Время на подготовку есть
У российской экономики есть время подготовиться, считает главный редактор российской версии портала об электромобилях InsideEVs сергей Иванов.
По его словам, сейчас насчет очень сложно говорить о том, как повлияют планы ЕС на локализованное в России производство. Однако, оно несомненно будет. Речь идет о постепенном переходе на совершенно новые автомобильные платформы, которые требуют не только отказа от ДВС в пользу электромоторов, но и принципиально новых сборочных линий.
Как считает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент», у российских автопроизводителей есть больший запас по времени на переход к электромобилям и двигателям на неископаемом топливе
По его словам, до объявленной даты пройдёт еще полтора десятилетия, за которое те отрасли, которых это мера касается, успеют подготовиться и внести необходимые изменения в свою работу.
Что немцу хорошо то русскому смерть?
Аргументы скептиков о том, что электромобиль непригоден для использования в России по причине плохих дорог или климата, наши собеседники отвергли.
Как отметил Сергей Иванов, по оценке KPMG, Россия отличается от остальной Европы тем, что у нас главной преградой к росту продаж электромобилей является не отсутствие инфраструктуры, а цена новых машин. И эта преграда, по его мнению, будет устранена с появлением доступных электромобилей, или большого предложения на рынке подержанных электрокаров. Кроме того, автоконцерны могут вернуться к схеме крупноузловой сборки, но здесь все будет зависеть от объема российского рынка и предложенных российскими властями условий. Дмитрий Баранов в комментарии нашему издании выдвинул и парадоксальное предположение о том, что европейские ограничения могут привести к приходу в Россию новых производств
Другой и более реальный аргумент против электромобилей — отсутствие инфраструктуры, хотя положение о развитии электромобильности зафиксировано в дорожной карте НТИ Автонет еще в 2020 году в пунктов 7 и 8. «Создание системы мер по стимулированию использования экологически чистого транспорта».
Европейские планы и российские реалии
Отмахнуться от этих планов, аргументируя тем, что России они не коснутся, не получится — коснутся и достаточно серьезно. Ведь решение Евросоюза напрямую определит производственную программу и планы по созданию новых моделей, их проектированию, производству запчастей и расходных материалов для вторичного рынка. Фактически, уже очень скоро может встать вопрос о рентабельности локализованных в России автозаводов. Как заявлял в 2019 году изданию «Известия» руководитель «АСМ Холдинга» Александр Ковригин, в прошлом возглавлявший экономическое управление Минавтопром СССР, локализация производства в среднем составляет 40%, если не брать такие марки как Hyundai, АвтоВАЗ и Renault.
Для иностранных брендов российский рынок хоть и важен, но не критичен. Прежде всего — из-за своего объема, который по разным оценкам составляет 1,5−2 млн автомобилей в год. Другой фактор, отрицательно влияющий на рентабельность — налоговое законодательство.
Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов антиавтомобильную политику, которую проводят власти крупных российских мегаполисов, что также не может не влиять на продажи.