Какая острота зрения нужна для получения водительских прав
Согласно Приказу Минздравсоцразвития России № 302н, есть некоторые ограничения по зрению для получения водительских прав:
Людям, у которых имеются проблемы со зрением, теоретически могут дать водительские права. При этом стоит сразу отметить, что если у вас имеются серьезные проблемы со зрением, то, скорее всего, вы не получите справку для предоставления в ГАИ.
Итак, медицинская комиссия, откажет в положительном заключении людям, у которых:
- снижена острота зрения ниже допустимого предела;
- имеются проблемы с цветоощущением. А именно — вы не различаете цвета или путаете их;
- имеются тяжелые заболевания глаз.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н
Если вы не уверены в том, что с вашим зрением всё в порядке, но получить заветные права всё-таки хочется, пройдите врача-офтальмолога самостоятельно и заблаговременно — это даст шанс устранить некритические проблемы со здоровьем.
Довольно часто медицинская комиссия отказывает в выдаче справки для ГАИ из-за того, что у людей неправильно подобраны линзы или очки. Исправить это всё можно в кабинете грамотного окулиста, который сумеет подкорректировать ваше зрение.
Также окулист сможет провести разные курсы стимуляции зрения, и тем самым, повысить ваши шансы на получение заветных водительских прав. И ещё, зрение может улучшаться или ухудшаться в зависимости от общего состояния здоровья. Если у вас накануне были большие физические нагрузки, сильное алкогольное опьянения или психологические стрессы, то не стоит сразу же идти проходить комиссию, отдохните несколько дней, пока ваше зрение придёт в норму.
Также бывают и такие случаи, когда люди пытаются обмануть комиссию, выучив предварительно буквы и знаки в таблицах. Но это не выход. Ведь обманывая комиссию, скрывая свои болезни и плохое зрение, вы, получив права, ставите под угрозу не только свою жизнь, но и жизнь других водителей и пешеходов.
До какого возраста можно ездить на автомобиле в 2021 году?
И начнём мы с самого главного. В самом популярном нормативно-правовом акте – ПДД – вы не найдёте ответа на вопрос о том, до скольки лет пенсионеры имеют право ездить на машине. Хорошие новости для пожилых заключаются в том, что ограничения по возрасту нет ни в каком законе или ином документе законодательства России.
По состоянию на 2021 год максимальный возраст не ограничивается для наличия права управления транспортными средствами.
Если вы где-либо прочитаете о том, что якобы для людей с 55 лет, 60 или 80 вводятся дополнительные проверки на предмет состояния здоровья и возможности водить авто, то это неправда и «фейк». Впрочем, такие законопроекты уже давно имели место быть, где по достижении определённого возраста законодатели предлагали ограничивать людей в праве садиться за руль, но до официального вступления в силу ни разу не доходило.
Законодательная база
Утверждения – это хорошо. Но давайте сошлёмся на нормативные акты действующего законодательства.
Так как в нашем случае мы пытаемся доказать отсутствие запрета водить машину пожилым людям, то приведём список правовых актов, в которых такой запрет мог бы содержаться, но вы его там не найдёте:
Правда ли, что пожилым людям нужно чаще проходить медосмотр?
Идём ещё дальше! По логике какой-либо возраст должен быть законодательно урегулирован не как полный запрет водить машину по его достижении, а, вероятно, как требование об учащении периодичности медицинских осмотров или же дополнительных обследований. Но и такого нет в соответствующей нормативно базе РФ.
В 2021 году обсуждаемый нами вопрос регулируют 2 законодательных акта:
Замена прав для пожилых водителей: в каких случаях не пройти комиссию
- отсутствие одной нижней конечности и одной верхней конечности;
- отсутствие пальцев или фаланг пальцев.
Болезни, при которых запрещается вождение мотоциклов и квадроциклов:
- острота зрения на хорошо видящем глазу менее 0,6 и на плохо видящем глазу менее 0,2;
- одно око отсутствует либо ослепло, а другое обладает остротой зрения менее 0,8 и перенесло операционное вмешательство;
- прогрессирующее поражение глаза, характеризующееся изменением зрения;
- хроническая диплопия вследствие прогрессирующего косоглазия;
- отсутствие одной руки или ноги, кисти либо стопы, а также заболевание, усложняющее передвижение органа;
- отсутствие пальцев либо фаланг;
- одна нога короче другой более чем на 6 см.
Многие потенциальные водители лишаются права управлять транспортным средством по причине наличия заболеваний.
Работать на пенсии… за рулём
Пенсии по возрасту были введены в СССР в 1932 году и предназначались женщинам от 55 лет, мужчинам от 60. Для большей категории граждан этот пенсионный возраст не изменился и сегодня, но оплата «старости» не всегда устраивает пенсионера, да и часто ещё хватает сил для того, чтобы продолжать трудовую деятельность. Ведущий аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко рассказала «АиФ. Здоровье» о том, что в 2019 году в рамках программы тренингов «Академии безопасного вождения» для водителей школьных автобусов был проведён опрос среди почти 500 участников, где выяснилось, что большинство из респондентов‑участников находится в пенсионном и предпенсионном возрасте: 48% – от 51 до 60 лет, 16% – старше 60. При этом общий стаж вождения у многих из этих водителей варьировался между 30 и 40 годами: «Фактически все эти люди находятся за рулём постоянно. Перед тренингом они говорили, что их многолетнего опыта вполне достаточно для управления автомобилем и никаких дополнительных знаний им не нужно. Однако по окончании курсов 97% опрошенных отметили, что получили массу новых навыков, которыми раньше не обладали. Например, с заданием применить экстренное торможение с первого раза справились единицы, а ведь это один из важнейших навыков на дороге! Даже в пенсионном возрасте водитель должен оставаться в системе непрерывного обучения
Это очень важно, особенно если речь идёт об организованных перевозках автобусами. За первые полгода 2017‑го в этом сегменте, увы, наблюдается увеличение количества ДТП почти на 5%, а погибших в них – на 33%»
ТЕСТ: Автомобиль Вам скорее слуга или Ваш хозяин? Работа в такси – ещё один популярный вид занятости для пенсионеров. И у него есть свои преимущества: это индивидуальный график, возможность выборочно принимать заказы ну и приличный остаток времени на внуков и огородные дела. Но и тут не всё просто. Особенно в части популярных сегодня агрегаторских служб такси. Они, конечно, принимают на работу всех желающих, в том числе и пенсионеров, но ответственности ни за что не несут. Все возможные «форс-мажоры» разруливает таксист. Пенсионеру, решившему получать дополнительный заработок с помощью агрегаторов, надо быть предельно внимательным: пока владельцев таксобизнеса не обязали устанавливать в рабочие машины тахографы – приборы, контролирующие режим труда и отдыха водителя, контролировать себя нужно самостоятельно. Засыпание водителя за рулём сегодня тоже большая проблема.
Может ли дальтоник получить водительские права
Если вы совсем не различаете цвета, то в 2022 году при дальтонизме вам точно не выдадут водительские права. Решать этот вопрос будет врач-офтальмолог после того, как вы пройдёте полное обследование. Ранее можно было без проблем получить разрешение на получение водительских прав людям, которые не различаются цвета. Но им выдавались права только с категориями А и В.
Теперь же людям, имеющим проблемы с нарушением цветового зрения, получить ВУ фактически нереально. Поэтому дальтоники не имеют права водить любое транспортное средство. Если ранее ВУ не давали только людям с дихромазией, то есть с полным выпадением одного цвета, то теперь даже небольшие отклонения в цветоощущении становятся большой проблемой для многих желающих ездить на собственном автомобиле. Если же у вас имеются небольшие отклонения в различии цветов и вы успели получить права до 2012 года, то вам необходимо получить справку для разрешения вождения. Это необходимо в том случае, если вам пришла пора сменить ранее выданные водительские права.
Еще в 2022 году не выдают водительские права при цветоаномалии. Это происходит по тем причинам, что болезнь связана с тем, что человек не различает один или несколько цветов. Проверяют отклонения зрения с помощью специальных таблиц Рабкина и Ишихары. Если человек не отличает цвета между собой, то ему на предоставленных картинках будет казаться всё однородным. А те люди, у которых нет никаких проблем со зрением, будут различать на таблице цепочки, кружочки и цифры.
Водительские права при нарушении цветоощущения в 2022 получить у вас, согласно новому законодательству, вряд ли получится. Ведь как гласит закон № 302н от 12.04.2011, получить разрешение на вождение транспортным средством людям с нарушением цветоощущения нельзя.
Конечно же, в каждом отдельном случае должны быть свои исключения. Но согласно этому закону получить права у дальтоников не получится
Ведь там чёрным по белому написано, что нарушение цветоощущения является важной причиной для отказа получить водительское удостоверение. Согласно закону, существуют определенные профессии, где люди должны иметь идеальное зрение, например, моряки, водители, лётчики
Они должны не только различать цвета, но и различать их по:
- цветовому фону;
- насыщенности;
- яркости.
Объясняется это тем, что автомобиль является повышенным источником опасности для других людей, если им управляет водитель с плохим зрением. Такой водитель становится потенциальной угрозой как для пешеходов, так и для других водителей.
Если у вас имеется дейтероаномалия, то получить водительское удостоверение возможно. Ведь дейтероаномалия — это слепота преимущественно на зеленый цвет, которая является одной из форм дихромазии.
Если у вас имеется такая аномалия, то получить ВУ вы сможете только для себя лично, то есть, без права работы по найму водителем.
Стоит отметить, что дальтонизм или дихромазия, а также дейтеранопия (нарушение восприятия зеленого цвета), чаще всего встречаются преимущественно у мужчин.
Все вопросы с нарушением зрения сложные. Для того чтобы в них разобраться, стоит посетить опытного офтальмолога, провести коррекцию зрения, получить его положительное заключение, после чего можно отправляться проходить медицинскую комиссию для получения заветных прав.
Что нужно, чтобы получить водительские права?
Единственный способ законно выезжать на своем транспорте, без опасений получить штраф – окончить автошколу, сдать успешно экзамены в Госавтоинспекции и получить права.
Таким образом, даже изучив дома ПДД, научившись водить мотоцикл, машину, другой транспорт, без окончания курсов в автошколе – говорить о водительских правах не приходится.
Читайте подробнее: можно ли получить права без обучения в автошколе.
Курс обучения сводится к теоретической и практической части, после чего сдают внутренние экзамены.
Задаваясь вопросом – сколько должно исполниться лет, чтобы можно было поступить в автошколу, прямых ответов в законодательных и правовых актах не найдете.
Но, посмотрим на пакет документов, подаваемых при поступлении на водительские курсы в приложении к письменному заявлению.
Сюда входят:
- гражданский паспорт;
- по установленной форме справка о состоянии здоровья, выданная после медицинского освидетельствования;
- военный билет для лиц призывного возраста;
- фотографии размером 3х4 см.
Видим, что требование предоставления паспорта, говорит о том, что младше 14 лет подростки, поступить в автошколу не могут.
Ограничен также минимальный возраст допуска обучающегося вождению к учебной езде на дорогах.
Согласно п. 21.4 ПДД РФ, даже в сопровождении инструктора, за рулем могут находиться:
- при управлении транспортом категорий «B», «C» (в том числе подкатегории «C1») – лица, достигшие 16 лет;
- обучаясь водить транспортные средства категории «D» (подкатегории «D1»), «Tb», «Tm» – граждане, после 20 лет.
По ходу возникает вопрос, существуют ли верхние пределы возраста для прохождения обучения и сдачи экзаменов на водительские права.
Закон не позволяет дискриминировать права дееспособных граждан по возрасту, половой, расовой, национальной принадлежности, прочим отличительным признакам.
Поэтому, при желании и состоянии здоровья, отвечающем по всем показателям способностью управлять автотранспортным средством, поступить на водительские курсы можно и в 40 и в 50, 60, 70 лет.
Естественно, при нормальном зрении, отсутствии заболеваний, являющихся причиной ограничения допуска к вождению транспорта, запретить управлять машиной не могут, ссылаясь на пожилой возраст владельца автомобиля.
С какого возраста получают водительские права в РФ
Как правило, минимальный возраст водителя устанавливается от 16 до 21 года, в зависимости от категории транспорта, которым гражданин желает управлять.
Для вождения транспорта категории «М» и «А1», необходимо, чтобы водителю исполнилось 16 лет;
Для категории «А», важно достижение возраста 18 лет;
Начать подготовку автоделу на категорию «В» возможно не дожидаясь совершеннолетия (с 17 лет), однако по результатам положительной экзаменационной проверки. Поэтому, если водителю еще не исполнилось 18, то права он получить не сможет, придется подождать дня рождения;
«С» категория предусматривает те же возрастные ограничения, что и на легковые автомобили;
После совершеннолетия, можно приступать к подготовке к управлению трициклами (квадрациклами)«В1» и грузовиками«С1»;
Для вождения автобусов категорий: «D», «D1», троллейбусов «Tb» и трамваев «Тm», установлены более высокие требования, права получают только с 21 года;
Получение автоудостоверения с открытой «Е» категорией («ВЕ», «СЕ», «DE»), нужен опыт управления легковушками, грузовиками или же автобусами не менее года;
С какого возраста можно сдавать на права других категорий
Водительское удостоверение дает человеку стать мобильным, и ездить за рулем транспортных средств. В России возрастные пороги для каждого вида транспорта установлены на законодательном уровне
Существует ряд требований для различных видов транспорта:
Гражданам, которые были в армии и получили водительское удостоверение во время службы, разрешается ездить за рулем военного автобуса с 18 лет. (Гражданским общественным транспортом можно управлять после того, как человеку исполнится 21 год.
В Российской Федерации можно начинать ездить одному за рулем автомобиля с 18 лет, отдельные категории транспорта становятся доступными для управления в более позднем возрасте (21 год). Начинающим водителям нужно понимать, что правила равны для всех, и в них нет исключений ни для какой категории граждан.
Категория | С какого возраста можно учиться в автошколе | Возраст, с которого можно сдавать экзамен в ГИБДД | Примеры транспортных средств |
М | 16 лет | 16 лет | мопеды |
А | 16 лет | 16 лет | мотоциклы |
В | 16 лет | 17 лет | легковые автомобили |
С | 16 лет | 17 лет | грузовые автомобили |
D | 21 год | 21 год | автобусы |
Tb | 21 год | 21 год | троллейбусы |
Tm | 21 год | 21 год | трамваи |
Ученикам автошкол нужно понимать, что не всегда получается сдать экзамен в ГИБДД с первого раза. Необходимо внимательно изучить правила пересдачи экзаменов, но лучше пробовать правильно применять полученные знания с первого раза.
Когда оптимально начать учиться вождению
В России достаточно строгие возрастные ограничения на получение водительского удостоверения и на самостоятельное управление автомобилем. Многие начинающие водители садятся за руль на проселочных дорогах под руководством старших родственников задолго до посещения автошколы. Считается, что оптимальный возраст для получения навыков вождения – это 16-18 лет, когда быстро усваивается информация и у человека хорошая реакция. Кандидат в водители может подать документы на обучение с согласия родителей.
В других странах возрастные ограничения сильно отличаются:
Судя по опыту других стран права в 16 лет становятся нормой, поэтому отечественным автомобилистам нужно быть готовым, что на дорогах станет больше молодых водителей.
Инструкторы в автошколах советуют проходить обучение весной или осенью, хотя многие ученики сомневаются, стоит ли идти на практику в плохую погоду. Смена погодных условий позволит потренироваться ездить в дождь, когда дорожное покрытие скользкое, и нужно учиться рассчитывать дистанцию между машинами, в период первых заморозков, когда на асфальте появляется первый лед, и нужно тренировать навыки экстренного торможения.
Есть приверженцы летнего обучения по сухим дорогам, когда машина не буксует в снегу и нет заносов. В теплое время года учиться значительно легче, но если будущий водитель хочет уверенно чувствовать себя на дороге независимо от погодных условий, то ему нужно тренироваться осенью и зимой
Особое внимание стоит уделить парковке: выполнять упражнения заезд в гараж, параллельная парковка вдоль дороги
Чтобы стать первоклассным водителям нужно учиться и практиковаться под руководством лучших инструкторов. В нашей автошколе работают только опытные специалисты, которые помогут вам стать асами в вождении. Ждем всех желающих вместе с родителями у нас!
Отличия коэффициентов для разных водителей
Водителю, который только приобрел удостоверение, сложно получить приемлемый коэффициент для итогового расчета страховки. Тариф ОСАГО всегда производит учет дорожно-транспортных происшествий, а также обращений пострадавших в страховую компанию виновника для получения компенсации за нанесенный ущерб. У новичков нет опыта практического вождения, поэтому, по статистике, именно с ними происходят большое количество дорожно-транспортных происшествий.
При сравнении водителя со стажем более десяти лет без аварии и человека без опыта, который в первый же год попал в дорожно-транспортное происшествие, стоимость страхового договора для профессионального водителя будет в несколько раз меньше, чем для новичка.
Это происходит из-за того, что для новичка применяется коэффициент, равный 1,8, также вина в дорожно-транспортном происшествии увеличит тариф до 2,45. При перемножении остальных коэффициентов и базового тарифа произойдет возрастание цены за страховой полис ОСАГО приблизительно в четыре раза. Поэтому перед приобретением страхового полиса ОСАГО необходимо просчитать наиболее выгодный вариант. Возможно, новичку лучше приобрести полис с неограниченным списком, если действительно в этом будет необходимость, так как стоимость неограниченного полиса будет приблизительно равна цене ограниченного договора со включенным новичком.
А водитель со стажем более десяти лет, не участвовавший в дорожно-транспортных происшествиях, каждый год получает скидку в размере 5 % и повышение класса на единицу. Максимальная скидка для водителей составляет 50 %, при этом класс аварийности будет равен 13.
Дорожно-транспортные происшествия случаются очень часто по вине водителей. Замечено, что большинство водителей попадают в ДТП в первые годы вождения автотранспортного средства. Далее количество аварий уменьшается, соответственно, и стоимость страховки падает.
Ограничения
От полного запрета и разрешения к вождению при определенных условиях, следует отличать медицинские ограничения к управлению транспортными средствами.
Есть требования, предъявляемые ко всем водителям, невзирая на тип управляемого транспортного средства — они описаны выше. Но существуют так же требования, предъявляемые к состоянию здоровья человека в рамках конкретной категории ТС, например:
- Мототранспорт (мотоциклы, мопеды и пр.)
- Легковые автомобили.
- Автобусы и грузовики.
Следует учесть, что даже в пределах одной категории будут предъявляться свои требования к здоровью, в зависимости от подкатегории прав. Наиболее простые нормы – при поездках на «легковушках», а самые высокие ограничения введены для водителей автобусов или грузовых машин.
Параметры проверки
Допуск к управлению автотранспортными средствами различного типа требует разных физиологических возможностей. Одним из основных показателей проверки служит острота зрения. Допустимый уровень зрительных возможностей будет определяться, исходя из категории прав:
- Водить автомашину можно при показателях остроты не менее 0,6 на лучшем, 0,2 на худшем глазу. Учитывается так же острота зрения в очках/контактных линзах.
- Аналогичные требования по остроте предъявляются к мотоциклистам, однако если один из глаз совсем утратил зрительную способность, второй глаз должен видеть с остротой от 0,8 и выше.
- Вождение грузовых автомашин, автобусов требует остроты зрения 0,8 на лучшем глазу, 0,4 – на худшем. Если водитель носит очки, не допускается коррекция более 8 диоптрий. Полная утрата зрительной функции даже на одном глазу ведет к запрету вождения в данной категории.
В некоторых случаях значение будет иметь и рост водителя.
Ограничения по категории «А»/«M» и подкатегории «A1»/ «B1»
Водительское удостоверение не дает полномочий на перемещение на автомобиле при наличии следующих проблем:
- Нарушений по зрению:
- полная утрата зрительной функции глаза при остроте зрения менее 0,8 на другом;
- послеоперационное состояние со значительным снижением зрительной способности человека;
- заболевания глазных оболочек хронического характера с нарушением зрительной функции, ограничением движений глазного яблока;
- стойкой диплопии из-за косоглазия;
- спонтанном нистагме с отклонением положения зрачков в 70 градусов от нормы;
- ограниченного поля зрения от 20 градусов.
- Патологий в двигательном аппарате:
- отсутствие или деформация кистей/стоп, если двигательная функция ограничена, отсутствие конечностей;
- отсутствие фаланги или всего пальца, обездвиживание суставов между фалангами;
- разница между длиной ног свыше 6 см (исключение составляют случаи с сохранением полноценного объема движений, с соблюдением длины конечности до центральной точки вертела бедра выше 75 см).
При диагностировании заболеваний с патологиями вестибулярного анализатора, синдрома головокружения или нистагма в выдаче медицинской справки будет отказано.
Ограничения по категории «B («BE», «B1»)
На легковых автомобилях можно перемещаться широкому кругу граждан, а требования к зрению менее строгие: как и в случае с мототранспортом, показатели свыше 0,6/0,2 для лучшего и худшего глаза.
Ограничения для водителей вводится при выявлении проблем с органами зрения и патологиями конечностей, аналогичными случаям при выдаче прав на управление мототранспортом.
Ограничения по категориям «С/СЕ», «D/DE», «Tm»/«Tb» и подкатегории
Для категорий «С»/«D» и соответствующих подкатегорий требования к здоровью будут выше: показатель остроты зрения не менее 0,8 для лучшего глаза и 0,4 – для худшего глаза.
К вождению по указанным категориям не допускаются лица с выявленными заболеваниями органов зрения, аналогично предыдущим категориям, а также патологиями двигательного аппарата (отсутствие/ ограниченное движение конечностей/их частей), включая отклонения в длине нижних конечностей свыше предельно допустимого значения.
Помимо общих требований по зрению и двигательной функции, предъявляются повышенные дополнительные требования, которые налагают ограничения на лиц, имеющих следующие патологии:
- Деформация черепа в результате травмы или иных черепных патологий.
- Заболевания органов слуха, в результате которой автомобилисту сложно воспринимать разговорную речь привычной громкости в пределах 3 м, или речи шепотом – при удалении от человека на 1 м.
- Аномалия роста – водитель имеет небольшой рост, ниже 1,5 м.
Плохое самочувствие – повод никуда не ехать
И всё-таки даже с годной медицинской справкой и своевременным посещением докторов плохое самочувствие остаётся решающим аргументом в пользу отмены поездки. Дорога – это всегда стресс. Во время движения водитель оценивает до десяти различных факторов: качество дорожного покрытия, указания знаков, разметки, светофора, соблюдение дистанции, скорости, учёт движения соседних автомобилей и т. д. Кроме того, водитель всегда должен быть готов к нештатной ситуации, например к применению экстренного торможения или резкому развороту. А если подскочит давление? Одолеет усталость? Подведёт скорость реакции, которая с каждым годом становится ниже? В этой связи вспоминается случай с известным телеведущим Николаем Дроздовым, когда во время движения перед его машиной неожиданно появилась женщина. «Мы с супругой подъезжали к дому, – рассказывал впоследствии Николай Николаевич, – и я уже собирался поворачивать во двор за пешеходным переходом, включил поворотник и ехал небыстро. Она появилась перед машиной неожиданно и шла не оглядываясь. Я её увидел, но сначала подумал, что она остановится, – это, конечно, моя грубейшая ошибка. Когда понял, что женщина не останавливается, то сразу ударил по тормозам. Не знаю, что случилось, но машина резко дёрнулась. Может, потому, что я краем ботинка зацепил и педаль газа».
Статья по теме
Рулим без вреда. Секреты комфортной поездки Фразу «не знаю, что случилось» дорожный инспектор слышит практически при каждой аварии. Однако в случае с пожилыми людьми такое оправдание часто свидетельствует о несвоевременно выявленных когнитивных расстройствах, считаетдоктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА Андрей Ильницкий: «Вопрос о возможности управления автомобилем лицами преклонного возраста сейчас широко дискутируется в мире. Однако все исследователи сходятся в том, что, если человек здоров, он в любом возрасте несильно теряет скорость реакции: здоровые пожилые люди способны нормально реагировать и обеспечивать нормальную безопасность на дороге. Но есть другая проблема
У пожилого человека могут быть различные когнитивные расстройства, что по факту означает и снижение памяти, и снижение способности концентрировать внимание, и снижение реакции на нештатные ситуации. Когнитивные расстройства возникают на фоне разных заболеваний, например, на фоне повышенного давления или так называемых нейродегенеративных заболеваний головного мозга
Повторюсь, естественные возрастные процессы, такие как, например, снижение содержания миелина – оболочки нервных волокон, – замедляют проведение импульса по нервным волокнам, но не снижают качество жизни и не являются противопоказанием к вождению. Коварство же когнитивных расстройств – это возможность скрытого течения. Они могут проявиться внезапно, при любой стрессовой ситуации. Поэтому вопрос о возможности управления автомобилем в пожилом возрасте должен решаться на основании не только анализа физического здоровья, но и когнитивных нарушений». Андрей Ильницкий рекомендует водителям-пенсионерам с большим стажем и тем, кто в силу различных обстоятельств только получает права в «третьем» возрасте, всегда обращать внимание не только на физическое состояние здоровья, но и на психологические признаки. После 65 лет врач рекомендует проходить ежегодное обследование на наличие когнитивных расстройств.
За рулём ученик! Как освоить машину в зрелом возрасте Подробнее
Кстати
Простым способом определить начинающуюся деменцию является «рисование часов». На пустом циферблате нужно нарисовать стрелки, обозначающие десять минут двенадцатого. Многие пенсионеры не справляются с этим простым заданием, хотя внешне выглядят вполне здоровыми и адекватными. Если рисунок не получается, это повод пройти диагностику когнитивных расстройств, которая покажет, может человек управлять автомобилем или нет.
Возрастные ограничения по виду транспорта
Учитывая сложность управления каждым видом автомобиля, ПДД вводят разные ограничения. Отдельным случаем являются мопеды, мотороллеры и прочие виды двухколесного транспорта с двигателем, объем которого менее 50 см. куб., допуск управления к которым устанавливает ограничение от 16 лет, но не требует получения водительских прав. Для остальных видов машин действуют строгие возрастные ограничения.
Мототранспорт
Для управления мотоциклом, квадроциклом или снегоходом, с двигателем, объем которого превышает 50 см. куб., требуется обучение в автошколе и водительское удостоверение с допуском к управлению транспортом категории «А». Обучение можно начать с 14 лет, а вот получить водительское удостоверение получится только с 16 лет (для мототранспорта с объемом двигателя до 125 см. куб.) или 18 лет.
Легковые автомобили
К ним относится большинство частного транспорта. В России для управления легковым автомобилем потребуется наличие категории «В». Ее открытие дает право водить автомобиль, у которого:
- максимальная масса не превышает 3500 кг;
- количество пассажирских мест не более восьми;
- грузоподъемность прицепа до 850 кг.
Получение водительских прав и допуск к управлению легковым автомобилем разрешается с 18 лет. Начать обучение в автошколе можно с 16 лет. Во время получения навыков вождения на дороге, в обязательном порядке требуется:
- присутствие рядом инструктора;
- документы, подтверждающие прохождение практических занятий;
- установка опознавательных знаков по ПДД (10.1 «учебный автомобиль»).
Если одно из этих условий не выполняется, на инструктора налагается административный штраф по ст. 12.3 ч.3 (передача ТС лицу, не имеющего при себе документов, разрешающих управлять автомобилем). Если же в этой ситуации за рулем совершеннолетний ученик автошколы, он рискует получить крупный штраф (до 30 тыс. руб.) или арест на 15 суток по ст. 12.7 (управление ТС лицом, не имеющим разрешение для этого).
Если обучение заканчивается в 16 лет, к сдаче экзамена на вождение в РЭО можно приступить с 17 лет. Но и в этом случае можно получить права только с 18 лет.
Грузовой автомобиль
К этому виду относится любой транспорт с максимальной массой более 3500 км (категория «С»). Возрастные ограничения для обучения и получения прав для управления грузовиками и фурами аналогичны таковым для легковых машин. По этой причине в России часто практикуется совместное обучение в автошколе вождению категории «В» и «С».
Также необходимо отметить, что с открытой категорией «С», можно передвигаться с прицепом грузоподъемностью до 850 кг. А после 18 месяцев водительского стажа на грузовом автомобиле, в кузове можно перевозить людей численностью до 8 человек включительно.
Прочие виды транспорта
Учитывая специфику более сложного транспорта, вводятся дополнительные условия для допуска к управлению ими. В одних случаях требуется достижение конкретного возраста, в других, только определенных временных критериев, например:
- Для управления автобусом (троллейбусом, трамваем) или другим транспортом с количеством пассажиров более восьми, требуется открытие категории «D». Чтобы начать обучение в автошколе на допуск к автобусу достаточно открытой категории «В», а возраст не имеет значения. Но получить водительское удостоверение с открытой новой категорией можно будет только при достижении 21 года. Также потребуется полугодовалый водительский стаж категории «С» для перевозки более восьми пассажиров в кузове грузового автомобиля.
- Для допуска к вождению транспорта с прицепом массой более 850 кг необходим 12-месячный стаж вождения автомобиля категории «В», «С» или «D». Обучение можно начать сразу же после получения прав на вождение машины любой из этих категорий. Возрастных ограничений для управления тягачом не существует, следовательно, требуется руководствоваться рамками для открытия иных обязательных категорий.
В публикации ПДД или иных законах отсутствуют какие-либо упоминания об отдельных случаях или критериев, которые позволяют пересмотреть условия допуска к управлению транспортом. Следовательно, вышеописанные возрастные критерии одинаковы для всех лиц без исключения.
Как заменить права после 60 лет?
Медицинское освидетельствование для замены водительского удостоверения может осуществляться по выбору гражданина:
- в обычной государственной или муниципальной поликлинике;
- можно заменить в частном медучреждении, обладающем правом на освидетельствование будущих водителей, согласно действующей лицензии.
Докторов нарколога и психиатра абсолютно все проходят в общем порядке в государственном медучреждении в регионе регистрации водителя, желающего заменить водительское удостоверение по достижению 60 лет. В процессе прохождения медкомиссии необходимо получить положительное заключение от следующих докторов:
- офтальмолога;
- нарколога;
- психиатра;
- терапевта. Этого специалиста лица после 60 лет посещают в последнюю очередь и именно он делает решающее заключение и оформляет медсправку о том, что комиссия пройдена. После процедуры заменить водительское удостоверение не составит труда.
Дополнительно врач-терапевт может направить будущего водителя на обследование к следующим докторам:
- неврологу;
- отоларингологу.
Чтобы заменить водительское удостоверение, при прохождении медкомиссии пациентам старше 60 лет необходимо дополнительно иметь при себе:
- врачебное описание свежей электрокардиограммы;
- выписку из медкарты, которая находится в больнице по месту жительства — при наличии хронических недугов;
- если пациент носит очки, то во время прохождения офтальмолога он должен быть в них.
После того, как медкомиссия пройдена и терапевт сделал положительное заключение о возможности управления автомобилем, потенциальному водителю, желающему заменить водительское удостоверение, будет выдана справка по форме, утвержденной приказом Минздрава № 344-н. Срок действия справки является общим для всех категорий водителей. Согласно приказу № 344-н, справка о допуске к управлению автомобилем действует в течение одного календарного года — 12 мес. Заменить водительское удостоверение лицами после 60 лет следует в этот промежуток времени.
Каких-либо исключений из этого правила, в том числе применительно к возрасту водителя, в законе не содержится.
Смена категории
На каждую категорию начисляется свой стаж и срок. Данная информация указывается и в самом документе. Таким образом, после получения новой категории информация по предыдущим правам не изменятся. Например, у водителя есть права на категорию «В», стаж составляет 15 лет, также он получил права на категорию «D». При оформлении страхового полиса на автобус будут использоваться права по категории «D». Так как стажа по ним нет, коэффициент будет равен 1,7.
Иногда при покупке страхового полиса ОСАГО владельцы автотранспортных средств сталкиваются с проблемой, связанной с коэффициентом, отвечающим за водительский стаж. Для того чтобы понять, почему класс изменился, необходимо проследить за изменениями, произошедшими за год.
Чтобы определить свой класс аварийности, достаточно ознакомиться со страховым полисом (напротив фамилии водителя указан его класс). Возможно, его стоимость изменилась из-за другого водителя, а КБМ собственника остался прежним. Как известно, при подсчете цены программа берет за основу минимальный бонус КБМ, представленный в списке водителей.