Движущая сила
Рабочее место водителя водоробуса
В разработке транспортных средств на основе водорода сегодня есть два основных направления — гибридная силовая установка, состоящая из водородных топливных элементов и аккумуляторных батарей, и газопоршневые двигатели на водороде, рассказал гендиректор «Силовых агрегатов» группы «ГАЗ» Константин Рухани.
Водородный автобус на газопоршневом двигателе выйдет значительно дешевле, чем на топливных ячейках, пояснил топ-менеджер. Он будет дороже нынешнего примерно в 1,5 раза, тогда как водоробус с топливными элементами — как минимум в 4 раза.
По словам эксперта, технология газопоршневого двигателя решает поставленную задачу по снижению углеродных выбросов, но при этом сохраняется синергия с конструкцией и производством выпускаемых CNG двигателей, коробок передач и других компонентных производств, существующих в России. При этом такой двигатель будет менее требователен к чистоте водородного топлива.
Вопрос цены
Водоробус КАМАЗ-6290
Водород играет важную роль в декарбонизации тех секторов, где сокращение выбросов наиболее затруднено, а возможности электрификации ограничены. Самое перспективное для этого вида топлива направление — грузовые автоперевозки, а главное ограничение — высокая стоимость более чистого и желанного потребителям зеленого водорода, отметила директор по энергетике и добывающей промышленности Deloitte Юлия Меньшикова.
В будущем снижению стоимости будет способствовать избыток возобновляемой энергии, но даже в долгосрочной перспективе водород, по всей вероятности, будет дороже ископаемого топлива и потребует мер государственной поддержки, чтобы быть конкурентоспособным, добавила эксперт.
Забыть о конкуренции
КАМАЗ-65208 на водородном топливе
Высокая стоимость — основная проблема для создания и внедрения водородных технологий и развития соответствующей инфраструктуры, согласился генеральный директор компании «Русский водород» Владимир Седов. По его словам, для решения задачи относительного удешевления этого процесса необходимо объединение усилий компаний-разработчиков. На начальном этапе между ними не должно быть полноценной жесткой конкуренции
Также немаловажно, что государство субсидирует научные исследования в этой сфере
Вторая проблема — создание способов безопасной транспортировки и хранения водорода. И здесь тоже разрабатываются различные методы, как с использованием международного опыта и технологий, так и собственные.
Для развития отрасли необходима также разработка соответствующих нормативно-правовых актов и стандартов и участие государства, в том числе субсидии и налоговые льготы для компаний, которые будут приобретать транспорт на водороде, указывает эксперт. Производители также могут стимулировать спрос, например, заключая договоры с владельцами заправок и давая покупателям таких транспортных средств возможность получать топливо на 2−3 года бесплатно.