Как применяется формула расчета расхода топлива для автотранспорта

Быстрые способы рассчитать расход топлива

Несмотря на только что сказанное, быстрые методы расчёта расхода топлива автомобиля бывают, всё же, необходимы

Во-первых, не у всех есть желание и время заострять на этом внимание несколько месяцев подряд. Во-вторых, быстрый способ можно применить несколько раз, постоянно меняя условия

Например, посчитать расход топлива зимой, а второй раз летом. Потом отдельно на трассе и в городе. По итогу можно будет собрать отличающиеся, но вполне конкретные показатели. А из них — некие усреднённые.

Собственно, быстрых способов есть два, и оба они предполагают заправку бака автомобиля до полного. Пожалуй, это условие является ещё одним недостатком. Согласитесь, не каждый автолюбитель готов заправить полный бак только ради того, чтобы узнать расход топлива. Особенно, если он затеял это ради удовлетворения спортивного интереса. Многие регулярно ездят, что называется, «на лампочке». Потому, если вы из их числа, сразу переходите к небыстрым способам.

Быстрый способ №1

Хорош он не только тем, что за каких-то полчаса позволяет узнать расход топлива. Он почти единственный, если ваша машина ездит на газу. Все счастливые обладатели ГБО знают, что с контролем расхода этого вида топлива есть некоторые сложности. Приступим.

Полный бак бензина

Алгоритм действий:

  1. Едем на заправку.
  2. Заливаем до полного.
  3. Отмечаем километраж.
  4. Ездим (чем больше, тем объективнее будут результаты).
  5. Возвращаемся на заправку.
  6. Засекаем пробег.
  7. Заправляемся опять до полного.
  8. Смотрим на колонке — сколько литров вошло.
  9. Получаем две заветные цифры — литры и километры.
  10. Подставляем их в одну из представленных выше формул.

Быстрый способ №2

Этот метод похож по принципу на предыдущий. Но у него есть пара существенных преимуществ. К ним мы ещё вернёмся, а пока что немного подготовимся. Собственно, чтобы рассчитать расход топлива этим способом, потребуется какая-нибудь ёмкость с возможностью точно измерить литраж. Многие берут пластиковую канистру, на боковушке которой имеется градация по литрам. От такого варианта лучше отказаться.

Во-первых, набирать в пластиковую тару горючее небезопасно. Да и не на всех заправочных станциях разрешат её использовать. Поэтому — берём нормальную стальную канистру, предназначенную для бензина. Отдельно запасаемся какой-либо мерной посудиной, с помощью которой можно будет измерить объём с высокой точностью. Продаётся в любом хозяйственном магазине.

Стальные канистры для горючего

Алгоритм действий:

  1. Заезжаем на заправку.
  2. Отмечаем километраж (обнуляем суточный или записываем общий).
  3. Заправляем полный бак.
  4. Дополнительно набираем топливо в канистру.
  5. Едем столько, на сколько примерно взяли с собой бензина в канистре.
  6. Фиксируем пройдённое расстояние.
  7. Компенсируем сожжённое топливо из канистры, измеряя попутно объём.
  8. Сколько вошло в бак, столько и было потрачено на пройдённое расстояние.
  9. Теперь у нас есть все нужные данные.
  10. Подставляем их в универсальную формулу и узнаем расход.

Теперь пару слов о преимуществах, упомянутых выше. Первый плюс описанного способа расчёта расхода топлива заключается в том, что вам необязательно после замеров посещать заправку. В некоторых случаях это и в правду не с руки. Второе преимущество — вы исключаете погрешность на случай недолива на заправке. То есть, если в предыдущем способе объём компенсированного топлива вы узнаёте по табло на колонке (а там часто и воздух засчитывается), то во втором — что сами намерили, то и будет.

Как правильно рассчитать расход топлива

Необходимо залить полный топливный бак, иными словами, «под горло». При этом следует отметить расстояние по одометру на начало измерения, а затем пользоваться машиной на протяжении некоторого времени. Учитывая количество залитого топлива, и отметив пройденное расстояние на конец измерения, необходимо снова залить бак под завязку. Этот способ подразумевает ведение бортового журнала, в котором нужно отметить объем доливаемого топлива (замерить его можно при помощи мерной канистры), а также дату заправки, показатель одометра и, например, стоимость топлива. Точные, нормативные значения расхода топлива, вплоть до миллилитра, вам рассчитать вряд ли удастся, но высчитать примерный расход для разных условий езды можно очень просто, для этого не нужно быть большим математиком, достаточно помнить курс математики за третий-четвертый классы и знать, что такое пропорции. Формула расчета, по которой работают калькуляторы расхода, очень простая:

Литры / Километраж х 100 = Расход на 100 км (залитые литры бензина делим на пройденный на эти литры путь и умножаем на 100)

Подавляющее большинство современных автомобилей оборудованы бортовым компьютером, который позволяет водителям не мучиться с бортовыми журналами и вычислениями, и выводит на экран следующую информацию: общий расход топлива (в литрах на 100 километров пути), мгновенный расход топлива (также в литрах на 100 км во время движения, а, в случае стоянки, в литрах в час). Запас хода до следующей заправки, измеряющийся в километрах, время и среднюю скорость в пути. Если необходимо измерить расход на автомобиле с бортовым компьютером, достаточно просто обнулить статистику.

Почему важно рассчитывать расход по возможности после большого пробега?

Потому что так можно минимизировать влияние ошибки. например, из-за разных причин (разная точность счётчиков бензоколонок, либо более ранний «отстрел», и т. д.), при повторном заливе мы залили на 1 литр больше топлива. если мы проехали 100 км, то ошибка будет большой — например вместо 8 литров на 100 км у нас получиться 11 литров. если же та же ошибка у нас будет на пробег 400 км — зальётся на литр больше — ошибка составит четверть от литра — т. е. 8.25 литров на 100 км вместо истинных 8.00

Чем больше пробег (соответственно больше израсходовано топлива), тем точнее полученные после расчета данные. Поэтому, считать расход правильнее когда пробег составит более 1000 км. А до этого времени запишите показания одометра и собирайте чеки на АЗС, чтобы знать точное количество потребленного топлива. Если вы знаете свой расход и пробег — рассчитайте общий расход топлива.

Для удобства можно использовать приложения для телефона ]]>DriverNotes]]> или ]]>АвтоТопливо]]>

Разница между моточасом и машиночасом

Машиночасы обозначают время, которое требуется одной машине для выполнения работы, а также учитывают количество машин. Например, если одна машина убирает улицу от снега на протяжении шести часов, говорят, что было выработано шесть машино-часов. Если на тот же объем работы направили две машины и они убрали улицу за три часа – время работы умножается на количество машин, и в результате получается снова шесть машино-часов. Этот показатель важен для распределения нагрузки на автопарк и планирование выездов. Таким образом, в моточасах измеряется выработанный ресурс двигателя, а в машино-часах – объем работы техники в целом.

Небыстрые способы рассчитать расход топлива

Таких здесь собралось три штуки. Все проверенные на практике. Недостаток у всех общий — рассчитать расход топлива быстро не получится. Зато любой из них даёт в итоге именно средний показатель, с учётом всех факторов, которые влияют на точность. Приступим.

Небыстрый способ №1

Для него нужен только смартфон. На него надо установить одно из многих приложений, которые предназначены для учёта расхода топлива. Они есть как бесплатные, так и платные. Собственно говоря, покупать приложение с дополнительным функционалом особого смысла нет. Более того, даже бесплатные варианты умеют не только расход бензина считать, но и другие интересные фишки имеют.

Работать с такими приложениями очень просто. Открываете, создаёте для своей машины профиль. А дальше при каждой заправке вносите в соответствующие формы текущий пробег на общем одометре, залитые литры и потраченные деньги. Чем больше заправок вы внесёте, тем точнее и объективнее будут результаты. Как правило, выражаются они и в понятных цифрах, и в графиках, и в таблицах. Дополнительно показывают другую интересную статистику.

Приложения для расчёта расхода топлива

Недостатков всего пара. Первый — нельзя забывать вносить каждую заправку, иначе, сами понимаете, программа рассчитает расход топлива некорректно. Второй недостаток — за одни день ничего узнать не получится. Как минимум, надо естественным образом заправиться хотя бы три раза. В идеале — вносить данные несколько месяцев. Заодно наглядно сможете увидеть динамику расхода топлива. Особенно хорошо выглядит разница между зимним и летним графиками.

Небыстрый способ №2

Принцип работы этого способа такой же, как и у предыдущего. Только в этом случае рассчитывать расход топлива будет не программа, а вы. Пользуясь формулой. Всё, что нужно делать, это стараться заправляться по методу «стрелки». Он заключается в том, что вы посещаете АЗС тогда, когда уровень топлива в баке опускается примерно до одной и той же отметки. Например, когда стрелка на панели приборов заходит в красную зону.

Заправились. Записали в блокнотик объём залитого топлива и показания одометра. Всё. После нескольких таких заправок у вас накопится определённый пробег и объём потраченного топлива. Вставляете цифры в нашу формулу и узнаёте расход. Опять же, чем больше заправок будет записано, тем более честный будет результат. Хотя, по большому счёту, уже через 3-5 посещений АЗС по описанному принципу можно получить вменяемые показатели.

Небыстрый способ №3

Аналогичный предыдущему способу, только подходит для тех, у кого на панели приборов есть лампочка низкого уровня топлива. То есть, на заправку в таком случае стараемся заезжать, как только засветилась лампочка. Каждый раз отмечается пробег и объём залитого горючего. По итогу в блокнотике накопятся нужные для расчёта расхода данные. В отличие от метода «стрелки», лампочка является более точным ориентиром. Вернее, ускоряющим получение адекватного результата. Чтобы его получить, вовсе необязательно заправляться именно по лампочке или стрелке. Но если делать именно так, посчитать расход топлива можно будет раньше.

Лампа низкого уровня топлива

Какие факторы влияют на расход топлива

Существуют различные факторы, которые могут значительно повлиять на данный фактор. Устранив их, вы сможете значительно «умерить аппетит» четырехколесного друга. Сегодня реалии таковы, что топливо дорожает чуть ли не каждый день, поэтому знать, как правильно рассчитать расход топлива, это немаловажные знания для каждого автолюбителя.

Аэродинамика

Первый и практически основной фактор, который влияет на реальное потребление топлива,- это аэродинамика и сопротивление автомобиля встречному воздуху. Т.е. чем быстрее вы движетесь на нем, тем больше вы сжигаете топлива. Также стоит помнить, что и при скорости в 50 км/ч затрата топлива будет немного выше, чем при 80 км/ч.

На аэродинамические свойства машины и реальную затрату топлива влияют дополнительные спойлеры, багажники на крыше Они создают дополнительное сопротивление. Также влияет давление в колесах. Если оно ниже номинального, то расход возрастает до 4%.

Стиль езды

Современные двигатели примерно умеют дозировать горючее. Однако стиль езды может внести значительные коррективы в перевод топлива. Например, резкое торможение предполагает, что за ним последует разгон, который буквально «высасывает» бензин или дизель сверх нормы.

Погодные условия

На расход топлива влияет низкая температура. Во время прогрева в систему подается холодный воздух, и пока он не прогреется до необходимой температуры, возрастают обороты двигателя, а значит и потребление. Помните, что на не прогретом авто затрата бензина повышается на целых 20%.

Но и долго греть двигатель не надо, несколько минут достаточно.

Также во время дождя и снега возрастает объем используемого топлива. Поскольку дорога становится скользкой, и машина тратит большие усилия при передвижении.

Дорожное покрытие

На грунте затраты бензина значительно выше, нежели на асфальте. Также каждая неровность, уклоны, подъемы в значительной мере влияют на данный показатель.

Техническая неисправность

Это самый важный показатель для любого автомобилиста. Порой, вовремя заметив, что возросли потери, вы можете спасти жизнь своему автомобилю, а себя от огромных затрат. Например, сигнал Check Engine повышает издержки на 50%.

Старые свечи или воздушный фильтр дают прирост в 10%. Тормозная система, или неисправные механизмы в колесах добавляют до 15% лишнего топлива.

Кондиционеры

Обычно данный механизм дает прирост до 10% топлива. Поэтому зимой мы намного больше тратим горючего, нежели в теплое время года.

Загруженность

Рассчитать расход топлива с грузом предельно просто. Чем больше масса автомобиля с грузом, тем выше потребление топлива. В связи с этим многие эксперты не советуют возить на легковой машине более 50 килограмм веса. Определить издержки также можно на калькуляторе онлайн, либо по формулам.

Пример расчета ГСМ

Для того, чтобы принцип вычисления затрат на топливо был более понятным, постараемся разобраться как рассчитать расход ГСМ на примере автомобиля ВАЗ-2109, который более 5 лет эксплуатируется на дорогах Москвы с месячным пробегом, взятым из путевых листов, в 1800 км.

Первым делом, в руководящем документе находим базовую норму затрат. Для рассматриваемой машины она равна 7,7 л на 100 км. Затем, по таблицам начинаем подбирать коэффициенты поправки:

  • Население Москвы значительно превышает 3 млн. человек, а значит – можно смело принимать поправку в 25%.
  • Поправка на возраст авто равна 5%.

Таким образом, увеличение расхода топлива составляет 30%, что соответствует поправочному коэффициенту 1,3.

Подставляя все значения в формулу для легковых автомобилей, получаем:

А = 0,01 · 7,7 · 1800 · 1,3 = 180,2 литра

На практике, эта величина допускает отклонение до 10%, что связано со многими факторами, которые невозможно учесть при математическом подсчете.

В общем же, метод расчета нормативного расхода топлива продуман достаточно грамотно, и используется не только для контроля предприятий налоговыми органами, но также, позволяет и самим руководителям фирм планировать свои затраты на эксплуатационные материалы.

Как рассчитать расход топлива на 100 км

Если вы не доверяете показаниям вашего бортового компьютера или в автомобиле его просто нет, для расчёта контрольного расхода нужно:

  1. По возможности разгрузить машину.
    Вытащить из багажника тяжёлый груз, не брать с собой в поездку полный салон любопытных пассажиров.
  2. Выбрать правильное место рядом с заправкой.
    Дорога должна быть сухая и ровная: без перепадов, поворотов, кочек и ям. Дождь, снег и сильный ветер увеличивают расход топлива, поэтому идеальное место – трасса в ясную погоду.
  3. Заправить полный бак.
  4. Обнулить одометр или записать показания счётчика пробега.
  5. Проехать до следующей заправки.
    Старайтесь поддерживать скорость 80-90 км/ч, не перестраиваться и резко не тормозить.
  6. Остановившись на АЗС, посмотреть показания на счётчике.
    Для чистоты эксперимента, их лучше записать.
  7. Ещё раз заправить полный бак.

Для расчётов нам понадобятся

  • Показания счётчика.
    Если он был обнулен, то возьмите число, которое получилось в поездке. Если в начале эксперимента вы записывали показания, нужно вычесть из большего числа меньшее.
  • Количество литров топлива, залитых на второй заправке.
    Обычно их можно найти в чеке или посмотреть на колонке, когда вы будете садиться в машину. Это число показывает, сколько бензина или солярки израсходовано за тестовую поездку.

Формула расчёта расхода топлива на 100 км

Все необходимые данные есть, осталось посчитать. Для этого, нам понадобиться формула расчёта расхода топлива на 100 километров:

X=(L/S)*100 или X=(L/(S/100))

L – израсходованное топливо в литрах

S – расстояние в км

Х – средний расход на 100 км

Предположим, путешествие длилось 40,6 км, на заправке мы залили 5 л топлива.

X=(5/40,6)*100=0,12315*100=12,315 или Х=(5/(40,6/100))=5/0,406=12,315

Х=12,32

Получился средний расход топлива на 100 км.

Теперь можно сравнить с заводскими характеристиками и сделать выводы. Если ваш результат больше на 2-3 л, то производитель постарался провести тесты выгодно для себя, чтобы написать красивое число. Или автомобиль пора диагностировать и ремонтировать.

Для расчёта эксплуатационного расхода специальных условий дороги, скорости и погоды не нужно, манеры езды и загруженность автомобиля должны быть обычными. Хорошо, если за время теста будут разные ситуации: поездки на работу и по магазинам, пробки, загруженный багажник, дождь или снег, лужи, сугробы, ветер, ямы.

Заправьте полный бак и обнулите одометр или зафиксируйте его показания. Сохраняйте чеки после заправки или записывайте количество израсходованных литров. Формула расчёта расхода топлива на 100 км та же:

Х=(L/S)*100

Предположим, вы проехали 917 км и заправили за это время бак на 30 л, 25 л, 14 л и 32 л. Как рассчитать расход топлива на 100 км?

Вычислим общее количество израсходованного топлива 30+25+14+32=101 (л). Теперь применим формулу:

Х=(101/917)*100=11,01

Средний эксплуатационный расход обычно больше контрольного, потому что на него влияет множество факторов:

  • Стиль вождения.
    При резких торможениях и ускорениях, частых перестроениях топлива уходит больше. На скорости выше 90-100 км в час расход тоже возрастает.
  • Пробки.
    Частые короткие остановки не прибавляют экономии.
  • Количество работающих приборов.
    Фары, кондиционер, печка – потребители энергии.
  • Сила сопротивления воздуха.
    Сильный встречный ветер или открытые окна на скорости свыше 50 км/ч повышают расход на 4%.
  • Пониженное давление в шинах.
  • Тяжёлый груз, много пассажиров.
    Если общая масса автомобиля превышает допустимую заводом нагрузку, расход топлива увеличивается на 10-20%.
  • Снег и лужи создают сопротивление движению автомобиля, энергии двигателя тратится больше.
  • Пробуксовка и попытки заехать на холм или сугроб могут быть сопоставимы с небольшой поездкой по городу.
  • Различные неисправности в автомобиле тоже повышают расход топлива.
    Например, воздушный фильтр, если его не поменять вовремя, увеличит затраты на заправках. В современных машинах частая причина – поломка в системе управления двигателем.

Если вам не хочется возиться с формулой расчёта расхода топлива на 100 км или приходится делать это постоянно по причине отсутствия бортового компьютера в автомобиле, можно купить или сделать своими руками специальный прибор – расходомер. Он упростит расчёты и определит, сколько в среднем топлива вы тратите за поездку.

Почему тема стала актуальной

Еще будучи одиноким холостяком, машина была основной статьей моих расходов. Тогда меня особо не заботили цены на топливо. Экономил на всем, но лишь бы заправить полный бак своей ласточки.

Но времена меняются. Теперь я не просто владелец машины, а еще и личный водитель всего моего семейства по совместительству. Увы, но на машину тратить так, как раньше, не могу. Изначально я пытался экономить, заливая дешевое топливо, избегая плановых осмотров и так далее. Но в результате расход топлива только рос от этого. Я понял, что состояние авто очень сильно влияет на аппетиты. Потому тему экономии и расхода горючего захотел изучить более детально.

Пришел к определенным выводам и хочу поделиться мыслями с вами.

Способы расчета расхода топлива

Расход в литрах на расстояние (обычно берется отрезок в 100 км пути) можно определить двумя способами: нормативным (расчетным) и практическим (по факту). При всем уважении к Минтрансу, разрабатывающему нормы, первый способ – сродни прогнозу погоды: надеяться можно, а верить не следует. Второй же более приближен к реальному. Его точность повышается с ростом количества произведенных замеров при эксплуатации машины в различных дорожных условиях и циклах езды (городском, загородном, смешанном). Справедливости ради приводятся описания обоих способов.

Наличие бортового компьютера позволяет контролировать даже мгновенный расход бензина

Нормативный метод

14 марта 2008 года Минтранс России опубликовал распоряжение № АМ-23-р «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте». Данное распоряжение устанавливает повышающие коэффициенты в различных условиях эксплуатации и для разного состояния автотранспорта. При расчете берется т.н. базовая норма расхода топлива для определенной марки автомобиля (из нормативных документов того же министерства) и умножается на сумму подходящих коэффициентов. Этот метод используют бухгалтеры предприятий, учитывая при этом еще различные поправочные данные.

При выполнении вычислений «для себя» за базовую норму можно взять номинальный расход из паспорта автомобиля и применить следующие поправки, которые учитывают:

  1. Зимние условия эксплуатации. Центр +0,07, Юг +0,05, Урал +0,1-0,12, Север (включая Сибирь) +0,15, районы Крайнего Севера +0,2.
  2. Летние условия эксплуатации (при наличии кондиционера) +0,07.
  3. Густонаселенность. В городах с числом населения 0,1-0,25 млн +0,1, 0,25-1,0 млн +0,15, 1,0 -3,0 млн +0,2, более 3,0 млн +0,25.
  4. Возраст и пробег автомобиля. Более 100 тыс. км (либо 5 лет) +0,05, от 150 тыс. км (8 лет) +0,1.

Например, для исходных условий: расход по паспорту — 10 литров, зима, регион – Центральный, город с населением 1,5 млн человек, пробег 120 тыс. км, получаем следующий результат:

Q = 10,0 х (1 + 0, 07 + 0,2 + 0,05) = 13,2 л / 100 км.

Таким образом, нормативный расход бензина на 100 км с учетом эксплуатационных условий и состояния автомобиля должен составлять 13,2 литра (справедливо также для дизтоплива и газа). Для более точного расчета можно использовать большее количество поправочных коэффициентов.

Практический метод

Для проведения замера расхода топлива на 100 км по расстоянию необходимо выполнить ряд действий:

  • заправить полный бак и засечь километраж по показаниям одометра;
  • проехать энное количество километров в своем обычном режиме;
  • долить бензин до полного бака и посмотреть новое показание одометра. Рекомендуется вторую заправку делать на той же АЗС, причем на «своей» колонке, т.к. две рядом стоящие колонки могут наливать по-разному;
  • объем второй доливки топлива (согласно квитанции) разделить на разницу показаний одометра и умножить на 100 – это и будет искомый расход.

Если разделить наоборот (километры на литры), то узнаем сколько километров можно проехать на одном литре бензина. Умножив это значение на объем бака, получаем расстояние в км, которое можно проехать на одном баке без дозаправки. Такая информация будет полезной при планировании дальней поездки.

Постоянный контроль расхода топлива позволяет заправляться всегда на любимой АЗС

Есть еще старый, но очень точный способ измерения расхода: положите в багажник одну-две канистры с хорошо известным и точно отмеренным количеством бензина (лучше 20-ти литровых, чтобы реже останавливаться) и леечку. Ездите как обычно пока полностью не кончится бензин. Когда двигатель начнет «чихать» — остановитесь. Теперь нужно снять показания одометра. Заливаете канистру-две бензина и вперед – до следующей остановки. Кончилось топливо – засекли километраж, заправили. Таких циклов может быть бессчетное множество, которое определяется только вашим терпением. Но чем дольше вы «продержитесь», тем результат замера будет точнее. Потом выполняется простейший расчет по тем же общепринятым формулам.

Этот способ самый точный, но таит в себе «подводные камни»:

  • приводит к преждевременному износу (а иногда —  к поломке) топливного насоса;
  • если бензина в системе не осталось, то придется ее «прокачать»;
  • доливка из канистры в зимних условиях — занятие малоприятное.

Состояние дороги сильно влияет на расход топлива

Возьмите себе за правило производить контроль расхода хотя бы два раза в год и непредвиденные ситуации в дороге из-за нехватки горючего будут исключены. Кроме того, появившийся перерасход – это не только вопрос экономии, но и зачастую сигнал, что у автомобиля появились какие-то проблемы. А это уже предмет вашей безопасности.

https://youtube.com/watch?v=9-sCkhkgNcw

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лошадиные силы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: