Советы, как избежать штрафа при встрече с гаишником

Так правомерна ли остановка для проверки документов сейчас по новому Приказу?

Итак, что мы имеем в итоге? Два важных вывода из всего этого:

  • во-первых, сотрудник ГИБДД может останавливать машины для проверки документов вне стационарных постов,
  • во-вторых, для проверки документов нужны свои основания.

Таким образом, получаем, что фактически законность остановки машины исходит из правомерности проверки документов сотрудником. Если инспектор не выявил признаки нарушений (ещё во время движения вашего авто до остановки), отсутствуют ориентировки и спецмероприятия, касающиеся вашего автомобиля (или отсутствуют документы от начальства ГИБДД о них), то и проверка документов незаконна. Если отсутствовало право на их проверку, то и остановка машины была неправомерна.

Кто будет виноват в ДТП?

В России несколько лет назад усилили наказание за непредоставление преимущества автомобилям «Скорой помощи» – теперь, если из-за действия водителя пациенту будет причинен тяжелый вред здоровью, он рискует получить штраф в 80 тысяч рублей или до 2 лет тюрьмы. А если пациент умрет из-за этого – виновник может получить до 4 лет лишения свободы. Даже если до уголовной ответственности это не дотягивает – водителя за препятствование действиям медиков «Скорой» накажут штрафом в размере 4000-5000 рублей.

С одной стороны, это справедливо – если спецтранспорт имеет преимущество при езде с включенными сигналами, все обязаны уступать ему дорогу. С другой – ответственность несет и водитель самой «Скорой», который обязан убедиться в безопасности маневров.

С этим не так давно был связан судебный прецедент – водитель «Скорой помощи» сбил на пешеходном переходе девушку, когда возвращался на подстанцию (но с включенным проблесковым маячком). ГИБДД, и суды всех инстанций в итоге признали виновным именно его – и суть даже не в том, что он в момент ДТП не выполнял неотложного задания, а в том, что даже водители спецтранспорта обязаны убеждаться в безопасности своих маневров на дорогах.

Это значит, что водитель должен действовать так, чтобы своими действиями не создавать опасности для движения и не причинять никому ущерба.

Но что будет, если водитель «Скорой» (или пожарного авто, или авто ДПС, ВАИ или другого ведомства) не убедится в безопасности маневра, и попадет в ДТП – но с включенными сигналами и действительно выполняя неотложное задание?

Судебная практика по таким делам противоречивая – например, водителя «Скорой» из Новочеркасска, который столкнулся с легковым автомобилем, следуя на красный свет светофора с очень тяжелым пациентом, суд признал виновником ДТП (хотя он утверждал, что не видел другое авто из-за киоска возле перекрестка)

Но в других случаях суд может принять и противоположное решение, акцентируя внимание на том, что спецсигналы все же дают приоритет в движении

Если же следовать логике, в подобных ситуациях виновны обе стороны: водители спецтранспорта виновны в том, что не убедились в безопасности, а водители других авто – в том, что не уступили дорогу. Так что решения судов будут разными в каждом конкретном случае, в зависимости от обстоятельств ДТП.

В каких помещениях здания ГАИ видео- или аудиосъемка запрещена?

— Белорусское законодательство не запрещает вести аудио- или видеосъемку в помещениях ГАИ, — отметил юрист. — Один из нормативных актов, регулирующих деятельность ГАИ, — постановление Совмина «Об утверждении Положения о ГАИ МВД РБ». Анализ этого документа и других актов законодательства позволяют сделать вывод об отсутствии прямого запрета на осуществление аудио- или видеосъемки в помещениях здания ГАИ, однако следует учитывать положения, предусмотренные статьей 10.4. ПиКоАП (см. выше). Наглядный пример запрета — положения статьи 43 Закона РБ «О Государственной границе Республики Беларусь», в соответствии с которыми установлен прямой запрет на ведение фото- и видеосъемки в пунктах пропуска государственной границы.

Закон не предусматривает, что гражданин обязан спрашивать разрешение для ведения видеосъемки. Запрет — это усмотрение должностных лиц. Если запрет поступил, то на него можно оставить запись в книге замечаний и предложений, обратитьсяв вышестоящий орган или суд.

Можно ли снимать сотрудника во время составления протокола?

Именно в этой части мнения Верховного Суда и апелляционных инстанций разошлись.

Как мы помним, инспектор ДПС потребовал прекратить видеосъемку на основании того, что он – должностное лицо при исполнении и что разрешения на видеосъемку он не давал.

Оспаривая решение суда первой инстанции, признавшим действия сотрудника полиции несоответствующими 3-ФЗ о Полиции и 149-ФЗ «Об информации», апелляционная и кассационная инстанции сослались на то, что съёмку предполагалось вести во время составления госслужащим процессуальных документов. Иначе говоря, если сотрудник начал составлять протокол об административном правонарушении, то дело об административном правонарушении считается возбужденным, и съемку можно вести с разрешения должностного лица.

В связи с чем требование сотрудника полиции о прекращении видеосъемки апелляционная и кассационная инстанции признали законным и соответствующим ст. 24.3 КоАП.

Статья 24.3 КоАП РФ действительно ограничивает ведение съемки, «если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении», а пункт 3. Ст.24.3 предполагает получение согласия должностного лица на ведение видео-записи при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении.

Однако, подчеркнул Верховный суд, «такого правила, как и запрета, не установлено для стадии составления протокола, то есть на этапе возбуждения дела об административном правонарушении». В итоге суд высшей инстанции признал, что запрет видеосъемки сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей также не основан на нормах федерального законодательства.

Вывод:

  1. Снимать на телефон действия сотрудника ГБДД при «административке» не возбраняется.
  2. В законе отдельно говорится, что снимать на телефон и составление протокола не запрещается.

Получается следующее. Пока сотрудник ГИБДД задает вопросы и составляет протокол, закон разрешает его снимать. Но вот начинается выписывание штрафа, и сотрудник может потребовать у вас прекратить съемку.

Верховный суд закрепил за водителями право снимать на видео действия сотрудников ГИБДД и про составлении протокола, если данная съемка не нарушает ограничивающие требования закона (перечень, приведенный нами выше).

Хочется предупредить особо несговорчивых водителей. Реальная практика показывает, что инспекторы ГИБДД либо вообще не знают о данном постановлении, либо в принудительном порядке запрещают водителям проводить фото- и видеосъемку.  А в случае неподчинения угрожают привлечением к ответственности по статье 19.3 Кодекса об административных нарушениях: за неповиновение распоряжению сотрудника полиции водителю грозит наказание в виде штрафа в размере от 500 до 1000 рублей или административный арестом на срок до 15 суток.

Несмотря на то, что требование, по решению ВС является незаконным, камеру по требованию сотрудника ДПС нужно выключить, а обжаловать действия придется уже пост-фактум в суде, прокуратуре и вышестоящих инстанций– к сожалению, без необходимых вам видеодоказательств. Использования скрытых средств для записи, например, ручек с вмонтированным диктофоном, запрещено и наказывается уже статьями Уголовного кодекса РФ.

Закрыть

Для кого подойдет профессия инспектора ГИБДД?

Работать в этой сфере рекомендуется молодым людям в возрасте от двадцати до тридцати лет. Это самое оптимальное время для того, чтобы начать работу в ГАИ. Также, у соискателя должен быть ряд важных навыков. 

Подросток должен быть стрессоустойчивым. Выносливым как в физическом, так и в моральном плане. Он должен уметь быстро реагировать в разных ситуациях. Уметь общаться с разными людьми. Понимать, как привлечь их к ответственности.

Также, сотрудник ДПС должен уметь хорошо водить автомобиль. В том числе, и экстремально. Это понадобится специалисту для того, чтобы, в случае чрезвычайной ситуации, организовать погоню за преступником. И догнать его. При этом, для поступления на службу нужно уметь управлять разными видами транспортных средств. Теми, которые принадлежат к категориям А, В, С.

Меня остановили для проверки документов – как это работает на практике сейчас?

Всё достаточно просто. В подавляющем большинстве случаев сотрудник ГИБДД не будет церемониться с вашими требованиями назвать причину остановки и далее проверки документов, а повезёт «к себе в гости» с дальнейшей перспективой провести в местах для административно арестованных до 15 суток.

А вы уже дальше будете обжаловать его действия… И с большой долей вероятности безуспешно. Но далеко не во всех случаях.

Но на самом деле, работает это на примере диалога так:

– Инспектор такой-то, предъявите ваши документы!
– Назовите причину остановки моей машины.
– Проверка документов.
– А основания для этой проверки?
– Операция «Вези меня олень».
– Ознакомьте меня с документацией по данной операции!
– Документация находится на стационарном посту по такому-то адресу. Передайте для проверки ваши документы, а затем можете отправиться на данный пост и убедиться в законности операции.

И всё! Действительно, у сотрудника полиции в 2022 году есть две универсальных основания:

  • проводимые спецмероприятия,
  • ориентировки на ваш автомобиль или на вас как водителя.

Вас также заинтересует:

  • Можно ли выкладывать видео с сотрудниками ГИБДД в интернет?
  • Можно ли снимать на камеру сотрудника ГИБДД по новому закону?
  • Имеет ли право сотрудник ГИБДД останавливать и проверять документы у пешеходов и пассажиров?

Но всё же поговорим исчерпывающе о законности всего этого.

Законная причина остановки транспортного средства

Круг оснований, при наличии которых сотрудник ГИБДД имеет право остановить транспортное средство участников дорожного движения ограничен. Регламент ГИБДД к ним относит случаи, когда:

  • визуально или с использованием технических средств установлены признаки нарушений правил дорожного движения;
  • имеются сведения о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения. Информация об этом сотрудником ГИБДД может быть получена из разных источников: ориентировок, информация дежурного подразделения ГИБДД или органа внутренних дел, сообщений от других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированных обстоятельств и др.;
  • необходимо опросить лиц, которые находятся в транспортном средстве, об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения или преступления, очевидцами которого они могли являться или являются;
  • возникает необходимость привлечь лиц, находящихся в транспортном средстве, в качестве понятых;
  • выполняются распорядительно-регулировочные действия;
  • необходимо привлечь водителя и (или) пассажиров для оказания помощи другим участникам дорожного движения либо сотрудникам правоохранительных органов;
  • проводятся специальные мероприятия, связанные с проверкой транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов (такие мероприятия могут быть иметь место лишь на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел или органов управления ГИБДД);
  • необходимо проверить документы на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров. В этом случае остановка транспортного средства допускается исключительно на стационарных постах ДПС.

Права Ростехнадзора

Контроль над ситуацией на российских дорогах осуществляют и сотрудники федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору. Это ведомство больше известно как Ростехнадзор. Но имеет ли право Ростехнадзор останавливать транспортное средство?

В данном случае существует определенные нюансы в работе сотрудников этого ведомства. Если следовать букве закона, то выяснится, что они имеют право контролировать и останавливать работу коммерческого пассажирского транспорта, но не могут требовать и пытаться остановить личные автомобили или другие личные транспортные средства. Так что опасаться Ростехнадзора обычным водителям совершенно не стоит.

В 2013 году вступил в силу закон, согласно которому досматривать автомобили разрешили егерям в рамках борьбы с браконьерами. Так что теперь не возникает вопроса о том, имеет ли право госохотинспектор останавливать транспортное средство.

Егерям разрешили досматривать автомобили охотников, а также требовать у них документы, подтверждающие их право находиться в охотничьих угодьях. Данные изменения внесены в федеральный закон «Об охоте». Если гражданин откажется предъявить охотничий билет, то ему могут запретить охотиться сроком на два года, а должностное лицо ждет еще и штраф.

Какие машины чаще останавливают?

По статистике чаще проверяют следующие автомобили:

Лэнд Ровер, Прадо, Мазда 6 (это регулярно угоняемые модели);

Иномарки представительского класса (за рулем таких автомобилей обыкновенно сидят мажоры или криминальные личности, хронически нарушающие закон и могущие находится подшофе);

Старые модели ВАЗ (на многих отечественных машинах выявляются незаконно проведенные доработки и конструктивные изменения, обнаруживается отсутствие техосмотра и страховки, в них редко имеются аптечка и огнетушитель);

Внедорожники и спортивные купе (они обычно неправильно тюнингуются или не имеют разрешения на монтаж добавочного оборудования).

А вот машины корейского или китайского автопрома почему-то останавливают редко. Но при условии, что они выглядят стандартно и не имеют заметных признаков переделки.

Источник изображения: rbk.ru

Так, а в какой именно момент спрашивать разрешение на съемку?

— На практике заявление сотрудника ГАИ о необходимости пройти в служебный автомобиль для составления протокола считается началом административного процесса, — объясняет юрист. Это значит, что в этот момент вы и должны заявить о своем желании вести съемку или аудиозапись.

Ст. 1.4. ПиКоАП РБ. Под административным процессом понимается установленный кодексом порядок деятельности его участников по делу об административном нарушении.

Ст. 9.1 ч. 2. ПИКоАП РБ. Основаниями для возбуждения дела об административном правонарушении являются достаточные данные, указывающие на признаки правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.

Читать полностью: https://auto.tut.by/news/exclusive/630418.html

Обязанности инспектора гибдд если неправильно установлен дорожный знак

Согласно правилам установки знаков дорожного движения ГОСТ в одном поперечном сечении можно расположить только три знака. Но, дублированные указатели, при этом, в расчет не берутся. Указатели на дорогах должны устанавливаться:

  • на дороге вне населённого пункта
  • в горах вдоль дорог, за обочиной или над ними
  • на обочинах
  • на разделительной полосе, с целью дублировать
  • по правой стороне дороги либо над ней

На обрывах и выступах можно возводить дополнительные опоры.

Стоит учесть, край указателя должен располагаться на расстоянии одного метра от края дороги. Дорожные знаки ставят на специальных Г – образных стойках. Кроме того могут располагаться на других опорах вдоль дороги и над ней. Категорически нельзя устанавливать знаки там, где их сложно увидеть. ПДД водитель механического транспортного средства обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа — и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов — документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов; страховой полис ОСАГО владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

Наказание

Наказание за неподчинение сотрудникам ДПС будет ждать водителя только в том случае, если у инспектора имелись реальные основания для остановки транспортного средства. Игнорирование «призыва» инспектора ГИБДД относится к административным правонарушениям, за которое полагается штраф в сумме от 500 до 800 рублей.

При этом точная сумма определяется сотрудником, который останавливал авто, исходя из указанных водителем причин неподчинения. Если инспектор тормозит автомобиль по причине фактов нарушения ПДД, водителя может ждать дополнительное наказание.

Кроме того, отвечая на вопрос, что будет, если скрылся от ДПС, нужно отметить, что в результате попыток остановить автомобиль он может повредиться или повредить другое транспортное средство.

Правовая основа требования ДПС выйти из ТС

Итак, ФЗ «О полиции» указывает сотрудникам ГИБДД выполнять свои служебные обязанности только как того им предписывает закон.

Как видим, при выполнении служебных обязанностей сотрудники полиции обязаны действовать только в рамках закона, что вполне логично, ведь они являются представителями правоохранительных органов, а отнюдь не законописцами (впрочем, чего греха таить, иногда инспекторы ДПС пытаются подменять эти понятия).

При этом, сам регламент выполнения таких обязанностей вводится в действие достаточно свежим Приказом №664 от 20.10.2017 года, который регулирует действия сотрудников МВД при тех или иных процессуальных процедурах. Он то нам и нужен!

Но этот регламент никак не обязывает и прямо не содержит требований для водителя покидать своё ТС ни в каких случаях. Ведь регламент этот написан не для граждан-водителей, а для ГИБДД.

Ответ на вопрос, должен ли водитель выходить из машины по требованию инспектора, по сути вышеописанного, вытекает из законности требования этого от водителя. И законность эта зависит от конкретной процессуальной процедуры.

Нужно ли выходить из авто по первому требованию ГИБДД?

На самом деле, по всему написанному выше, существуют всего 5 административно-процессуальных действий, предписанных Приказом 664, которые обязывали бы автолюбителя выйти из своего ТС:

  1. досмотр ТС,
  2. личный досмотр,
  3. задержание,
  4. отстранение от эксплуатации авто,
  5. доставление.

Логика здесь проста: при выполнении этих процедур инспектор ГИБДД выполняет свои функции и препятствовать их выполнению мы не имеем права. И, если в случаях с личным досмотром, отстранением, задержанием и доставлением в отдел всё понятно — их невозможно провести без выхода из машины водителя, то с досмотром автомобиля сложнее. Ведь, казалось бы, пусть себе досматривает, водитель то здесь причём?!

Дело в том, что регламент в своём пункте 207 прямо предписывает, что досмотр ТС начинается только тогда, когда водитель покинет пространство его салона.

Следует иметь в виду также, что есть и некоторые другие случаи, когда водителю просто нужно по закону покинуть свою машину. К таким относятся, например, когда ему требуется оказать помощь другим гражданам, когда это требуется для осуществления действий в рамках уголовно-процессуального кодекса по требованию уже не простых инспекторов на дороге, а уполномоченных представителей специальных званий уголовного права.

Возможна ли просьба инспектора выйти из ТС?

Вообще, даже просьбы сотрудников ГИБДД содержат исчерпывающий список оснований для этого. Это, конечно, не говорит о том, что сотрудник ГИБДД не может попросить или предложить выполнить что-то другое, выходящее за рамки этого списка, но последний явно даёт понять, что просьба — это просьба, и никак не требование.

Так, согласно пункту 93.1 регламента, инспектор ДПС вправе лишь предложить водителю выйти из машины в нижеперечисленных случаях:

  • когда водитель пьяный или у него утомлённый болезненный вид,
  • в целях досмотров, осмотров,
  • для проверки номеров компонентов авто и госномеров,
  • когда водителю нужно оказать содействие другим участникам дорожного движения или сотрудникам правоохранительных органов,
  • когда нужно устранить техническое несоответствие ТС законам и правилам,
  • если поведение водителя угрожает безопасности самого сотрудника ГИБДД.

Как видим из вышесказанного, ДПС может попросить автолюбителя выйти из машины, а не требовать этого в таких случаях.

Если инспектор требует открыть багажник

Представим ситуацию, когда инспектор требует открыть багажник. Законно ли его требование, и должен ли водитель выйти из автомобиля, чтобы сделать это (если, конечно багажник не открывается из салона)?

Тут ключ кроется в том, требует или просит инспектор ДПС открыть багажник. Ведь на практике Вы не услышите этих слов почти никогда. Сотрудник просто скажет что-то вроде: «Откройте багажник!».

В этом случае уточните у него, требование это или просьба.

  • Если это требование, то, как мы описали выше, любые требования должны основываться на нормах закона. Иное не допустимо. И существует лишь два основания законности требования открыть багажник — это досмотр автомобиля или же досмотр личных вещей водителя или пассажиров. И в обоих случаях такое процессуальное действие должно быть предварено соответствующим протоколом: досмотра ТС либо досмотра личных вещей соответственно. Если протокола нет, то и требование незаконно, а вместе с ним и отказ от него ненаказуем.
  • Если просьба, то тут всё ещё проще — Вы вправе отказаться от просьбы.

Опыт и устав

Сотрудники ДПС с большим стажем работы действительно могут определить нарушителя по внешним признакам. Врожденный дар тут ни при чем: просто в нужный момент срабатывают навыки, приобретенные за долгие годы службы. Благодаря им многие полицейские со временем становятся виртуозами интуитивного поиска.

Существует также ряд обязательных правил, с которыми ознакамливают инспекторов ГИБДД в самом начале их служебной деятельности. Например, каждый страж порядка знает, что нужно как можно чаще останавливать автомобили самых угоняемых марок и моделей. Тормозить также следует транспорт, едущий в темное время суток с выключенными фарами.

Иногда признаки машин, которые необходимо останавливать, диктуются обстоятельствами. Например, при объявлении плана-перехвата по рации передают конкретные ориентировочные данные. Часто они бывают неполными, поэтому сотрудникам ДПС приходится проверять почти каждого водителя.

Источник изображения: autozam.ru

Санкции

За отказ в предоставлении автомобиля гражданин будет вынужден заплатить государству 500 рублей. При невыполнении требования инспектора ГИБДД о прекращении движения сумма может увеличиться до 800 рублей.

Статья 19.3 КоАП РФ предусматривает назначение штрафа (500 — 1000 рублей) или административный арест. Согласно данной норме судья может отправить нарушителя в камеру на 15 суток. Если перед этим к человеку применялось задержание, его срок учитывается при расчете даты и времени выхода из изолятора.

Водителя, выразившего несогласие пройти медицинское освидетельствование, накажут так же строго, как если бы он управлял машиной в состоянии опьянения. Часть 1 статьи 12.26 КоАП РФ устанавливает денежное наказание (30 тысяч рублей) с сопутствующим лишением прав. Снова сесть за руль автомобиля нарушитель сможет только через 1,5 — 2 года

Читать дальше: Коллекторы ежедневно звонят коллегам с угрозами

Источник изображения: iz.ru

Привлечение к уголовной ответственности влечет наложение крупного штрафа (до 200 тысяч рублей), назначение обязательных работ, ареста или лишения свободы. За решетку человек рискует угодить на длительное время – до 5 лет.

Проявление агрессии в адрес полицейских вряд ли поможет, даже если их требования частично расходятся с законом. Грубое сопротивление, скорее всего, усугубит ситуацию. Если водитель считает себя правым, у него всегда есть возможность обжаловать действия инспектора ГИБДД в суде.

Наверно нет такого автомобилиста, которого хоть раз не остановил бы инспектор ГИБДД. Это происходит по разным причинам, от откровенного нарушения правил, до возможных мероприятий по поиску правонарушителей.

Но не все водители готовы остановиться по требованию, считая это излишним или даже неправомерным требованием.

Давайте разберемся, когда и как инспектор ГИБДД может остановить автомобиль и что ждет тех, кто не желает подчиниться таким требованиям.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лошадиные силы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: