигаются, и раздвигаются, чтобы изменить передаточное отношение в трансмиссии. Эти значения не должны резко меняться и должны различаться между собой в небольшом интервале.
Давление масла в контурах. В старых коробках давление в первичном контуре не будет показывать, нет датчика. В новых КПП он установлен. Эти значения нужно брать из мануала к подбираемому автомобилю, ссылку для Ниссан Кашкай я давал в начале статьи. Если они сильно отличаются от заводских значений, коробку скоро придется ремонтировать.
Как часто нужно менять охлаждающую жидкость в машине
Одна из самых безобидных неприятностей с вариатором проявляется следующим образом. Ни с того ни с сего на достаточно высокой скорости на приборной панели вдруг загорается значок перегрева трансмиссии и машина норовит останавиться и остыть. Это, скорее всего, означает, что радиатор охлаждения масла в коробке забился грязью и перестал эффективно выполнять свои функции. Обычно он расположен внизу-впереди моторного отсека и вся пыль, насекомые, тополиный пух и прочее впечатывается в него набегающим потоком воздуха. «Лечится» это проще всего: мойкой. Для профилактики подобной неприятности достаточно взять себе за правило хотя бы раз в год (а лучше – два раз) мыть все радиаторы в машине.
Подшипники конусов чаще страдают от металлической стружки, чем от других причин. Статистически самые «слабые» подшипники у Нисан Кашкай, а вот у Нисан Х-Трейл показывают большую живучесть;
- У Субару подшипники конструктивно составляют одно целое с конусами, что значительно повышает стоимость ремонта, цена около 400 долларов за нормальный бренд. Но это всё равно выгодней, чем новая КПП;
- Замена ремня (цепи) делается раз на 100 тыс. км. Ориентировочная цена новой детали может быть разной: от 50 долларов за бюджетный бренд до 300-400 и выше за оригинал (например, Хонда или Тойота);
- Клапан масляного насоса стоит недорого, 10-20 долларов, но снятие, разборка и замена отнимут довольно много времени;
- Гидроблок (например, на Ниссан Теана или Мурано) стартует от 300 долларов. Однако гидроблоки достаточно редко выходят из строя;
- И, наконец, масляные фильтры – дешевые расходники, по 10-30 долларов за штуку, не менять которые – просто преступление перед своей машиной.
Мы рекомендуем прогревать вариатор. Как это правильно делать
Итак эксплуатация холодного вариатора, особенно при очень низких температурах, вредна. Прогревать его желательно. Но среди владельцев автомобилей с вариатором нет единого мнения о том, как правильно прогревать авто с такой коробкой. На специализированных форумах постоянно идут споры о способах прогрева. При этом многие автовладельцы пытаются применять правила прогрева классической АКПП к вариаторам, а это в корне не правильно.
Прогрев в движении
Один из вариантов прогрева — это прогрев в движении. Смысл в том, что вы сразу начинаете движение без прогрева, но определенное время не «насилуете» авто. То есть передвигаетесь аккуратно, без резких разгонов и торможений, педаль газа нажимаете плавно, до высоких оборотов двигатель не разгоняете, на большой скорости не передвигаетесь. Кто-то ездит так всегда.
В этом случае и двигатель и вариатор прогреваются постепенно по мере движения, а щадящий режим «на холодную» не позволяет сильно изнашивать механизмы.
Прогрев на стоянке
Этот способ требует от вас дополнительных 5-20 минут до момента выезда. Выходим пораньше, заводим авто и сидим ждем, пока все прогреется.
Классический прогрев и начало движения только после того, как двигатель автомобиля нагрелся. А вместе с двигателем греется и вариатор, так как они собраны вместе.
Этот способ фактически используется всеми, у кого установлен автозапуск двигателя с пульта сигнализации. Правда вариатор прогревается хуже, потому что он только принимает тепло от двигателя. Сам вариатор тепло не выделяет при отсутствии движения. Фактически вариатор до конца прогреется только после начала движения.
Неправильный прогрев по аналогии с автоматической КПП
Многие привыкли прогревать АКПП на стоянке переключая его в режим «Drive
», либо поочередно переключая режимы «P-R-N-D»
и обратно. И по аналогии, а иногда и по чьему-то совету, начинают также прогревать вариатор. Да, для классической АКПП это правильный способ, так как он позволяет при переключении режимов «разогнать» масло по всем каналам «автомата». Но устройство вариатора кардинально отличается от классического автомата, поэтому переключение режимов практически ничего не меняет и не улучшает прогрев. Разве что, перед началом движения в мороз можно на несколько секунд воткнуть режим «
N
» (нейтраль), чтобы немного расшевелить стартовую гидромуфту (сцепление вариатора). Таким образом, дергать туда-сюда режимы коробки смысла нету, лучше просто подождать прогрева.
Правильный прогрев — это комплексный прогрев на стоянке и затем в движении.
Такой прогрев в холодный период будет залогом долгой и надежной службы вашего вариатора.
Время прогрева должно зависеть от внешней температуры. Приводим сводную таблицу правильного прогрева вариаторной коробки передач:
Температура воздуха |
Предварительный прогрев на стоянке |
Прогрев в движении |
Выше 0 градусов |
Не требуется |
Не требуется |
От 0 до -5 градусов |
Не требуется |
3-4 минуты |
От -5 до -10 градусов |
||
От -10 до -15 градусов |
10-15 минут |
|
От -15 до -23 градусов |
10-15 минут |
15-20 минут |
От -23 до -30 градусов |
15-20 минут |
20-30 минут |
От -30 до -35 градусов |
20-30 минут. Эксплуатация только по необходимости. |
30-40 минут. Желательна эксплуатация в щадящем режиме весь путь. |
Ниже -35 градусов |
Эксплуатация вариатора на свой страх и риск. |
В таблице указаны примерное время, так как длительность прогрева очень сильно зависит от мощности и конструкции двигателя. Но ориентируясь на эти цифры можно составить свой план прогрева руководствуясь текущей температурой двигателя вашего автомобиля и своими ощущениями.
Тогда ваш вариатор будет вас только радовать своими достоинствами.
Напишите о своем опыте эксплуатации вариатора в морозы.
— это автоматическая коробка передач, особенности и принцип работы CVT можете узнать в нашей инструкции, нужны отзывы — кликай . Если вам также интересны другие коробки передач: , или , можете ознакомиться с нюансами правильной эксплуатации по данным ссылкам. Также хочу уточнить, что эксплуатация вариаторов разных брендов, допустим: Ниссан или Тойота ни чем не отличается.
Проверка автомобиля на штрафы
Проверка авто на штрафы является еще одной важной составляющей подготовки к его приобретению. Некоторые продавцы сознательно скрывают информацию о наличии большого количества штрафов, но иногда и сами не подозревают о существовании задолженности
Конечно, новый владелец не обязан оплачивать имеющиеся штрафы, но если их много, на авто могут быть наложены регистрационные ограничения.
Для проверки штрафов лучше всего воспользоваться официальным сервисом ГИБДД (предварительно следует выяснить номер свидетельства о регистрации и госномер). Сама процедура не вызывает сложностей: нужно просто ввести данные и запросить проверку. Штрафы за парковку можно узнать на официальных сайтах уполномоченных структур.
Инструкция по эксплуатации
В результате увеличенного давления возросла и температура трансмиссионной жидкости. Поэтому работники автоконцерна оснастили систему CVT воздушным радиатором охлаждения. Одновременно инженеры добавили подогреватель масла. Для чего? Когда водитель запускает мотор, температура масла в вариаторе, разумеется, не соответствует рабочей и нагрузки также слишком высоки.
В таких случаях автовладелец считает, что прогреть трансмиссию можно методом надавливания педали газа, но стальная цепь в этом случае будет тереться о конусы и царапать их. А это приведет к разрыву цепи, но перед этим металлическая пыль с нее забьет систему.
Салон автомобиля Х-Трейл
Проблема заключается не в том, что работники предприятия-производителя от нечего делать решили добавить в авто больше «геморроя». Просто отечественные автолюбители в большинстве игнорируют инструкции по эксплуатации от производителя. Достаточно прогреть авто до безопасной температуры перед началом движения (20 градусов Цельсия), чтобы предотвратить стирание элементов друг о друга. Соответственно, снизится вероятность появления металлической стружки в вариаторе.
Если запускаете двигатель в зимнее время
В холодное время года мотор прогревается на холостых оборотах (на нейтральной скорости). Если на улице минусовая температура, то коробка не прогреется на «нейтралке», в результате ее придется прогревать во время движения. Разумеется, на холодной КПП не получится сразу поехать в привычном режиме. Для этого есть хитрость, о которой можно было бы прочитать в инструкции по эксплуатации к транспортному средству.
Выдержка из инструкции: для прогрева вариаторной АКПП заведите двигатель, и при нажатой педали тормоза переключите скорость в режим «D» или «R». Нужно удерживать педаль газа и дать авто поработать — так прогреется и мотор и КПП.
В Nissan X-Trail важно не запускать замену масла. Ресурс работы трансмиссионной жидкости не должен превышать 60 тысяч км, но если не придерживаетесь правил эксплуатации, то лучше менять ATF каждые 50 тысяч км
Отметим, что после замены жидкости при помощи сканера нужно перезагрузить счетчик старения масла. Иначе давление в системе будет нестандартным и ресурс вариатора при этом, сокращается. Чтобы проверить, сколько трансмиссионной жидкости есть в коробке, нужно воспользоваться щупом.
Вариатор от Ниссан Х Трейл на поддоне
Режимы включения вариатора
Включение режимов работы автоматической трансмиссии осуществляется переводом рычага выбора режима в определенное положение, которое обозначено латинской буквой или особым значком. Полный список таких обозначений включает:
- D (drive) – движение вперед;
- R (reverse) – движение назад;
- P (park) – парковочная блокировка, при которой колеса блокируются не стояночным тормозом, а через АКПП;
- N (neutral) – нейтральный режим для кратковременной парковки или буксировки на небольшое расстояние.
Возможные дополнительные значки:
- L (low) – движение на пониженной передаче в сложных условиях бездорожья;
- S (sport) – спортивный стиль вождения при ускоренных переключениях;
- E (economy) – режим экономного расхода топлива;
- M (manual) – ручное управление работой АКПП.
Движение вперед
Перевод рычага переключения режимов в положение «D» обеспечит движение автомобиля вперед после нажатия на педаль газа. Во время поездки вариатор будет самостоятельно изменять передаточное отношение в зависимости от нагрузки и оборотов двигателя. Эффективную работу АКПП и мотора обеспечивает система электронного контроля.
Задний ход
Конструкция коробки переключения передач с вариатором не предусматривает возможности обратного вращения ведомого вала, который приводит в движение колеса. Задний ход автомобиля обеспечивается за счет передачи вращения на дополнительные механизмы. Поэтому переключение селектора в положение «R» можно делать только после полной остановки транспортного средства.
Нейтраль
Перевод ручки селектора в положение «N» разъединяет двигатель и АКПП. Переключение в эту позицию целесообразно только в случае продолжительной остановки, а также в момент запуска двигателя. Не рекомендуется переход на нейтраль при движении накатом с горки и при кратковременном прекращении движения.
Стояночная парковка
При этом положении селектора ведомый вал АКПП блокируется выдвигающимся штифтом. Колеса не проворачиваются, и автомобиль фиксируется на месте. Однако нужно использовать и стояночный тормоз, чтобы исключить нагрузку блокиратора при наличии склона. Для того чтобы исключить случайный перевод рукояти в положение «P», стояночное переключение можно выполнить только при нажатой педали тормоза.
Ручное управление
Конструкция вариатора не предусматривает наличие передач с фиксированным соотношением. Поэтому движение машины на ручном управлении является всего лишь условной имитацией ступенчатых переключений. При этом электроника все равно будет отслеживать обороты двигателя и при критических показателях переключать передачи автоматически. Это необходимо для защиты вариатора от непредвиденных перегрузок.
Дополнительные режимы
Наличие дополнительных режимов работы двигателя и вариатора определяется производителем конкретной марки автомобиля.
Их делают для возможности обеспечения наиболее оптимальной эксплуатации в особых условиях движения.
- Спортивный стиль вождения «S» обеспечивает резкие старты и торможение. Это достигается уменьшением скорости переключений вариатора, что приводит к кратковременному увеличению оборотов двигателя при большей тяге.
- Экономичный режим «E» является полной противоположностью спортивному стилю. Вариатор настроен на максимально возможное взаимодействие с приводом силового агрегата. Плавная работа двигателя без нагрузок позволяет существенно сократить расход топлива.
- Режим «L» рассчитан на эксплуатацию автомобиля в сложных условиях бездорожья. Вариатор использует только пониженные передачи и переключается на более высоких оборотах двигателя.