Мы посчитали, сколько в россии легковых автомобилей

Что дальше?

Прогноз на 2022 год — хоть и не радужный, но все же в базовом сценарии имеет небольшой плюс: на уровне 1% (при пессимистичном сценарии — минус 6%, при оптимистичном — плюс 5%). Ключевыми факторами, влияющими на уровень продаж в новом году, станут все та же пандемия, санкции, проблемы с чипами и, соответственно, с поставками техники конечным потребителям, цены на нефть, курсы валют, связанный с последними двумя факторами рост цен на LCV.

Государство пока не отказывается от поддержки автопроизводителей: в частности, не останавливается реализация нацпроектов (безопасные и качественные дороги, транспортная инфраструктура и т. п.). Так, на льготный лизинг выделено около 5 млрд рублей. Продолжится выделение субсидий на покупку школьных автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи. И это вселяет определенный оптимизм.

Фото: журнал «Движок» 

Особенности рынка: предпочтения потребителей

Каким типам кузовов в сегменте LCV отдавалось предпочтение? Выкладки аналитиков говорят о следующем: 28% приходится на цельнометаллические фургоны (ЦМТ), 21% — на бортовые исполнения и шасси, 16% — на микроавтобусы и 14% — на фургоны. Причем наибольший прирост просматривается у ЦМТ и фургонов. И это вполне объяснимо: доставка последней мили приходится именно на этот тип подвижного состава в LCV.

Однако и тут просматривается легкая неразбериха. Пошло все с советских времен, когда существовал «двойной счет». Шасси под надстройки считались отдельно, а все, что на них устанавливалось, шло особой строкой. ГАЗ выпускает шасси и ЦМТ — он отчитался за них. Потом сторонний производитель поставил на шасси надстройку в виде изотермического фургона, а из ЦМТ сделали микроавтобус. Они, в свою очередь, попали в другую отчетность: «Спецтехника и пассажирский транспорт». Вот и поди разберись: кто сколько и чего сделал… И это касается не только ГАЗа. Так что все эти приведенные проценты весьма умозрительны.

Где находятся основные потребители LCV? Естественно, в наиболее развитых в промышленном плане регионах: Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Татарстане, Краснодарском крае, Нижегородской области. Все предсказуемо. Даже то, что в этом списке с большим отрывом лидирует Москва. Дело в том, что достаточно большое количество юридических фирм зарегистрировано именно в Москве, хотя основную деятельность они ведут совершенно в иных регионах.

В топ-10 потребителей LCV замечены такие компании, как «Почта России», «Яндекс.Драйв», ТК «Мегаполис», РЖД и «Европлан». Причем предпочтения в марках разноплановы («Почта России», «Европлан») либо связаны с предпочтением отдельно взятых марок («Яндекс.Драйв») или исторически сложившихся обстоятельств.

Парк LCV в России на 1 июля 2021 года насчитывал 4 186 077 ед. На иномарки приходилось 38%. Треть всего парка LCV работает на дизельном топливе. 27% составляют машины с цельнометаллическими фургонами, 26% — бортовые и шасси, 25% — микроавтобусы, 10% — фургоны, ну а далее следует мелочевка. Наиболее крупные парки сосредоточены в тех же самых компаниях — лидерах по приобретению: «Почта России», РЖД, «Ростелеком», Сбербанк и «Росинкас».

Средний возраст парка LCV — 15,9 года. На долю новых машин (до 3 лет) приходится всего лишь 8%. Причем машин старше 15 лет в парке 47%. Из этого следует, что потенциал по замене парка — просто огромный. Вопрос только один: будут ли у бизнеса деньги для его обновления?

Владение LCV: цена вопроса

Несколько слов о стоимости владения LCV. В качестве объектов исследования «Автостатом» были выбраны следующие цельнометаллические фургоны, оснащенные дизельным двигателем и механической коробкой передач: «ГАЗель Next» (объем двигателя 2,8 литра, мощность 150 л. с., задний привод) в модификации A31R22-80 и Ford Transit (2,2 литра, 125 л. с., передний привод) в модификациях VAN 350L2H2 и VAN 350L3H2. Регион эксплуатации — Московская область.

Согласно итогам исследования, наилучший результат по совокупной стоимости владения демонстрирует «ГАЗель Next». За 3 года эксплуатации она составит около 1,38 млн рублей. Это меньше, чем у обоих «Транзитов», показатель которых находится на уровне 1,45 млн рублей.

Агентство Russian Automotive Market Research, в свою очередь, проанализировало стоимость владения наиболее востребованными изотермическими фургонами зарубежных брендов сегмента LCV в Москве. При расчете стоимости владения учитывались следующие параметры: потеря стоимости автомобиля, ОСАГО, каско, транспортный налог, госпошлина, летние и зимние шины сегмента B, шиномонтаж, стоимость ТО, стоимость ремонта, расход топлива и др.

Стоимость владения рассчитывалась при условии покупки автомобиля за собственные средства, владения автомобилем в течение 5 лет, среднегодовом пробеге 70 тыс. км. Победителем стал Fiat Ducato Isotermal L2H2 3.5t с показателем 4 762 082,23 млн рублей.

Добавим, что проблемами ТСО озаботились у нас еще на стыке 1990-х — 2000-х. Тогда решили сравнить ТСО цельнометаллических «ГАЗели» и Ford Transit. Последний оказался намного выгоднее, причем с большим отрывом. Можно по-разному относиться к вышеприведенным выкладкам, однако утверждение, что «ГАЗель Next» выгоднее Ford Transit, вызывает некоторый скепсис. Неужели настолько выросло качество отечественных машин?

Рынок LCV в России: восстановительный рост

Российский рынок LCV в настоящее время проходит стадию постепенного восстановления после обрушения в 2015 году. Пиковые значения по объемам продаж наблюдались в 2013 и 2014 годах с показателями 165,7 и 141,3 тыс. ед. соответственно. Затем рынок существенно просел (по всем известным причинам) до рекордно низких значений, зафиксировавшись на отметке 93 тыс. ед.

В 2021 году наконец-то наметились позитивные тенденции. По сообщениям первых лиц в руководстве страны, показатели экономики достигли допандемийных значений. Подтверждают это и данные продаж новых LCV. За исключением «пандемийно-кризисного» 2020-го идет постоянный прирост.

Агентство «Автостат» совместно с компанией «Электронный паспорт» провело свое исследование российского рынка новых легких коммерческих автомобилей по итогам 2021 года. Результаты показывают, что в минувшем году жители нашей страны купили 141,9 тыс. таких машин, что на 35,9% больше, чем в 2020-м. Это несколько отличается от данных, озвученных Комитетом автопроизводителей АЕБ, поскольку не все бренды туда входят. Есть и различия в подходах к трактовке понятия LCV (об этом чуть ниже).

По наблюдениям аналитиков агентства «Автостат», российский парк LCV достаточно старый (средний возраст — около 16 лет); эксплуатируются такие машины весьма интенсивно и имеют большие пробеги, отчего требуют постоянного обновления. Скорее всего, именно этим вызвано хоть и небольшое, но все же восстановление сегмента. Куда деваться, если спрос на доставку мелких партий существенно возрос, а при нынешней ситуации будет только увеличиваться? Причиной тому — пресловутая пандемия с ее локдаунами, отправкой работников на удаленку и самоизоляцией.

Но есть еще два существенных фактора, повлиявших на увеличение спроса: постоянный рост цен, причем довольно существенный. Многие решили подстраховаться и подкупить технику сейчас, поскольку дальше она будет еще дороже.

За прошлый год рост средней цены на LCV ускорился до двухзначных значений, зафиксировавшись в районе 15%. Эксперты склоняются к тому, что возможны и более высокие показатели. Первый месяц 2022 года уже внес свою лепту в дальнейшее подорожание: 23 бренда объявили о повышении розничных цен. У отечественных производителей они поднялись на 1,5–8% (в зависимости от модели), у зарубежных — на 2,9–7,8%. И это, понятное дело, только начало.

Наконец, обозначился дефицит самой техники из-за проблем с чипами. Это также внесло свои коррективы в повышение спроса (потребителя стремятся успеть взять то, что пока имеется в стоках). Кстати, проблему с чипами, согласно ряду прогнозов, не удастся решить вплоть до 2023 года. В связи с этим сроки поставки новой техники постоянно растягиваются.

Основными потребителями LCV в 2021 году были юридические лица (71%). Такому положению вещей способствовал бурный рост электронной коммерции, которая, собственно, и стала нуждаться в дополнительном приросте легкого коммерческого транспорта. Именно это обстоятельство будет способствовать поддержанию на плаву сегмента LCV и в 2022-м.

История повторяется. Регулярно

Для столичных автомобилистов отказы ГИБДД в выдаче водительских удостоверений и регистрации автомобилей скоро станут привычными. Это, по меньшей мере, третий подобный случай за последние полгода.

В предыдущий раз ИТ-система московской ГИБДД не работала 26 июня 2022 г. В этот день она не выдавала права и не регистрировала машины по причине технических работ, о которых многие из тех, кому не повезло записаться именно на это число, узнали уже после прибытия в здания ГИБДД.

26 июня 2022 г. – это воскресенье, и многие специально выбрали этот день, чтобы не тратить свое рабочее время. Всем им в итоге было предложено посетить ГИБДД еще раз и отстоять в живой очереди. Также они могли получить запрашиваемые услуги в электронном виде.

Публикация в Telegram-канале столичной ГИБДД

Аналогичная ситуация произошла и 27 марта 2022 г., тоже в воскресенье. Причина ровно та же – технические работы, о которых ГИБДД, следует отметить, предупредила заранее. Она опубликовала сообщение об этом в своем Telegram-канале 24 марта 2022 г. Всем, кто записался на этот день, предоставили возможность получить услугу в любой другой день, но снова в порядке живой очереди.

Нынешний случай отличается от предыдущих двух. Если в марте и июне 2022 г. ГИБДД говорила о технических работах, то в настоящее время имеет место именно технический сбой.

Статистика продаж автомобилей в России по годам

Продажи новых легковых авто, шт. за год.

Год

Продано авто, шт.

2021

1 666 780

2020

1 598 825

2019

1 759 532

2018

1 800 591

2017

1 595 737

2016

1 425 786

2015

1 602 110

2014

2 491 403

2013

2 777 547

2012

2 938 789

2011

2 653 803

Источник данных: АЕБ.

Статистика продаж японских автомобилей России 2021

Лидером по итогам продаж в 2021 году остался кроссовер Toyota RAV4. Вторую строчку рейтинга занимает еще одна модель Toyota – бизнес-седан Camry. Третьим стал Nissan Qashqai.

Динамика продаж японских автомобилей по годам

Модель

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

RAV 4 Toyota

38 441

36 433

30 627

31 155

32 931

30 603

27 102

Camry Toyota

31 983

27 373

34 017

33 700

28 199

28 063

30 136

Qashqai Nissan

20 474

22 110

25 158

23 192

20 223

18 723

10 545

X-Trail Nissan

19 010

20 237

20 915

22 878

20 626

17 886

20 502

CX-5 Mazda

19 828

20 033

22 565

22 594

18 723

15 790

17 681

Outlander Mitsubishi

17 836

23 894

24 511

16 828

Источник данных: АЕБ.

Что дальше?

Уверен, этот год будет богат на интриги в продажах новых машин. Во-первых, будет интересно посмотреть, каковы будут продажи мая – с высокой долей вероятности можно утверждать, что они будут выше, чем в мае 2020 года, но вот темп роста, скорей всего, уже будет ниже, чем в апреле. Ключевой вопрос – на сколько?

Также далее будет интересно понаблюдать за продажами в летний и осенний периоды – в 2020 году в эти месяцы наблюдался, достаточно, высокий спрос на машины, который большинство экспертов связывали с фактом отложенных покупок – можем ли утверждать, что высокий темп роста апреля и ожидаемый рост мая – это, всего лишь, смещение отложенного спроса с будущих месяцев, или продажи машин так себя не ведут?

Может ли быть такое, что высокий рост апреля был связан с ожиданиями потребителей относительно дальнейшего роста цен на новые автомобили и снижение доступности автокредитов вслед за повышением Центральным Банком России ключевой ставки два раза в течение месяца?

Ответы на эти вопросы мы узнаем уже достаточно скоро. И будем следить за динамикой продаж в том числе на нашем сайте.

Статья подготовлена и одобрена by эксперт страхового рынка Максим Чернов

Calmins.com

Статистика продаж новых авто по моделям в 2021 году

1По данным Ассоциации европейского бизнеса, самой продаваемой моделью в 2021 году в России стал автомобиль Lada Vesta. За 12 месяцев 2021 году в стране было реализовано 113 698 авто этой модели.

2На втором месте расположилась еще одна модель российского бренда, а именно Lada Granta. За 12 месяцев 2021 года было продано 111 430 автомобилей этой модели. Это на 14 682 единиц меньше, чем в 2020 году.

3Третью строчку рейтинга самых продаваемых моделей занимает Kia Rio с показателем 82 941 шт.

В топ-5 вошли такие модели легковых авто как кроссовер Hyundai Creta (68 081 ед.) и седан Hyundai Solaris (61 061 ед.).

25 самых продаваемых моделей автомобилей 2021

Объем продаж за январь-декабрь 2021 года, шт.

Модель

2021

2020

Динамика

1

Vesta Lada

113 698

107 281

+6 417

2

Granta Lada

111 430

126 112

-14 682

3

Rio Kia

82 941

88 064

-5 123

4

Creta Hyundai

68 081

73 537

-5 456

5

Solaris Hyundai

61 061

49 280

+11 781

6

Niva Lada

51 242

48 913

+2 329

7

Polo VW

46 887

58 455

-11 568

8

Rapid PA II Škoda

41 680

26 267

+15 413

9

Duster Renault

41 471

31 640

+9 831

10

Largus VP Lada

39 541

37 166

+2 375

Источник данных: АЕБ.

+Как видим, наибольший рост продаж в 2021 году демонстрировал K5 Kia, в январе-декабре было продано 29 224 машин данной модели. Прирост составил 21 098 шт., по сравнению с 2020 годом.

-Хуже, чем в 2020 году продавалась Granta Lada. За 2021 год было продано 111 430 машин этой модели, что на 14 682 шт. меньше, чем за 2020 год.

Кто впереди?

Бессменным лидером продаж является автомобили российского автоконцерна АвтоВАЗ – продажи этой марки занимают 22,6% от продаж всех автомобилей на рынке, и в 2021 году эта доля выросла на 1,2 процентных пункта. Общий объем продаж марки составил 122 тыс. автомобилей увеличившись по сравнению с прошлым годом на 30%.

Второе и третье место занимают корейские автопроизводители KIA и Hyundai с объемами продаж 70,7 (+25,8%) и 55,6 (+26,3%) тыс. автомобилей. В целом лидеры в марках довольно стабильны уже несколько лет, поэтому здесь вся интрига возникает лишь в том, чьи темпы роста или падения более высокие.

Или нет? Если внимательно присмотреться, то можно увидеть, что наибольший темп роста продемонстрировала марка Skoda – с приростом в 38% эта марка не только продала 33,2 тыс. автомобилей, но и обошла в рейтинге марку Toyota, чей темп роста в группе лидеров оказался наименьшим и составил 6,6% с объемом продаж 31,8 тыс. автомобилей. На продажи марки Skoda большое позитивное влияние оказал выход новых рестайлинговых моделей, а то время, как модельный ряд Toyota представлен автомобилями, которые пользовались особым спросом в 2020 году.

Стоит отметить, что в период сильного падения продаж в прошлом году именно продаж марки Toyota, практически не изменились по количеству относительно предыдущего года, в то время как лидерами по падению в группе наиболее продаваемых марок были корейские автопроизводители. Вполне возможно полагать, что клиентский сегмент данных марок сильно дифференцирован и по-разному реагирует на экономические потрясения.

Лидеры рынка в РФ: марки и модели

Десять ведущих марок рынка LCV закрывают 97% всего сегмента. Как и следовало ожидать, лидирующие позиции занимает ГАЗ с широким ценовым ассортиментом LCV. Далее следует Sollers-Ford благодаря отменному показателю стоимости владения Ford Transit (об этом чуть ниже), а также протекционистской политике США. Все западноевропейские бренды в той или иной степени страдают из-за санкций, наложенных американской администрацией, но, когда дело касается американских компаний, «всевидящее око» госдепа мгновенно слепнет.

Далее следуют бюджетные «буханки» (специально выведены в отдельную категорию, поскольку российский автопром так и не удосужился предложить достойную замену) и Lada Largus, которую, впрочем, отечественным автомобилем язык назвать не поворачивается…

С небольшими отрывами друг от друга следуют Peugeot, Volkswagen, Citroen, Mercedes-Benz, Hyundai и Opel. Французские бренды и Opel выходят в лидеры за счет организации собственного производства на территории России, как, впрочем, и Hyundai. Однако расклад мог бы быть совершенно иным, не приструни госдеп Volkswagen и Mercedes-Benz. Один из прежних лидеров рынка — Sprinter Classic — почил в бозе, а VW Transporter так и не обрел российской «прописки», хотя планы такие у руководства бренда были.

Среди моделей ожидаемо в лидерах «ГАЗель Next», следом идет Ford Transit. Далее — разношерстица из отечественных моделей: ГАЗ-3302, Lada Largus VU, УАЗ-3909, ГАЗ-2752 и УАЗ «Профи»

Обращает на себя внимание тот факт, что при составлении статистики аналитики не отделяют чисто коммерческие автомобили от тех, которые предназначены также для личного использования как семейные авто. Поэтому вполне возможно допустить, что представленный расклад мог бы оказаться несколько иным

Для примера: Peugeot Expert и Traveller, Citroen Jumpy и SpaceTourer, VW Transporter и Caravelle/Multivan. И таких примеров превеликое множество. Ну и наконец, стоит отметить, что в топ-10 входят 75% всех продаваемых на рынке LCV. Естественно, с приведенной выше оговоркой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лошадиные силы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: