Эстония-21

Гибридный микроавтобус из Эстонии

Еще одна эстонская история — творения малоизвестных мастерских Республиканского союза потребительских обществ. В 1967-м на полном энтузиазме там создали компактный переднеприводный (!) грузовичок. Машина грузоподъемностью 500, а затем и 600 кг сама весила всего 750 кг, из которых 40 кг приходилось на стеклопластиковую кабину. Двигатель поставили 40-сильный мелитопольский от «Запорожца». Сделали и испытали несколько прототипов ЭТ-600, но до серийного производства дело не дошло. Времена относительной экономической свободы прошли, а самостоятельно взяться за выпуск автомобиля мелкое предприятие не могло.

Фотографии гоночного «Эстония-21»

фото Эстония-21

фото Эстония-21

фото Эстония-21

Работа над проектом была начата в 1980 г., а постройка автомобиля была завершена летом того же года. На «Эстонии-21»
выступал сам Сарап, в 1982 г. завоевавший бронзовую медаль чемпионата СССР. Конструкция автомобиля оставалась практически неизменной,
за исключением смены задних антикрыльев в поисках оптимального решения.
    В 1983 году на ТАРК была создана «Эстония-21М». Основные изменения были сделаны в конструкции шасси (надо было снизить вес) —
масса уменьшилась на 70 кг. Старый двигатель ВАЗ-21011 заменён двигателем ВАЗ-2106 (стало 120 л.с.). Две победы на этапах Чемпионата СССР
доказали удачность «Эстонии-21», но в июне водитель Т. Напа потерпел аварию, и в сезоне 1983 года Эстония-21М больше не участвовала.
    В 1984 году в соревнованиях участвовали три «Эстонии-21», две из которых в формуле 3 (с двигателем ВАЗ-2106), и одна
в формуле «Восток» (с двигателем ВАЗ-21011). Все три автомобиля стали медалистами  — золотая медаль у Напа, серебряная медаль у Асмер и
бронзовая медаль у Соотс.

Потом была создана «Эстония-21.10», она отличалась незначительными улучшениями. Гоночные машины
«Эстония-21» и в 1990-х годах участвовали в гонках чемпионата Украины, Эстонии и России. Всего было собрано 295 автомобилей «Эстония-21»,
«-21М» и «-21.10».
    Наиболее радикальная модернизация была предпринята в 1985 г. — установка двигателя ВАЗ-2106 для участия в гонках
формулы 3 (в таблице приведены технические характеристики только варианта формулы «Восток»). После окончания сезона 1985 г. автомобиль в
гонках не участвовал и в 1986 г. был продан в Украинскую ССР, предположительно в Харьков.
    Построенная в единственном экземпляре «Эстония-21» послужила прототипом для моделей «-21М» и «-21.10», серийно
выпускавшихся ТОАРЗ в 1985-1991 гг. В октябре 2008 г. на выставке в Таллинне, посвященной пятидесятилетию гоночных автомобилей «Эстония»,
экспонировалась копия этого автомобиля, выполненная на базе серийной «Эстонии-21М».

https://sgmarket.ru ремонт стартеров генераторов.

Эстония-21 характеристики фотографии 1985-1991 гг.

фотография гоночный Эстония-21

Первый в социалистических странах гоночный автомобиль, использовавший
«эффект земли» для создания прижимающей силы (вопрос о приоритете МАДИ-052 в этой области пока остается открытым). В различных
источниках встречаются также обозначения «-20М» и «-20X» («икс»). Конструктор — Р. Сарап — при проектировании взял за образец
«Lotus-81», чертежами которого, по всей видимости, располагал. Основу конструкции составляла пространственная рама из труб
диаметром 32 мм c дополнительной рамой из труб диаметром 22 мм сзади, на которой укреплены двигатель и трансмиссия.
Стеклопластиковые кузовные панели были выклеены вручную и имели достаточно большую массу. Тормоза всех колес — дисковые,
сзади вынесенные к главной передаче. Упругие элементы подвески передних колес размещены внутри носового обтекателя, а задних —
вынесены к главной передаче. В боковых понтонах позади радиаторов размещались профили в форме перевернутого крыла, при протекании
воздуха под которыми создавалось разрежение, прижимавшее автомобиль к дороге. Боковины имели снизу уплотнители в виде эластичных
шторок (они были установлены позднее, так как ранее не был ясен вопрос о допустимости применения этих запрещенных ФИА в 1981 г.
элементов в национальных формулах). Автомобиль строился для участия в гонках формулы «Восток» и имел поэтому двигатель ВАЗ-21011
(1294 см3) с минимальными изменениями. Коробка передач и главная передача базировались на деталях ЗАЗ-968; была
предусмотрена возможность быстрой смены шестерен для подбора наилучшей комбинации передаточных чисел при настройке под
конкретную трассу.

Фабрика спорта для всего Союза

Наконец, автомобильная Эстония — это, конечно, «Эстонии» — единственные в СССР серийные гоночные машины, поставляемые в клубы и секции всего Союза. Если бы не таллинский завод, история отечественного автоспорта пошла бы совсем иным путем. Затеяли все А. Сейлер и П. Вельбри, сделавшие в 1958-м компактную гоночную машинку с трубчатой рамой, мотоциклетным мотором мощностью 30 л.с., четырехступенчатой коробкой передач и независимыми подвесками на поперечных рессорах. Этот автомобиль — «Эстония-1» — и стал прародителем гоночных формул из Таллина. Затею энтузиастов неожиданно поддержали сверху, и завод стал делать формулы сериями, дав сотням советских гонщиков пусть и не великие, но вполне приличные автомобили. Постепенно эстонцы внедряли свои оригинальные узлы — элементы подвесок, тормозов. Серийными по техническим требованиям оставались силовые агрегаты, но моторы, конечно же, форсировали.

Одна из самых массовых моделей таллинского завода — «Эстония-15М»

В 1966-1973 годах сделали 39 «Эстоний-9» с восточногерманскими двигателями Wartburg мощностью 70-75 л.с. Одной из самых массовых моделей стала «Эстония-15» с 32-сильным двигателем объемом 0,35 л формулы «Молодежная». Таких машин в 1966-1973 годах построили 221.

«Эстония-16М» начала 1970-х с двигателем «Москвич-412»

Основной продукцией завода в 1970-1980-х были автомобили формулы «Восток». В этом классе проводили соревнования и на Кубок Дружбы — чемпионат социалистических стран. Поэтому, кстати, формулу «Восток» иногда называли «Истер». Моторы на таких «Эстониях» стояли вазовские объемом 1,3 л, их мощность доводили до 110 л.с. На «Эстонии-21» (после постройки первого прототипа серийные машины обозначали 21М и 21.10) с этим двигателем работала пятиступенчатая коробка передач, дисковые тормоза и подвеска оригинальной конструкции. Машины достигали 200 км/ч. «Эстоний» серии 21 сделали больше всего за историю завода — 295.

Моторы 1,3 л на «Эстониях-21.10» развивали до 110 л.с.

Таллинцы соорудили первую в СССР формулу с несущим кузовом — монококом. «Эстония-24» внешне очень напоминала британский Lotus 94T Формулы 1. Первый прототип «Эстонии-24» Формулы 3 с двигателем ВАЗ-2106 объемом 1,6 л сделали в 1983-м. Но завод не мог тогда выпускать монококи серийно, поэтому позднее сделали три машины модели 24.10 с традиционными трубчатыми рамами, но с панелями кузова — как у 24-й «Эстонии». Развитием стала «Эстония-25». Вариант с кузовом монокок с 1989-го выпускали серийно, но таких машин сделали всего 18, поскольку они получались дорогими и недоступными для многих клубов. Еще 48 «Эстоний-25.20» снабдили пространственной рамой. На 25-е ставили двигатели ВАЗ, УЗАМ, а также Ford и Volkswagen.

Одна из последних таллинских формул — «Эстония-25.20»

В конце 1980-х на базе завода, сообразно веяниям бурной эпохи, создали совместное предприятие «Эстек». Но вскоре эта история закончилась. Гоночные «Эстонии», как, впрочем, и подавляющее большинство автомобилей СССР, не смогли выжить в новых условиях. Однако период угара отечественного автопрома, он же — «громадье планов», оставил в летописи ярчайший след.

Работа мастерской ВФТС — «Лада-Ева» с отечественным 300-сильным двигателем

Чего стоит «Лада Ева» (Lada Eva), построенная на вильнюсском предприятии Стасиса Брундзы — самого титулованного раллиста времен СССР, неоднократного чемпиона страны, гонщика, добившегося наиболее заметных результатов в международных соревнованиях. Так вот, предприятие с романтическим названием ВФТС (всего-навсего — Вильнюсская фабрика транспортных средств) делало раллийные версии вазовских машин. В 1987-м построили два спорт-прототипа «Ева» с 300(!)-сильным впрысковым двигателем на базе ВАЗ-2106 и дизайном, близким к ВАЗ-2108. Правда, от «восьмерки» кузовных деталей у «Евы» почти не было. Планировали даже вариант с полным приводом, но…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лошадиные силы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: