Переправа по льду через водоемы и реки, порядок проведения и правила безопасности при переправе

2. ВЫБОР ТРАССЫ

2.1. При выборе трассы под зимние дороги должны учитываться следующие условия: — безопасность дороги (наименьшее количество переправ); — минимальное расстояние до объекта; — долговечность; — для выбора трассы, определения ее прохождения по местности приказом по предприятию создается комиссия, которая выбирает трассу под проектируемую дорогу. 2.2. Выбор трассы под строительство зимних дорог и переправ начинается после утверждения плана размещения проектируемых стоянок, баз и прочих объектов, 2.3. После выбора трассы составляется проект на строительство дорог, где отражается вид дороги, объем работ и стоимость. 2.4. При подготовке ледяного покрова к эксплуатации, собираются сведения о режиме водоема и его характерных особенностей в районе предполагаемых работ. Сведения должны быть собраны по данным местного Управления гидрометеослужбы и других местных организаций, а также путем опроса местных жителей. 2.5. Участок ледяного покрова, выбранный для ведения работ или передвижения, вначале внимательно осматривается с берега или с борта вертолета, для определения его общей пригодности к эксплуатации. 2.6. При обследовании ледяного покрова ЗАПРЕЩАЮТСЯ пробные удаления от берега или пробные переходы одного человека с целью определения прочности льда. Обследования состояния ледяного покрова должно производиться группой людей (не менее трех человек). 2.7. Люди, обследующие состояние ледяного покрова, должны быть обеспечены средствами спасения (спасательные жилеты) и передвигаться в веревочной связке на расстоянии 10м друг от друга, при этом передний и задний обвязываются общей веревкой, за которую держатся остальные участники работ. Головной по мере движения проверяет лед ударом пешни. Необходимо, чтобы головной передвигался на лыжах с креплениями, которые позволяют беспрепятственно и быстро освободить ноги. 2.8. При обследовании льда группой более двух человек, один или двое должны иметь деревянные шесты длинной 2,5-3м

Указанные предосторожности необходимо соблюдать при первом выходе на лед, особенно осенью и весной. 2.9

За людьми, обследующими состояние ледяного покрова, должно производиться наблюдение с тем, чтобы можно было своевременно оказать им помощь. На берегу должны находиться необходимые спасательные средства (бросательные кольца, веревки, доски, шесты и т.д.) 2.10. При выборе участка работ или трассы необходимо иметь в виду, что: — ледяной покров толще в местах с пологими берегами, широким и прямолинейным руслом, малой скорость течения; — ледяной покров тоньше и менее выдержан по толщине в местах с быстрым течением, около ключей и родников, над илистым и торфяным дном, около болотистых берегов под толстым слоем снега. 2.11. ЗАПРЕЩАЕТСЯ эксплуатировать ледяной покров в местах впадения притоков и на перекатах, а также проводить работы на льду, висящим над водой в виде свода или не полностью находящем на плаву. 2.12. При наличии на замерзшей реке полыней, участок работы или трассы для передвижения лучше выбирать по течению, на расстоянии в 30 раз превышающем нормальную толщину льда на данном участке. Это расстояние считается не от кромки льда у полыньи, а от начала нормальной, характерной для данного участка, толщины льды близ полыньи. Во всех случаях, в том числе и при выборе участка ниже полыньи расстояние до границы эксплуатируемого участка, должно быть не менее 50 м. 2.13. Измерение толщины льда производится ледомерами различных конструкций. В качестве простейшего ледомера разрешается использовать рейку с Г-образным устройством или другие подсобные средства.

ОБОЗНАЧЕНИЕ ЗИМНИХ ДОРОГ И ПЕРЕПРАВ 2.14. Трасса зимних дорог на открытых местах и ледовых переправах с обеих сторон должна обозначаться хорошо заметными вехами или другими знаками. Эти знаки устанавливаются в 3м от оси трассы и не более чем в 30м друг от друга вдоль переправы, а на зимних дорогах в пределах видимости.

Передвижение по болоту

Оказаться в такой местности — занятие не из приятных. Если не остается выбора, необходимо обдуманно действовать. Нельзя идти по болоту, так как оно будет всё больше засасывать. Не стоит пытаться нащупать дно, потому что его нет. Единственный вариант — выбрать палку выше своего роста и положить ее горизонтально. Затем следует сместить вес и опереться на шест, максимально подтянуться к палке, при этом стараться не шевелить ногами. Так корпус будет оказываться все выше, пока не вылезет на поверхность. Стоит только достигнуть этого, получится ползти по-пластунски до берега. Такой метод называют трудным, но единственным действенным, чтобы выбраться из болота

В подобной местности очень важно находиться в группе. Кто-то из товарищей, стоящий на твердой земле, протянет палку или руку

Источник

ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ЗИМНИЕ И ЛЕДОВЫЕ ПЕРЕПРАВЫ

Технические правила устройства и содержания

Издание официальное

Москва Стамдартммформ 2020

Предисловие

  • 1 РАЗРАБОТАН Федеральным автономным учреждением «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФАУ «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации

  • 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

  • 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 августа 2020 г. № 468-ст

  • 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях х настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Стандартинформ. оформление. 2020

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

5 Классификация автозимников и ледовых переправ

6 Основные технические нормы на автозимниках и ледовых переправах

7 Правила изыскания автозимников и ледовых переправ

7.1 Общие положения

7.2 Правила изыскания сухопутных и ледовых автозимников

7.3 Правила изыскания ледовых переправ

7.4 Закрепление трассы и создание планово-высотной геодезической основы

8 Правила проектирования автозимников и ледовых переправ

8.1 Правила проектирования автозимников

8.2 Правила проектирования ледовых автозимников и переправ

9 Правила устройства автозимников и ледовых переправ

9.1 Правила устройства сухопутных автозимников

9.2 Правила устройства автозимников с продленными сроками эксплуатации

9.3 Правила устройства ледовых автозимников и переправ

9.4 Оборудование автозимников и ледовых переправ элементами обустройства

10 Содержание автозимников и ледовых переправ

10.1 Содержание сухопутных автозимников

10.2 Содержание ледовых автозимников и переправ

Приложение А (рекомендуемое) Определение пропускной способности ледовой переправы

Приложение Б (рекомендуемое) Схема долговременного закрепления пунктов геодезической плановой и высотной сети в районах распространения многолетне-мерзлых грунтов

Приложение В (рекомендуемое) Методика определения требуемой толщины льда ледовой переправы

Приложение Г (справочное) Работы по устройству автозимника на забопоченных участках или болотах

Приложение Д (обязательное) Периодичность проведения работ по содержанию автозимников и ледовых переправ

Приложение Е (рекомендуемое) Требования к оформлению паспорта ледовой переправы

Библиография

ж W

ж

Способы преодоления горных рек

Горные реки являются серьёзным препятствием и на изучение способов их преодоления необходимо обратить особое внимание. Быстрое течение, неустойчиво лежащие камни на дне и низкая температура воды представляют большую опасность для жизни

Горные реки преодолеваются вброд  и над водой. Наиболее практичными способами преодоления горной реки являются: переправа с шестом (рис. 28 б), вдвоем, втроем — шеренгой (рис.29 а, б), в колонне по одному, построением в круг, вдоль натянутой верёвки (рис.30). Для преодоления реки над водой применяются следующие способы: по выступающим камням, по верёвке сидя (рис. 31), по бревну (рис. 32).

Все способы отрабатываются вначале на суше (старое русло реки), затем в воде. Руководитель лично выставляет спасательный пост, инструктирует спасателей и даёт указания для тренировки в воде.

Рис.28 Переправа в брод: а- выбор места для переправы в брод;

б-  переправа с шестом.

Рис. 29  Переправа вброд: а— вдвоем; б— втроем — шеренгой

Рис.30  Переправа вброд  вдоль натянутой веревки

Рис. 31  Подвесная переправа: а— страховочная веревка; б- крепление веревок системой полиспаса; в— вспомогательные веревки; г— вариант подвески переправляющегося — беседка с ледорубом

Рис.32  Преодоление реки над водой: а— по бревну;

Рис. 33  Сплав бревна по течению

Рис. 34 Организация переправы по бревну: б— укладка бревна по воздуху; в— каменный мешок

ПРОВЕРКА ТРАССЫ И ЛЕДОВЫХ ПЕРЕПРАВ НА ПРОЧНОСТЬ

3.1. Установить, что лед на трассе передвижения имеет достаточную прочность, производят дальнейшее обследование, т.е. измеряют толщину льда, определяют его структуру, выявляют дефектные места, устанавливают вехи на трассе или участке работ в опасных местах (вблизи прорубей, полыней и т.д.).
3.2. Толщина льда измеряется в лунках или скважинах, расстояние между которыми устанавливается в зависимости от характера ледяного покрова и типа водоема. На постоянно действующих трассах обследование льда производится зимой 1 раз в 10-15 дней, в местах с быстрым течением – 1 раз в неделю, а весной при положительных температурах воздуха – ежедневно. В соответствии с новыми данными о толщине льда, структуры, количестве и плотности трещин, корректируется грузоподъемность и организация движения по льду. Записи промеров толщины льда заноситься в специальный журнал.
3.3. Лунки (скважины) для измерения толщины льда, определения его структуры пробиваются в 5-6 м от оси переправы. При перевозке тяжелых грузов толщина льда измеряется по обеим сторонам трассы.
3.4. Расстояние между лунками или скважинами вдоль трассы устанавливается в зависимости от состояния льда и типа водоема:
— на озерах и других водоемах со стоячей водой, где лед более равномерен по толщине, 50-100 м;
— на фарватере рек и на участках с изменяющейся толщиной льда, а также на реках с быстрым течением (1-2 м/сек) 5-10 м;
— у берегов до 3-5 м;
— на реках со спокойным медленным течением (до 0,5 м/сек), при отсутствии перекатов 40-50 м;
— на нешироких реках число замеров с каждой стороны переправы должно быть не менее трех.
3.5. При периодическом использовании ледяной дороги измерение толщины льда должно производиться каждый раз перед началом движения транспорта.
3.6. Для подсчета грузоподъемности льда необходимо измерять толщину льда (двух слоев): верхнего — матового и нижнего — прозрачного.
3.7. При измерении толщины льда нельзя принимать в расчет, замерзший смоченный водой снег.
3.8. Структура льда определяется визуально по излому образца со сторонами 20-30 см, взятого из лунки. Во всех сомнительных случаях лед следует считать игольчатым (менее прочным).
3.9. Если уровень воды в лунке (скважине) не поднимается на величину 0,8 его общей толщины или близкую к этому, то лед зависает и эксплуатировать его нельзя.
3.10. При пробивке лунок следует опасаться удара напорных вод, особенно при пробивке последних сантиметров в толстом льду.
3.11. Чтобы напорные воды не разливались на поверхности льда, лунки (скважины) ограждают снеговым валиком высотой 0,25 м и шириной 0,5-1,0 м. После промеров лунки следует заполнить ледяной мелочью.
3.12. Для определения необходимой толщины прочного (прозрачного) льда при переправе по нему груза весом Р, следует пользоваться формулой: h = 10 V P, где h – толщина прозрачного слоя льда в см, Р – вес груза в тоннах.
В полевых условиях для определения максимального веса груза, который можно переправить по льду данной толщины, пользуются той же формулой, но записанной в другом виде: Р = (h) во второй степени (10) во второй степени.
3.13. При учете мутного (непрозрачного) и искусственно намороженного слоя их грузоподъемность принимается в два раза меньшей, чем у прозрачного слоя льда.
3.14. Для того чтобы в полевых условиях не производить расчетов грузоподъемности льда, в табл. № 1 приводится наименьшая толщина льда, необходимая для пропуска грузов по льду при температуре воздуха от -2 до -12 град С.
3.15. Грузоподъемность ледяного покрова у кромки льда и сквозных трещин значительно меньше, чем на участке, удаленном от них, поэтому при работах на льду и передвижении по нему, следует соблюдать предельные (наименьшие) расстояния до кромки льда и между транспортными средствами, передвигающимися по льду. Эти расстояния приводятся в таблице № 2.

Переправа по льду через водоемы и реки, порядок проведения и правила безопасности при переправе

При переправа по льду, перед выходом группы на лед, необходимо проверить его состояние, затем предпринять все необходимые меры безопасности. Ослабить лямки рюкзака, установить дистанцию между участниками 5-7 метров и выдерживать ее до выхода на противоположный берег. С выходом на лед держать наготове веревку, а каждому участнику иметь шест. 

При ходьбе по льду следует установить порядок движения. Первым идет опытный турист с облегченным рюкзаком или без него. Его задача выбирать безопасный путь

Участники должны прекратить разговоры и все внимание сосредоточить на безопасности передвижения. Идти всем по одному следу

и выполнять указания руководителя. Упавшему в воду необходимо кинуть конец веревки и с ее помощью подтянуть его к краю полыньи. Затем нужно помочь пострадавшему выбраться на лед.

Выход из воды на лед нужно осуществлять ползком, опираясь на шесты, с одновременным подтягиванием веревкой.

Не следует сразу становиться на колени или вставать. Лед может не выдержать и обломиться. Пострадавшему необходимо помочь быстро добраться до ближайшего берега. Все действия должны быть согласованы.

С выходом на берег нужно немедленно разжечь костер, раздеть и растереть пострадавшего, надеть на него сухую одежду, напоить горячим чаем, уложить в спальный мешок, дать успокаивающее средство, чтобы снять стрессовое состояние.

Кроме того, нужно помнить, что снег впитывает воду так же хорошо, как и губка.

Поэтому прежде, чем вы найдете возможность высушить мокрую одежду (если переодеться не во что), попавшему в воду необходимо лечь на снег и некоторое время покататься в нем.

При переправе по льду необходимо соблюдать следующие правила безопасности

При использовании шестов, жердей в качестве опоры и перил необходимо проверить их прочность. При переходе через снежный мост необходимо убедиться в его прочности. Ходить по льду нужно только в туристской обуви, при крутизне 15-20 градусов в кошках.

Не стоять и не приближаться к краю трещины без страховки. Переходить трещины, забитые снегом, только после их проверки. Страхующий должен внимательно следить за действиями партнера и своевременно выдавать или выбирать веревку, не допускать большого ее провисания, работать в рукавицах.

Прыжок через трещину производить только в том случае, если уверен, что перепрыгнешь. Передвигаться по навесной переправе только по одному и с надежной страховкой. Переходить водоемы, озера, реки по льду в туман, дождь, пургу недопустимо.

В аварийной обстановке действия должны быть быстрые и уверенные.

Как спастись из упавшей в воду машины? Правила езды по ледовым переправам — Александр Ребрушев — КОНТ

Ледовая переправа коварна. Молодой лед неоднороден, его прочность непостоянна, и он может резко потерять несущую способность. Кроме того, даже устоявшийся старый лед не гарантирует безопасности. Образовавшиеся в результате подвижек воды трещины могут замыкаться по периметру, и при наезде на край такого выломанного участка льдина поднимается, как крышка, и машина летит в воду. Таким образом, автомобиль рискует провалиться даже на участках с толстым ледяным покрытием. Как быть в таких случаях?

Не все ледовые переправы санкционированы дорожными службами. Многие возникают стихийно. Жители деревень ездят по льду в неподготовленных местах на свой страх и риск. Именно там и происходит большинство неприятных инцидентов. Автомобили тонут.

Санкционированные ледовые переправы появляются уже к середине зимы, когда толщина льда на реках достигает 0,5-0,7 м и больше. Этого достаточно, чтобы выдержать даже грузовик.

Эксперты проводят замеры толщины льда по всей переправе, в случае необходимости намораживают лед до предписанных ГОСТом значений и оборудуют место переезда вешками. Затем на переправе устанавливаются дорожные знаки.

Как правило, в средней полосе России для проезда по ледовой переправе ограничение по массе транспортного средства составляет 3,5 тонны. То есть ездить по ним могут только легковые машины и небольшие грузовики типа «Газелей».

Правила проезда по ледовым переправам:

  1. Перед выездом на переправу водителю и всем пассажирам необходимо отстегнуться, чтобы в случае опасности не тратить время на борьбу с ремнем безопасности. Обязательно необходимо отстегнуть детей и взять их на руки.
  2. Необходимо открыть двери машины, чтобы иметь возможность быстро покинуть провалившийся автомобиль. Двери должны оставаться открытыми до выезда со льда на землю.
  3. Выезжать на переправу следует со скоростью не более 10 км/ч, без толчков и резких торможений.

    Ограничение скорости на самой переправе составляет 20-30 км/ч.

  4. Если есть сомнения в качестве льда, то лучше перед началом переезда по льду высадить пассажиров и продолжать движение на пустой машине. Люди могут миновать опасные участки самостоятельно без риска для жизни.
  5. Движение пешеходов по переправе разрешается по специальным дорожкам, чтобы не мешать проезду транспорта.

На санкционированных переправах сотрудники ГИБДД следят за состоянием переезда, проверяют толщину льда, состояние подъездных путей, наличие технических средств и дорожных знаков. Поэтому ЧП случаются там редко. Гораздо чаще машины проваливаются под лед на переправах, обустроенных местными автомобилистами, рыбаками и охотниками.

После проваливания машины под лед у водителя и пассажиров есть еще пара минут, чтобы спастись. В целом при соблюдении правил безопасности шанс покинуть автомобиль невредимым высок.

Тонет машина не сразу, еще около двух минут она плавает на поверхности, медленно набирая воду. Если двери открыты, а люди не пристегнуты ремнями безопасности, то им не составит труда быстро выпрыгнуть на лед.

Кроме того, вода давит на двери погружающейся машины и не дает их распахнуть. В этой ситуации необходимо взять себя в руки, подавить панику, отстегнуть сначала себя, а затем пассажиров, открыть окна.

Выбираться из тонущей машины надо через окна, пока она еще плавает на поверхности. Причем нужно сначала выталкивать детей, а затем вылезать взрослым.

https://aif.ru/auto/practice/k#8230;

Правила проезда по ледовым переправам:

  1. Перед выездом на переправу водителю и всем пассажирам необходимо отстегнуться, чтобы в случае опасности не тратить время на борьбу с ремнем безопасности. Обязательно необходимо отстегнуть детей и взять их на руки.
  2. Необходимо приоткрыть двери машины, чтобы иметь возможность быстро покинуть провалившийся автомобиль. Двери должны оставаться приоткрытыми до выезда со льда на землю.
  3. Выезжать на переправу следует со скоростью не более 10 км/ч, без толчков и резких торможений. Ограничение скорости на самой переправе составляет 20-30 км/ч.
  4. Если есть сомнения в качестве льда, то лучше перед началом переезда по льду высадить пассажиров и продолжать движение на пустой машине. Люди могут миновать опасные участки самостоятельно без риска для жизни.
  5. Движение пешеходов по переправе разрешается по специальным дорожкам, чтобы не мешать проезду транспорта.

ПРИЕМКА ДОРОГ И ЛЕДОВЫХ ПЕРЕПРАВ

5.1. При приемке дорог и ледовых переправ должны учитываться следующие требования:
— дороги должны иметь достаточную ширину проезжей части, для одновременного движения автомобилей в обоих направлениях, в местах с узкой частью должны быть сделаны разъезды;
— на дорогах и переправах должны быть установлены предупреждающие указательные и запрещающие знаки, а также дополнительные средства информации;
— на крутых поворотах дорога должна иметь достаточный обзор для безопасного движения транспорта;
— участки дорог, проходящие по открытым участкам местности должны быть обозначены вехами;
— ледовые переправы должны быть обустроены в соответствии с правилами безопасности;
— на дорогах через 50км должны быть оборудованы места отдыха и обогрева водителей;
— дороги должны иметь ровное покрытие проезжей части.
5.2. При осмотре дорог и переправ комиссией, если все указанные требования выполнены и комиссия считает, что объект подготовлен к эксплуатации, составляется акт на прием дорог и переправ.
5.3. При обнаружении комиссией недоделок, объект предъявляется для сдачи повторно после их устранения.
5.4. После приема комиссией дорог и ледовых переправ на основании акта приема по предприятию издается приказ о вводе в эксплуатацию принятых дорог и ледовых переправ, с указанием ответственного за эксплуатацию объекта.
5.5. Состояние дорог должно систематически контролироваться не менее 2-х раз в месяц.

Действия при попадании в воду

Если вы все же провалились в воду, главное не впасть в панику: хаотичные телодвижения только усугубят и без того незавидное положение. Итак:

постарайтесь прийти в себя и не допускайте опускания головы в воду;
погромче и без дополнительных фраз зовите на помощь;
если есть возможность сделать это легко, сбросьте рюкзак и обувь;
не цепляйтесь пальцами за края: лед будет крошиться, только увеличивая площадь полыньи;
постарайтесь увеличить площадь опоры на толщу льда: раздвиньте руки, положите палку и обопритесь на нее, постепенно выползая на лед грудью;
ногами совершайте упорядоченные движения как при плавании кролем: основная цель – придать телу горизонтальное положение и вытолкнуть себя на лед;
выбравшись, откатитесь от полыньи, немного проползите на четвереньках, затем осторожно встаньте на ноги;
немедленно (но не бегом по льду!) проследуйте в теплое место, вызовите врача и выпейте горячего чаю. Алкоголь в данной ситуации только усугубит положение.

Зимняя рыбалка на льду требует теплой обуви и одежды.

— Шерстяные носки надевают на голую ногу, а на них трикотажные. — Белье необходимо теплое, лучше шерстяное. — Брюки с корсажем, закрывающим поясницу и часть спины. — Длиннополая одежда малопригодна, снизу она обычно намокает и может обледенеть. — Необходимы хороший шарф, теплая шапка и рукавицы, которые следует закреплять на шнуре, пропускаемом через рукава одежды. — Для манипуляций с наживкой хороши шерстяные перчатки без пальцев – большого, указательного и среднего. — Если до места рыбалки на льду добираться долго, надо облегчить одежду, чтобы не потеть. — Перед выездом на рыбалку хорошо помыть ноги холодной водой, чтобы не простудиться. — После рыбалки дома принять горячий душ.

Использование бревен

Один из самых распространенных способов – это использование бревен. Для этого нужны крепкие деревья, тщательно очищенные от ветвей, длина которых на несколько метров превышает ширину водоема. Возможно связывание двух стволов с нахлестом одного бревна на другое не менее чем на 1,5 метра и тугим перетягиванием веревкой в двух местах. Затем толстый конец дерева укрепляют камнями или помещают в яму, а тонкий обвязывают канатом. После тщательной подготовки будущий мост аккуратно приподнимают, поворачивают и укладывают на противоположный берег. Переход лучше осуществлять в самом узком месте водоема, а само бревно должно быть выше уровня воды. На бурных и глубоких реках вдоль бревенчатого моста дополнительно натягивают веревочные перила для страховки. Располагают их на уровне плеча или головы переправляющихся, немного в стороне от бревенчатого моста. Возможно также использование клади – нескольких тонких деревьев, связанных вместе. Если есть естественные бревенчатые завалы, переход по ним возможен только после проверки на прочность.

Способы преодоления ледовых склонов

При действии в высокогорном районе часто приходится двигаться по леднику. Если движение по пологому ледовому склону не представляет особого труда, то крутые ледовые склоны, часто разорванные широкими трещинами, являются серьёзными и опасными препятствиями, преодоление которых требует специального снаряжения и знания техники и способов их преодоления. Для преодоления ледовых склонов более 20-25о применяются 10-ти зубые кошки.

В зависимости от крутизны склона, формы его поверхности и состояния льда применяются различные способы преодоления и страховки.

Техника преодоления ледовых склонов охватывает различные приёмы ходьбы на кошках и вырубки ступеней. Приёмы преодоления:

  • подъём «ёлочкой» применяется при движении по ледовым склонам крутизной до 30-35о;
  • подъём «зигзагом» применяется на склонах крутизной до 40о, ледоруб держится двумя руками на изготовку штырём к склону;
  • траверсирование склона лицом к движению применяется на склонах крутизной до 35о, ледоруб на изготовку, техника выполнения этих способов та же, что на травянистых склонах;
  • подъём спиной к склону применяется на склонах крутизной до 50о. Движение производится прямо вверх. Подъём осуществляется в три такта. При опоре на правую ногу и на штырь ледоруба, левая нога делает шаг вверх, тяжесть тела переносится на левую ногу и опирается на ледоруб, переносится правая нога и становится рядом с левой. После этого штырь ледоруба вонзается выше по склону и движение повторяется;
  • подъём «в лоб» лицом к склону на неравнозубых кошках применяется для преодоления склонов до 60о. Движение осуществляется на 4-х передних зубцах кошек. Клюв ледоруба используется как дополнительная точка опоры. Подъём производится в следующем порядке: вонзается в лёд клюв ледоруба, держась руками за головку и древко, после чего делается шаг одной ногой, тяжесть тела переносится на вышестоящую ногу и делается шаг другой ногой, после чего движение повторяется;
  • траверсирование лицом от склона боком к направлению движения применяется на ледовых склонах крутизной до 50о. Ступни ног слегка расставлены, носки обращены вниз, ноги немного согнуты в коленях. Ледоруб штырём вонзается в лёд и, опираясь на ледоруб и одну ногу, другой ногой делается шаг в сторону, тяжесть тела переносится на эту ногу и приставляется другая нога, после чего движение повторяется.

Техника движения при спуске для каждого способа та же самая, что и при подъёме.

На крутых и опасных склонах рекомендуется вырубать ступени. К ним  предъявляются следующие требования. Ступени должны быть просторными, их основания должны быть несколько наклонены внутрь к склону. Со стороны склона над ступенями не должно быть нависающего льда. Каждая ступень в разрезе должна иметь форму слегка наклонной внутрь полки.

При подъеме ступени вырубаются парами: сначала дальняя верхняя, затем ближняя. Техника вырубания ступеней показана на рисунке 23. Ступени рубят в открытой и закрытой стойках. Если группа преодолевает склон крутизной до 50˚ , то при подъеме и траверсе рубят ступени в открытой стойке (ближайшая к склону нога сделала шаг вперед)- (рис23 а). Преодолевая крутые склоны (свыше 50˚), ступени вырубаются в закрытой стойке (когда наружная по отношению к склону нога сделала шаг вперед (рис.23 б). Страховка на крутых ледовых склонах осуществляется через ледовые крючья.

Рис.23  Вырубание ступеней:

а— вырубание ступеней (сводчатых) прямо- вверх; б— вырубание ступеней в закрытой стойке; в— вырубание ступеней вниз; г— переход по ступеням вниз.

В случае падения или скольжения вниз на крутых ледовых склонах необходимо повернуться лицом к склону, вонзить в склон клюв ледоруба, держась одной рукой за головку ледоруба, а другой – за древко, слегка подняв при этом согнутые в коленях ноги (рис. 24).

Рис. 24  . Порядок самозадержания в сложных случаях падения на льду

Что нужно знать перед переправой через реку

Часто во время пеших походов, особенно в горной местности, на маршрутах путешественников туристов встречаются реки, которые могут стать серьезной преградой для неподготовленного человека. Для организации переправы через реку сперва нужно оценить ее по четырем критерием:

  • ширина;
  • глубина;
  • поверхность дна;
  • течение.

Сильное течение, даже при небольшой глубине и ширине реки, создаст дополнительные сложности при переправе. В случае с горной рекой критерии имеют еще большее значение, так как они могут заметно изменяться в зависимости от метеорологической ситуации (дождь, гроза, таяние снегов и т.д.).

Проведем измерения

Для того чтобы определить скорость течения можно воспользоваться простейшим арифметическим уравнение: V=S/T. В уравнении V – скорость течения, S – путь, пройденный объектом, и T – время, за которое объект прошел этот путь. Организовать такое измерение на местности наиболее удобно вдвоем. Для этого нужно:

  • вам и вашему спутнику стать параллельно реке на отмерянном расстоянии S друг от друга;
  • сбросить в воду объект, к примеру небольшую щепку;
  • засечь время T за которое объект преодолеет участок отмерянного пути S.

Рекомендуемый путь S между участниками измерения должен быть не менее 10 метров. Такое значение позволит узнать скорость без существенных погрешностей.

Формула для расчета скорость течения

Узнать глубину реки можно по нескольким показателям. Если водная преграда не очень широкая, достаточно будет вооружится веткой максимально доступной длины, которую можно найти неподалеку. Также можно использовать треккинговые палки. После, прощупав дно в нескольких местах, найти максимальный результат, изучив границу увлажненного участка ветки. Также этот метод позволит узнать и поверхность дна, благодаря остаткам песка или другого вещества на конце палки. В случаях, когда ширина реки не позволяет замерять глубину с берега нужно будет ориентироваться по визуальным показателям. К примеру, небольшая рябь или волны с образованием так называемых «барашков» на поверхности будет означать мель. Спокойная поверхность воды при наличии хотя бы минимального ветра (практически штиль) сообщает о большой глубине. Обычно такое поведение характерно для русла реки с глубиной 2-3 метра.

Способ измерения ширины реки

Если вы не часто берете свою лазерную рулетку собой в поход, то перед вами станет вопрос о том, как узнать расстояние до другого берега, то есть ширину реки. Для этого есть не слишком точный, но весьма простой метод, знания которого в походе будет полностью достаточно. Способ основывается на пропорциональном изменении угла поля зрения и расстояния. Для организации таких измерений нужно:

  • подобрать травинку или тонкую прямую ветку;
  • выбрать два неподвижных объекта на противоположном берегу, расположенных на расстоянии друг о друга (деревья, камни или особенности рельефа, которые могут выступить в роле условных точек);
  • взять ветку или травинку и на вытянутых руках (постоянно следите за этим) расположить ее таким образом, чтобы ее концы визуально касались условных точек (выбранных объектов);
  • сломав ветку максимально ровно пополам, взять ее таким же образом и начать отходить назад до тех пор, пока объекты снова не окажутся на ее концах.
  • измерять расстояние, пройденное вами от местоположения в начале и конце мероприятия.

Это расстояние и будет шириной реки. Основываясь на таких данных можно просчитать нужное количество материалов для организации переправы, к примеру, при помощи бревен.

Как узнать ширину реки

Способом можно воспользоваться и в другом порядке, использовав изначально сложенную вдвое травинку и подходя к реке развернуть ее в полный размер.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лошадиные силы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector