Проводку в автомобиле паять нельзя. или всё-таки можно?

Преимущества и недостатки

Сплетение проводов между собой, наверное, самый старый способ слияния проводников между собой. Однако, с течением времени растет и мощность приборов, требующих высокие токи. Скрутка, как правило, не рассчитана на них, но в рамках домашнего использования весьма уместна.

Основными преимуществами скрутки являются:

  • быстрота создания;
  • долговечность (при правильном выполнении);
  • возможность сплетения проводов без дополнительных инструментов;
  • идеальна для сигнального контакта (при отсутствии подключения высокотоковых потребителей);
  • возможность улучшить соединение с помощью пайки;
  • дешевизна;
  • возможность объединения двух, трех, четырех проводов одновременно;
  • возможность повторного соединения.

К её недостаткам же можно отнести следующее:

  • необходимость изолирования;
  • работоспособность только со слаботоковыми потребителями;
  • неудобство монтажа;
  • пожароопасность при неправильном выполнении работ;
  • большое количество нюансов, которые НЕОБХОДИМО учитывать при сплетении проводов;
  • «броски» напряжения и наводки на электроприборы при перегрузке участка.

Как видно выше — скрутка имеет ограниченный диапазон использования, её нельзя использовать с мощными приборами, а при использовании с компьютерами, современными телевизорами, звуковым оборудование и прочей техникой 21 века есть проблема с возникновением наводок и «бросков». Поэтому целесообразно выполнять сплетение проводов при использовании со световыми приборами (люстры, светильники и так далее), адаптерами питания и другими «слабыми» устройствами.

Ремонт электропроводки автомобиля

Прозвонку и восстановление электропроводки автомобиля можно выполнить самостоятельно или в автосервисе. После определения неисправных участков, где имеются повреждение проводов, замыкание или обрыв, осуществляют их пайку либо полную замену. Обычная скрутка с последующим обжимом является не полноценным ремонтом, а лишь временной мерой — учитывайте это, если у вас нет возможности припаять места обрывов.

Провода подбираются с такими же характеристиками, что и имеющиеся поврежденные (сопротивление, металл). Не следует устанавливать слишком длинные провода с «запасом», перекрученная открытая проводка под действием негативных факторов (перепады температур, влага, грязь) быстрее разрушается — это может привести к короткому замыканию цепи. При замене жгутов проводов с разъемами убедитесь, что контактные группы перед работами полностью зачищены от окисления.

Уязвимым элементом электрики авто также считаются монтажные блоки, расположенные в подкапотном пространстве. Из‐за разрушающего воздействия перепадов температур и влаги возможно нарушение защитного покрытия и последующих дефектов дорожек, разъемов для подключения жгутов проводов, реле, конденсаторов. Ремонт монтажных блоков, состоящих из монтажных плат, предохранителей и электротехнических компонентов, включает в себя пайку для восстановления дорожек и покрытие специальным защитным лаком, а также замену неисправных элементов и проводки, разъемов, зачистку контактных групп от загрязнений, окислений.

Замена проводки авто

При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ

Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.

Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени. И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание. При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика‐профессионала.

Пайка

Последовательность действий будет соответствовать предыдущему методу с использованием сварочного аппарата, главное отличие – проводки подсоединяются друг к другу с помощью припоя, который расплавляется паяльником.

  • Соединитель проводов: инструкция, как выполнить соединение своими руками. Инструкция по применению клеммы, сжима и наконечников
  • Наконечники для проводов: инструкция как выбрать и установить наконечник. Обзор всех видов, фото, инструкция, схемы

  • Термоусадка для проводов: все виды и характеристики. Подробное описание как выбрать и использовать термоусадку

Соединение, полученное в результате спайки, считается надежным и долговечным, однако не стоит применять этот способ в местах, где может произойти сильный нагрев проводов. Также не желательно осуществлять пайку в таких местах, где существует вероятность механических нагрузок на полученное соединение.

Условные обозначения на электросхемах авто

Условные обозначения электрических схем не представляют собой ничего сложного. Чтобы понять их, необходимо иметь минимальное представление о действии электрического тока.

Как известно, ток – это упорядоченное движение заряженных частиц по проводникам электрического тока. В роли проводников выступают разноцветные провода, которые обозначаются в схеме в виде прямых линий. Цвет линий должен в обязательном порядке соответствовать цвету проводов в действительности. Именно это и помогает разобраться водителю с толстыми жгутами проводов и не запутаться.

Различные контактные соединения обозначаются при помощи специальных цифр, которые есть как на схеме, так и в местах соединения. Как правило, такими цифрами в обязательном порядке обладают реле, имеющие множество контактных выводов. Элементы электрической цепи на схеме подписываются при помощи цифр. Внизу схемы или в виде отдельной таблицы отображается специальная расшифровка этих чисел, которая отображает название элемента цепи.

Подытожим. Читать электрические схемы – это достаточно легкое занятие. Главное правильно взаимодействовать с условными обозначениями и уметь понимать симптомы неисправности, чтобы своевременно и правильно определить род и место неисправности на схеме.

Соединение проводов в автомобиле. Соединители.

В электротехнике для соединения или подсоединения проводов существует куча различных клемм и соединителей. Рассказывать обо всех, так клава сотрется. Поэтому, немного о наиболее часто применяемых в автомобиле.Если просто необходимо соединить пару проводов и сделать соединение разборным, то достаточно взять подходящие по габаритам и конструкции клеммы, обжать в клеммах провода и поженить “папу” с “мамой”.В том же Китае за недорого можно купить специальный инструмент для обжима контактов и наконечников, по-научному – кримпер. Цена кримпера пляшет в пределах 10-20$ (здесь речь не идет о профессиональном инструменте для авто и электро мастерских).

После небольшой тренировки можно получить вполне удовлетворительный результат:

Если же предстоит разовая работа по обжиму клемм, то покупать кримпер смысла нет. Вполне надежно можно обжать клеммы и при помощи бокорезов либо иного подобного инструмента (4 и 5 контакты на фото выше). В данном конкретном случае использовал затупившиеся от постоянной работы бокорезы.

Так же в продаже есть различных диаметров соединители для обжима проводов в виде медной трубки с покрытием. Дополнительно соединители могут быть уже одеты в термоусадочную трубку.Соединить можно как два, так и большее количество проводов в одном месте:

Для обжима используется специально предназначенные для такого вида соединений кримперы, либо можно воспользоваться вот таким нехитрым инструментом:

Опять-таки такой вид соединения проводов требует защиты от влаги и соприкосновения с другими проводниками электричества.Лично мне данный вид соединения не нравиться по разным причинам и его использую очень редко.

Довольно хорошее соединение проводов можно получить при помощи наконечника ножевой клеммы, как соединяя пару проводов вместе, так и подсоединяя провод к штатной проводке автомобиля.Очищается от изоляции небольшой участок провода, к которому будет выполнено подсоединение, и используется подходящего размера ножевая клемма, у которой необходимо отрезать хвостовик (на фото линия реза показана красной штриховой линией):

Далее следует обжим кримпером, бокорезами или еще чем ни будь, не забывая про гидро и электро изоляцию.

И в завершение рассказа о соединителях остановлюсь еще на одном, так называемом скотчлоке.Штуковина занятная и предназначена для быстрого соединения двух проводов:

На первый взгляд все выглядит респектабельно:

А вот так все выглядит после вскрытия:

Часть жил у красного провода (1,5 мм кв.) повреждена, а у желтого-зеленого провода (0,75 мм кв.) даже не прорезана изоляция. Это произошло из-за того, что у скотчлоков есть своя размерная линейка для соединения проводов в зависимости от площади сечения проводника. Различаются такие скотчлоки по цвету. Если типоразмер скотчлока подобран неправильно, то тут будет либо недорез проводников, что плохо, либо перерез проводника, что не допустимо. Ну, и данный соединитель предназначен для соединения двух проводов только одного и того же сечения.Чем еще плохо такое соединение, так это невозможностью выполнить защиту мест соединения проводов от влаги. Поэтому, такие китайские штучки в автомобиле лучше не применять.

Выбор способа соединения

Методов совмещения кабелей достаточно много. Нужный вариант выбирают с учетом ситуации. Для временного сопряжения используют болтовой метод или скрутку, для постоянного — пайку или опрессовку.

Многожильные и одножильные проводники

В этом случае работу начинают с выбора соотношения сечений проводников. Многожильный элемент не должен быть тоньше одиночного. В таком случае контакт может разрушиться. Провода скрепляют методом сварки, пайки или обжима. При использовании паяльника концы кабелей очищают от оплетки. Многожильный элемент накручивают на одиночный.

Провода с сечением разного диаметра

Соединение в этом случае требует вычисления плотности тока. При допустимом параметре элементы скрепляют болтами, клеммами, пайкой или скруткой. Процесс не отличается от такового при работе с одинаковыми проводниками.

Проводники большого сечения

Соединение сложно в исполнении из-за большой площади контакта. Фиксация толстых проводов возможна только путем сварки. В домашних условиях ее выполнить не получится, т. к. жилы необходимо прогревать до высокой температуры. После завершения сварки проверяют работоспособность проводки. При сращении толстых кабелей можно использовать муфту.

Перебитые в стене провода

Проводка в штрабе может повреждаться во время ремонтных работ. К устранению неисправности приступают после обесточивания электросети. Перебитые провода соединяют так:

  1. С помощью специальных инструментов ищут место обрыва. Удаляют слой штукатурки, получая доступ к нужному участку.
  2. Удаляют изоляцию с концов поврежденного кабеля. Обрабатывают оголенные участки расплавленным припоем.
  3. Выбирают второй кабель соответствующего сечения. Его отрезают и припаивают к обоим концам поврежденного провода. Наращиваемый отрезок не должен быть слишком коротким или длинным.
  4. Изолируют место пайки. Для этого используют термоусадочную трубку, которую надевают на отремонтированный участок. При нагреве строительным феном материал плотно обволакивает соединение.

Медные и алюминиевые проводники

В этом случае используют болтовые крепежи или алюминиево-медные гильзы. Первая сторона элемента имеет больший размер, что объясняется меньшей плотностью тока металла. Для быстрого соединения гильзы надевают на концы проводов из одинакового металла, после чего зажимают прессом.

Соединение проводов самозажимными клеммниками

В последнее время очень популярным приспособлением для соединения проводов и жил кабелей стали самозажимные клеммники типа WAGO. Они предназначены для соединения проводов сечением до 2,5 мм2 и рассчитаны на рабочий ток до 24 А, что позволяет подключать к соединенным ими проводам нагрузку до 5 кВт. В таких клеммниках можно соединить до восьми проводов, что значительно ускоряет монтаж проводки в целом. Правда, по сравнению со скруткой, они занимают в распаянных коробках больше места, что не всегда удобно.

Безвинтовой клеммник принципиально отличается тем, что его монтаж не требует никаких инструментов и навыков. Зачищенный на определенную длину провод с небольшим усилием вставляется на свое место и надежно поджимается пружиной. Конструкция безвинтового клеммного соединения была разработана в немецкой фирме WAGO еще в 1951 г. Существуют и другие фирмы-производители такого типа электротехнических изделий.

В подпружиненных самозажимных клеммниках, как правило, слишком мала площадь эффективно контактирующей поверхности. При больших токах это приводит к нагреву и отпуску пружин, в результате чего происходит потеря их упругости. Поэтому такие устройства следует использовать лишь на подводках, не подвергающихся большим нагрузкам.

Фирма WAGO выпускает клеммники и для установки на DIN-рейку, и для крепления винтами к плоской поверхности, но при монтаже в составе домашней электропроводки применяются строительные клеммники. Эти клеммники выпускаются трех видов: для распределительных коробок, для арматуры светильников и универсальные.

Клеммники WAGO для распределительных коробок позволяют соединять от одного до восьми проводников сечением 1,0—2,5 мм2 или три проводника сечением 2,5—4,0 мм2. А клеммники для светильников соединяют 2—3 проводника сечением 0,5—2,5 мм2.

Технология соединения проводов при помощи самозажимных клеммников очень проста и не требует специальных инструментов и особых навыков.

Существуют также клеммники, в которых фиксация проводника осуществляется при помощи рычажка. Такие устройства позволяют добиться хорошего прижима, надежного контакта и при этом легко разбираются.

Соединители для проводников

Так называют приспособления, облегчающие укладку электропроводки, состоящей из нескольких линий. Они бывают зажимными или винтовыми.

Муфты

Устройство имеет вид полой трубки. Его применяют при работе с кабелями сечением до 16 кв. мм. Провод в муфте закрепляют путем обжима. Устройство не используют при соединении одножильных проводов.

Клипсы

Перед введением кабеля фиксатор этого приспособления устанавливают вертикально. Перевод элемента в горизонтальное положение способствует закреплению жил. Использование клипсы позволяет добавлять дополнительные провода.

Винтовые клеммы

Элементы предназначены для совмещения проводников из разных металлов. Главным преимуществом является простота применения.

Винтовые зажимы

Используются для работы с кабелями из меди и алюминия. Для многожильных проводов они не подходят. Также зажим может способствовать обрыву алюминиевой жилы, поэтому с этим материалом его лучше не сочетать.

Силовые зажимы

В такое устройство зачищенный провод вставляется до упора. Прижимная пластина опускается, фиксируя кабель. Силовые зажимы применяются при работе с изделиями из разных металлов.

Такие элементы делают соединение прочным и надежным. Однако со временем пружина может перегреваться.

Пружинные зажимы

В качестве этих элементов применяются СИЗ-колпачки. Они помогают быстро соединить 2 проводника одного диаметра

Важно правильно подобрать размер устройства, иначе контакт будет отсутствовать

Соединительные зажимы

Существуют электротехнические и электрические виды устройств. Разница заключается в допустимой нагрузке. Провода совмещаются внутри зажимов.

Для чего нужны распределительные коробки

Существует множество факторов, которые говорят в пользу существования распределительных коробок:

  • энергосистему можно отремонтировать в считанные часы. Все соединения – доступны, можно без проблем найти участок, на котором перегорели провода. Если кабель прокладывался в специальные каналы (гофрированная трубка, например), то за час можно заменить вышедший из строя кабель;
  • в любое время можно провести осмотр соединений. Как правило, неполадки в проводках возникают на местах соединения. Если розетка или выключатель не работают, а напряжение в сети есть, проверьте, первым делом качество соединения в распаечной коробке;
  • создается наивысший уровень пожарной безопасности. Считается, что опасные места – это соединения. С использованием коробки они будут находиться в одном месте.
  • минимальные временные и финансовые затраты при ремонте проводки. Не нужно искать в стенах провода, которые вышли из строя.

Плюсы и минусы пайки проводов в авто

В большинстве работ с электрикой, пайка может оказаться очень надёжным соединением, но в автомобилях её рекомендуется не применять. Это связано с тем, что спаянный контакт подвержен окислению, что спровоцирует стремительное разрушение соединения. Паянное соединение не имеет гибкости и при минимальном физическом воздействии контакты, которые подгнили, распадутся.

Портится не сама пайка. Слабые места такого соединения находятся между изоляционным слоем провода и самой пайкой. Тут будет происходить окисление, которое спровоцирует надлом.

Также к отрицательным моментам стоит отнести неудобство такого способа. Пытаться спаять контакты под торпедо, где и примитивную скрутку не всегда можно нормально сделать, очень неудобно.

Надёжного паянного соединения можно добиться покрыв скрутку припоем и покрыв соединение специальным лаком, который будет препятствовать окислению.

Пайка

Пайка – это когда электрические провода соединяются при помощи расплавленного припоя. Такой вид соединения наибольшим образом подходит для медных проводов. Хотя сейчас есть различные флюсы и для алюминия, опытные электрики предпочитают от такой пайки воздерживаться. Но при необходимости можно использовать специальные флюсы и паять даже медь с алюминием.

Положительные стороны

Такой тип соединения со скруткой уже не сравнить, пайка гораздо надёжнее (по надёжности она уступает лишь сварке).

С помощью пайки можно выполнять соединение многожильных и одножильных проводов, а также жил различного сечения.

Такой вид соединения не требует никакого обслуживания весь период эксплуатации.

Пайка считается низкой по себестоимости, из приспособлений понадобится лишь паяльник, а флюс с припоем стоят совсем недорого, да и расход их совсем мизерный.

Отрицательные стороны

К недостаткам такого метода стоит отнести высокую трудоёмкость. Пайка требует определённых подготовительных работ, жилы проводов перед тем как скручивать, надо предварительно залудить. Спаиваемые поверхности должны быть перед началом работы свободными от окислов и абсолютно чистыми.

Ну и конечно, нужен опыт владения паяльником, то есть у того, кто будет соединять провода методом пайки должна быть определённая квалификация

Ведь в процессе пайки очень важно выдерживать необходимый температурный режим. Недогретый паяльник не прогреет хорошо соединение; перегрев также недопустим, потому что будет очень быстро выгорать флюс, не успевая сделать своё дело

Пайка – процесс небыстрый, но этот минус компенсируется надёжностью, которая получается у контактного соединения.

Монтаж

Пошаговый процесс выполнения пайки выглядит следующим образом:

  1. Снимите изоляцию с жил на 40-50 мм.
  2. До блеска зачистите оголённые участки жил при помощи наждачной бумаги.
  3. Окуните в канифоль разогретый паяльник и поводите им по зачищенным поверхностям несколько раз.
  4. Выполните скрутку.
  5. Жало паяльника поднесите к припою.
  6. Теперь сразу же набранным припоем прогрейте скрутку, олово должно расплавиться и заполнить промежутки между витками.
  7. Таким образом, вся скрутка обволакивается оловом, после чего ей дают остыть.
  8. Затвердевшую пайку протрите спиртом и заизолируйте.

Пайка проводов паяльником показана в этом видео:

Пайка проводов с помощью газового паяльника:

Пайка скруток методом погружения в расплавленный припой:

Заклепывание

Этот способ не может похвастаться своей популярностью, однако его надежность сомнений не вызывает. Здесь в качестве соединительного элемента используется специальная заклепка, которая, собственно, и нужна для того, чтобы путем заклепывания надежно соединить проводники. Материал заклепки – медь или алюминий подбирается под материал проводов.

Такая схема соединения проводов часто применяется при монтаже и ремонте потребительских электрических сетей 380/220 В.

Чтобы соединить проводники способом заклепывания, понадобится:

  • заклепка (медная или алюминиевая);
  • две стальные шайбы (плоская и пружинная);
  • специальный инструмент – заклепочник.

На заклепку сначала надевается зачищенный и скрученный в колечко конец одного провода, потом пружинная шайба, после нее – аналогично обработанный и сформированный конец другого провода и плоская шайба.

Далее эта конструкция в сборе помещается в заклепочник. Мастеру остается только сжать его рукоятки до щелчка, оповещающего о том, что монтаж готов, после чего произвести изоляцию.

Подключение розеток

Обычно на розетки отводится отдельная линия. В коробке имеется три кабеля по два или три проводника. Каждый провод окрашивается в свой цвет. Как правило, коричневый – это фаза, голубой – нулевой проводник, а желто-зеленый провод – заземление. Так или иначе – в коробке все провода соединяются по цветам, формируя группы.

Как только проводники отделены по цветам, их складывают, вытягивают, подгоняя под одинаковую длину. Не стоит отрезать слишком коротко – оставляйте 100-миллиметровый запас, чтобы при необходимости была возможность повторно провести соединение. Выбрав подходящий метод соединения, нужно состыковать провода.

В старых домах заземления нет, а значит – проводов будет только два. Иногда в кабеле провода – одного цвета. Чтобы определить, где фаза, а где – ноль, нужно использовать индикаторную отвертку, чтобы определить фазу.

Ошибки при изготовлении скрутки

Большинство ошибок связаны с формой, размером и натяжением скрутки. Чтобы качественно соединить два провода, их следует равномерно намотать друг на друга. Между тоководами должно получиться максимальное по площади пятно контакта. Считается неправильным накручивание одной жилы на другую, если они обладают отличным сечением.

Другая ошибка — слишком короткая скрутка. Чем она длиннее, тем больше площадь соприкосновения. А значит ниже сопротивления и возможный нагрев. Длина хорошей скрутки составляет не менее 5 см.

При выполнении соединения необходимо правильно выбрать натяжение. Слишком большое усилие способно сломать скрутку, а малое приведет к ухудшению электрического контакта.

Электрики, монтируя проводку, нередко используют различные приспособления для затягивания. Они представляют собой биту со специальной насадкой под провода, которая вставляется в любую дрель. Подобное приспособление превращает электроинструмент в полуавтоматический станок для монтажа проводки. Его возможно сделать самостоятельно. Но намного проще приобрести готовый. Например, насадка на шуруповерт от фирмы Tundra, помимо соединения жил, способна снимать изоляцию.

Варианты скручивания многопроволочных проводов

На практике применяют 3 способа скручивания гибких многопроволочных жил. Выбор метода осуществляется по ситуации и исходя из предпочтений мастера. Способы таковы:

  • последовательное соединение;
  • параллельное соединение;
  • бандаж из тонкой проволоки;

Последовательная скрутка

Зачищенные жилы прикладываются друг к другу так, чтобы они образовали перекрестие. Затем проводники скручиваются между собой. Выполняемое соединение симметрично относительно перекрестья жил. Концы проводов торчат в противоположные стороны. После выполнения скрутки ее желательно слегка подтянуть, чтобы она затянулась.

Способ хорош компактностью полученного соединения. Его толщина не превышает 3 диаметра провода с изоляцией. Следует соблюдать внимательность. Если скрутка защищается от влаги термоусаживаемой трубкой, то изоляция надевается на жилу до выполнения соединения.

Параллельная

С концов проводов снимается изоляция. Жилы следует соединять так, чтобы зачищенные участки находились параллельно. Концы проводов смотрят в одну и ту же сторону. Затем тоководы навиваются друг на друга в форме спирали

Важно выполнять соединение максимально тугим, но не сломать проводники чрезмерным усилием

Такую скрутку можно найти в распределительной коробке. Для защиты контакта применяется изолента или термоусадка. На временных и неответственных соединениях допускается для изоляции использовать ПВХ трубку (кембрик).

Бандажная скрутка

Бандажное соединение жил пригодно для подключения толстых проводов, которые проблематично согнуть руками или пассатижами. Токоведущие жилы укладываются друг к другу. Предварительно их необходимо как следует зачистить со всех сторон с помощью надфиля или напильника. Затем оголенные жилы плотно обматываются по кругу максимальным количеством более тонких проводов. Похожее соединение используют на опорах ЛЭП.

Прокалывающие зажимы

Усовершенствованной моделью кабельного сжима орех являются прокалывающие зажимы. Изделия одноразовые, однако, позволяют делать ответвление провода без разрезания и даже, не счищая изолирующий слой при сращивании. Конструкция зажима представлена шестигранной головкой, которая стягивает жилы, а также контактными пластинами с зубцами, которые собственно и прокалывают изоляционный материал.


Преимущество данных изделий заключается в следующем:

  • Ответвлять провода от воздушной линии (ВЛ) можно даже под напряжением, не боясь за свою безопасность. Это связано с тем, что контактная пластина надежно заизолирована от зажимающих болтов.
  • Корпус изделий герметичный и надежно защищает место соединения от плохих погодных условий.
  • Зажимы простые в эксплуатации и имеют длительный срок службы.
  • Низкая стоимость продукции.
  • Возможность скрепления медных и алюминиевых проводников.

Что касается недостатков, главным является только «одноразовость» продукции, однако это момент весьма спорный, если учитывать долговечность такого способа ответвления проводов без разрыва.

Монтаж осуществляется следующим образом:

Видео инструкция по установке прокалывающего зажима

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лошадиные силы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: