Как прочистить катализатор? секреты вашей машины + видео

Механический метод

Данный способ поможет восстановить работоспособность, если деталь имеет не очень сильные загрязнения, в этом случае ее можно легко очистить с помощью простой наждачной бумаги.

Основная цель процедуры – удалить небольшой налет, покрывающий соты, соблюдая простую последовательность операции:

Аккуратно снять запчасть.
Взять мелкую наждачку и отполировать ту поверхность автомобильного катализатора, на которой появился налет

Делать это нужно очень осторожно, потому что керамические соты, помогающие отфильтровать выхлопные газы, очень хрупкие.
В завершение следует продуть фильтр выхлопной системы сжатым воздухом так же, как в предыдущем способе. Это делается для полного удаления мелких частиц грязи, иногда застревающей в ячейках после завершения процедуры.

Когда стоит чистить нейтрализатор?

Агрегат, внешне похожий на бачок резонатора, представляет собой емкость с двумя присоединительными патрубками. Внутри находятся мелкие керамические соты, покрытые каталитическим слоем на основе благородных металлов (отсюда и высокая цена запчасти). Отработанные дымовые газы засоряют ячейки сажей и нагаром, постепенно делая нейтрализатор непроходимым.

В остальных случаях нейтрализатор в автомобиле придется менять на новый либо устанавливать более дешевый пламегаситель плюс эмулятор корректной работы лямбда – зонда.

Засорение проходного сечения элемента характеризуется следующими признаками:

В автомобиле, оснащенном двумя лямбда – зондами, о возникшей проблеме сигнализирует индикатор Check Engine на приборной панели водителя. Электроника фиксирует снижение производительности нейтрализатора и выдает соответствующую ошибку.

Какие катализаторы не принимают скупки

При приемке автомобильных нейтрализаторов компании, занимающиеся утилизацией, следуют общепринятым требованиям:

  1. керамическая масса б/у детали должна быть отделена от сажевого фильтра;
  2. недопустимо наличие в керамической массе асбеста, элементов керамической сетки, отпилков, сажи, песка и прочих инородных вкраплений. Сдаваемый на утилизацию материал должен соответствовать естественной влажности не более 2%;
  3. металлический элемент носителя должен представлять собой цельный кусок. В противном случае он утрачивает не менее 50% драгоценного напыления.

Нетрудно сделать вывод, что выгоднее всего сдать каталитический нейтрализатор, не доведенный владельцем авто до крайней степени износа.

Способы очистки и применяемые средства

Автолюбителями и мастерами станций технического обслуживания практикуется 3 способа очищения катализатора от масляного нагара и сажи:

  1. Профилактическая чистка моющим средством производится на пробеге 70–100 тыс. км без снятия с автомобиля.
  2. Механическая очистка.
  3. Многократная промывка.

Последние 2 варианта подразумевают демонтаж и частичную разборку нейтрализатора.

Для профилактического обслуживания катализаторов в продаже имеются специальные жидкости типа Hi-Gear HG3270. Средство просто выливается из флакона в топливный бак, дальше авто эксплуатируется в прежнем режиме. Удаленная из агрегата сажа вылетает наружу вместе с выхлопными газами.

Для механической чистки надо располагать компрессором и подготовить мелкую наждачную бумагу. Метод нельзя назвать удачным, поскольку удаляются лишь наружные загрязнения, в глубине керамических сот часть нагара остается.

Часто используемое химическое средство для очистки снятого нейтрализатора – аэрозольная жидкость типа ABRO, применяемая для промывки карбюраторов.


Проверено практикой, что вреда дорогому каталитическому покрытию жидкость не наносит. Иногда на собственный страх и риск автолюбители пользуются керосином, этанолом и другой химией, но подобные народные средства лучше не применять. Неизвестно, как они воздействуют на дорогостоящий элемент конкретного автомобиля.

Как прочистить катализатор

Есть несколько способов, как прочистить катализатор самостоятельно. В зависимости от того, насколько загрязнен катализатор, целесообразно выбрать тот или иной метод его очистки.

Очистка катализатора наждачной бумагой

Если продукты горения не сильно и не массово «прикипели» к фильтрующему элементу катализатора, можно их удалить при помощи обычной наждачной бумаги.

Сделать это достаточно просто:

Потребуется взять мелкозернистую наждачную бумагу и снять катализатор;
Далее осторожно, не сильно надавливая на «соты», нужно круговыми движениями счистить образовавшийся налет;
Когда фильтрующий элемент будет очищен, остатки загрязнений выдуваются при помощи сжатого воздуха.

Важно: В процессе очистки катализатора наждачной бумагой, нельзя переусердствовать с силой нажатия. Чаще всего «соты» каталитического нейтрализатора выполняются керамическими

Если на них нажать слишком сильно, они рискуют поломаться, и потребуется покупать новый катализатор.

Очистка сильных загрязнений катализатора химическими средствами

Если катализатор сильно загрязнен, можно применить «химию» для его очистки. В автомобильных магазинах можно найти специальные средства для промывки и восстановления катализатора. Если приобрести такое средство нет возможности, с задачей очистки фильтрующего элемента справится жидкость для карбюратора или этанол.

Выполнять очистку катализатора специальными химическими средствами следует в соответствии с инструкцией. Если используется жидкость для карбюратора, процесс очистки следующий:

  1. Необходимо взять пластмассовую тару, подойдет ведро, в котором вертикально сможет находиться катализатор;
  2. Далее катализатор снимается с автомобиля и осматривается на наличие повреждений. Если они отсутствуют, можно приступать к очистке, в ином случае придется задуматься о замене фильтрующего элемента;
  3. «Соты» катализатора обильно поливаются средством для очистки карбюраторов, после чего деталь оборачивается тряпками и помещается в пластиковую тару;

По истечении 20-30 минут необходимо промыть «соты» катализатора под напором горячей воды. Важно: Не проделывайте данную процедуру в домашней ванной комнате, поскольку химикаты, используемые в средствах для очистки карбюратора, могут разъесть эмаль ванной, раковины и повредить другим предметам интерьера;
Промыв катализатор водой, просушите деталь и продуйте при помощи сжатого воздуха;
Далее повторите процедуру с самого начала.

Если катализатор загрязнен критически, двух очисток может быть недостаточно. В такой ситуации рекомендуется применить более мощные чистящие средства (например, керосин).

Как проверить, забит ли катализатор?

Диагностика выхлопной системы может производиться водителем самостоятельно или специалистами автосервиса. Наиболее достоверный способ, позволяющий как проверить катализатор, так и устранить его неисправность — это демонтаж и осмотр узла. Однако этот метод самый сложный и трудоемкий: болты крепление прикипают, и резьбовые соединения не всегда удается раскрутить.

Рис. 4 – «Визуальная проверка катализатора»

Если же в процессе проверки из катализатора, снятого с автомобиля, высыпается порошок, то это говорит о его разрушении. Такой узел однозначно подлежит замене. Если дело не дошло до крайности, то убедиться в засорении сот можно посветив фонариком в одни из патрубков. Если с другой стороны вы не увидите света, значит большинство пор непроходимо для светового луча и выхлопных газов.

Рис. 5 – «Проверка катализатора манометром»

Существуют и иные менее трудоемкие методы проверки каталитического нейтрализатора, которые используются на СТО и водителями:

  • Пытаемся рукой, одетой в перчатку, закрыть выхлопную трубу при этом двигатель должен работать на холостых оборотах. При исправной системе выпуска отработанных газов сделать это не удастся, вы будете явно чувствовать толчки в руку.
  • Измерить давление в выпускном коллекторе при помощи манометра, подсоединенного к штуцеру вместо датчика остаточного кислорода (лямбда зонда) на входе в катализатор. Если данный показатель превысит 0,3 кгс/см2 при частоте оборотов двигателя в 2500 мин−1, значит узел неисправен.
  • Точно определить забитый катализатор можно при помощи мотор-тестера. На место одной из свечей устанавливается специальный датчик давления, показания которого выводятся на осциллограф. Специалисту остается лишь оценить работу двигателя на больших оборотах. Давление в выхлопной системе более 2 кгс/см2 прямо говорит о непроходимости наполнителя.

Выбор метода проверки каталитического нейтрализатора остается на усмотрение автовладельца. При этом следует заметить, что наиболее достоверными являются демонтаж и визуальный осмотр узла и диагностика при помощи мотор‐тестера.

Рис. 6 – «Проверка катализатор осциллографом мотор-тестера»

Возможность прочистки и причины засорения

Катализатор представляет собой емкость, в которую встроены два соединительных патрубка. Также в нем находятся миниатюрные соты из керамики, на которые нанесен каталитический слой. Большая цена детали объясняется тем, что это покрытие производится на базе благородных металлов. Отработавшие газы могут засорять соты нагаром и сажей, ухудшая проходимость нейтрализатора. Чистка катализатора автомобиля может принести пользу и увеличит срок службы детали в следующих ситуациях:

  1. Если манипуляция проводится в целях профилактики, то есть до появления каких-либо проблем.
  2. Если в ячейках нет повреждений, и в них просто набилась сажа.
  3. Если структура катализатора не была оплавлена из-за использования бензина этилированного типа.

Если нейтрализатор засорился, это выражается в следующем:

  • мощность мотора заметно уменьшается;
  • показатели потепления топлива, напротив, увеличиваются;
  • при запуске двигателя наблюдаются некоторые затруднения;
  • мотор может останавливаться на холостых оборотах.

В транспортных средствах, которые оборудованы парой лямбда-зондов, о наличии проблемы показывает специальный индикатор с надписью Check Engine. Электронное оборудование идентифицирует ухудшение работы каталитического нейтрализатора и отражает ту или иную ошибку. Чтобы правильно почистить нейтрализатор нужно не упустить момент, когда начинка из керамики еще не успела до конца испортиться.

Как определить, что катализатор в автомобиле забился

Каталитический нейтрализатор является важным элементом в устройстве выхлопной системы современных автомобилей. Это своеобразный фильтр, который устанавливается в выхлопной системе и взаимодействует с отработавшими газами, которые проходят через него. Главная задача этого элемента — снижение уровня токсичных выбросов в атмосферу. Внутренняя часть катализатора покрыта особыми веществами, которые во время нагревания ускоряют химические процессы. Пока система находится в исправном состоянии, выхлопные газы могут свободно проходить через катализатор и очищаться. Но если в элементе возникает поломка, игнорировать ее не стоит.

Все ошибки при эксплуатации автомобиля могут оказывать влияние на работоспособность этого элемента

Забитый катализатор не позволит выхлопу выходить наружу. В результате ухудшается вентиляция и повышается давление в системе. И это не единственные проблемы, которые возникают при засоре. Чтобы вовремя заметить неполадки, следует знать признаки забитого катализатора:

1) на большинстве автомобилей мотор может глохнуть сразу после запуска;

2) на приборной панели появляется «чек» мотора;

3) можно заметить потерю мощности двигателя — динамика падает, отклик при нажатии на педаль газа слабый;

4) при холодном пуске мотора появляется неприятный запах.

Причин, по которым катализатор может забиваться или выходить из строя, слишком много. Но стоит знать, что все ошибки при эксплуатации автомобиля могут оказывать влияние на работоспособность этого элемента. К примеру, если заливать топливо низкого качества, нейтрализатор выйдет из строя раньше срока. Если есть поломки в моторе или его системах, возникает повышенный расход масла. Лишняя жидкость начинает активно гореть в цилиндрах, что тоже приводит к поломке катализатора. Сюда же можно отнести и случаи, когда мотор начинает троить. Горючее не успевает прогорать в цилиндрах и попадает в выхлопную систему. Так как данный фильтр является достаточно хрупким, повреждения он может получить даже от камней на дороге.

Если элемент начнет разрушаться, его частицы могут попасть в цилиндр. Поэтому при появлении хотя бы одного из вышеуказанных признаков следует проверить катализатор на работоспособность

Забитый катализатор — серьезная проблема в автомобиле, которая приведет к нарушению работы мотора. Если элемент начнет разрушаться, его частицы могут попасть в цилиндр. Поэтому при появлении хотя бы одного из вышеуказанных признаков, следует проверить катализатор на работоспособность. На начальном этапе будет достаточно визуального осмотра. Например, после поездки по предельному нагреву можно понять, что элемент засорился. Еще один простой способ — поднести руку к выхлопной трубе и почувствовать, насколько свободно из нее выходят выхлопные газы. Если на приборной панели уже горит «чек», следует проводить компьютерную диагностику. Есть еще один способ проверки:

1) проверка на противодавление — проводятся замеры давления выхлопа, после чего результаты сравнивают с оптимальными показателями. Для проведения диагностики потребуется манометр и переходник. Нужно снять первый лямбда-зонд, а на его место подключить манометр. После этого заводится мотор, а обороты доводятся до 3000. На протяжении 10-15 секунд следует фиксировать данные с манометра;

2) если давление равно 0.3 кгс/см2, то система в порядке, если показатель равен 0.35 кгс/см2, то это превышение нормы.

Так как деталь стоит немалых денег, многие автомобилисты вырезают ее, а не заменяют

Заметим, что катализатор — это элемент, который не подлежит ремонту. Единственное, что может сделать автомобилист при поломке — заменить или вырезать его. Так как деталь стоит немалых денег, многие автомобилисты обращаются ко второму варианту. Процедура заключается в том, что из катализатора убирают вставку из керамики, а пустую банку ставят на место. Это сопровождается корректировкой прошивки ЭБУ.

Итог. Засорение катализатора может происходить из-за неправильной эксплуатации или поломок мотора. Есть несколько способов проверки этого элемента на работоспособность.

Можно ли удалить катализатор

При удалении катализатора его очень часто заменяют на пламегаситель. Последний выравнивает поток выхлопных газов. Его установка рекомендуется для устранения неприятных шумов, которые возникают при удалении катализатора. При этом, если вы выбрали именно удаление, лучше полностью снять устройство и не прибегать к рекомендациям некоторых автомобилистов пробить в нем отверстие. Подобная процедура улучшит ситуацию только на время.

В автомобилях, соответствующих экологическим стандартам Евро-3, помимо удаления катализатора необходима перепрошивка электронного блока управления. Ее обновляют до версии, в которой отсутствует каталитический нейтрализатор. Также можно установить эмулятор сигнала кислородного датчика, который избавит от необходимости перепрошивать ЭБУ.

Наилучшим решением при поломке каталитического нейтрализатора будет его замена на оригинальную деталь в специализированном сервисе. Таким образом будет исключено вмешательство в конструкцию автомобиля, а его экологический класс будет соответствовать заявленному производителем.

Удаление каталитического нейтрализатора

Это самый радикальный способ избавится от проблем с ним. Но владельцев подстерегает некоторые сложности после его «вырезания» – нужно правильно настроить всю систему работы двигателя, так как блок управления считывает данный от датчиков кислорода, которые находятся на входе и выходе из катализатора. Так как его уже нет в выхлопе, его нужно как-то обмануть.

Для этого используют обманки лямбда-зондов. Их есть несколько разновидностей, подробно я писал про них в статье, ссылка выше. У каждой есть свои плюсы и минусы.

Можно выделить важные моменты, после его вырезания:

  1. Нельзя скупится на покупку качественных обманок, желательно использовать электронные лямбда-обманки;
  2. В случае перепрошивки «мозгов» обращаться только к профильным специалистам. В противном случае получить большие проблемы в работе и надежности двигателя.

Как это работает?

Каталитический нейтрализатор призван очищать выхлопные газы методом доокисления до водяного пара и углекислого газа. Процесс проходит на поверхности керамических сот, покрытых тончайшей пленкой благородных металлов (платины, родия и палладия). Перед блоком каталитического нейтрализатора установлен первый, управляющий, датчик кислорода (лямбда-зонд). Он измеряет количество свободного кислорода в выпускных газах, и блок управления двигателем обеспечивает процесс сгорания в цилиндрах так, чтобы кислорода оставалось достаточно для доокисления вредных веществ в нейтрализаторе. За нейтрализатором ставят второй, диагностический, лямбда-зонд. Он проверяет, как прошел процесс нейтрализации — много ли осталось кислорода.

Почему вообще возникает идея вырезать каталитический нейтрализатор отработавших газов? Ведь очень немногие отключают сами у себя климат-контроль или, например, систему АБС. Чем же это сравнительно новое устройство помешало?

Решение или вредительство?

Каталитические нейтрализаторы на некоторых моторах начинают разрушаться при пробегах меньше 50 000 км. И владельцы, начитавшись страшилок, едут их ликвидировать. Удалить «каталик» можно двумя способами. Просто извлечь всю керамическую начинку и слои пристеночного уплотнителя. Только надо делать это на снятом устройстве, потому что можно затолкать частицы в цилиндры через открытые клапаны. Звук выхлопа после такой процедуры может стать несколько громче на определенных режимах. Кому это не нравится, вскрывают катколлектор и вместо керамических блоков вваривают пламегаситель.

Физическая прочистка

Те, кто вспоминает о катализаторе чаще прочих и не доводит его до беспросветного состояния, могут воспользоваться обычной наждачной бумагой. У них устройство не забито напрочь, присутствует лишь поверхностный налет, затрагивающий от силы 2-3 мм, а глубже соты остаются чистыми.

Алгоритм прост:

  • Мелкой наждачкой полируется загрязненная поверхность. Действовать надо бережно и нежно: грубая сила непременно повредит керамику, и придется ехать за новым устройством.
  • Когда налет снят, катализатор продувается сжатым воздухом – он удалит частички, застрявшие в ячейках при зачистке.

Конечно, простейшее решение вопроса (разумеется, после еще более простого снятия и выброса катализатора) – просверлить в его корпусе дырки победитовым сверлом или просто пробить отверстие подручными средствами. Движок будет работать в нормальном режиме, но экологически-защитную функцию катализатор выполнять практически не будет. Категорически не рекомендуется применять такой очень грубый способ, как прочистить катализатор на машине, предлагаемый некоторыми: вкрутить работающие через раз старые свечи и погонять на них по трассе. Он, может быть, и действенный, если вы сумеете вовремя убирать ногу с газа. Если же не угадаете, катализатор просто поплавится, а к тому же такая процедура слишком вредна для движка. Не хотите чистить – купите новый. Правда, стоит он недешево, но на что только не пойдешь ради экологии и собственной лени.

Обслуживание

Для профилактической промывки катализатора жидкостью Hi-Gear и аналогами требуется вливать содержимое флакона непосредственно в бензобак перед заправкой машины. От автомобилиста не потребуется больше никаких действий. Во время езды керамические соты будут очищаться самостоятельно, грязь покинет систему через выхлопной тракт.

Чтобы промыть или очистить сильно забитый катализатор, его требуется демонтировать. Нужно загнать машину на смотровую канаву, отключить лямбда-зонд и открутить хомуты, которые удерживают агрегат на выхлопной трубе или коллекторе. Дальнейшие действия осуществляются по простому алгоритму:

  • Продуть катализатор с двух сторон при помощи компрессора, накачав давление 7-9 Бар;
  • Керамические соты заполнятся пеной ABRO для промывки мотора;
  • Нейтрализатор нужно завернуть ветошью, а потом выждать 20 минут;
  • Внутренности элемента тщательно промываются горячей водой под напором, а потом продуваются компрессором;
  • Операцию нужно повторить еще раз, тщательно просушить катализатор, убедиться, что соты просматриваются насквозь.

Агрегат монтируется на место.

Если чистка аэрозольной пеной не дала результата, то можно замочить катализатор в солярке или керосине и оставить на 12-24 часа для воздействия. спустя сутки можно провести чистку аэрозольным средством, как описано выше.

Для механической очистки используется мелкая наждачная бумага с периодической продувкой компрессором. Наружные сеточки нужно очищать аккуратно, немного нажимая, чтобы керамика не повредилась. Этот способ не подходит для удаления нагара с внутренних полостей.

Иногда автомобилисты не промывают катализатор, а пробивают загрязнившиеся соты металлических предметом насквозь. Такие крайние меры можно использовать только в том случае, когда ни один из способов промывки не дал результата.

Важно понимать, что езда с пробитым катализатором вредит окружающей среде и увеличивает расход топлива, так как кислородный датчик передает сигналы об аварийном режиме работы компонента. Потребуется установить обманку кислородного датчика, что связано с дополнительными расходами

Срок службы катализаторов

Сколько может составлять срок службы этих изделий? Производители рекомендуют менять деталь через 100 – 150 тыс. км, по истечении которых сотрудники автосервисов могут указать на износ, что подтвердит ошибка check engine.

Во многом же срок службы зависит от его вида – более надежные металлические приборы способны отходить от 150 000 до 300 000 км, тогда как керамические нуждаются в осмотре уже через 50 000 км. По истечении этого периода покрытие будет изнашиваться, а ячейки полностью забьются сажей и перестанут выполнять свои функции.

Помимо ухудшения динамики и роста расхода топлива, ремонт обойдется в большую сумму, которая вместе со стоимостью работ составит порядка 50 тысяч рублей. Даже если просто избавиться от этого оборудования, эта процедура будет стоить не менее 12 тысяч рублей. Поэтому рекомендуется разумно расходовать ресурс, используя качественное топливо, не применять агрессивные присадки, следить за расходом масла и не подвергать его механическому воздействию.

Неисправности катализатора: чем это грозит двигателю?

Совершенно очевидно, что, как в любом фильтрующем элементе, со временем в нейтрализаторе накапливается слишком много продуктов сгорания и он требует замены. Также данный узел выхлопной системы может выходить из строя и по иным причинам:

  • низкое качество топлива с высоким содержанием серы, парафина, присадок;
  • неисправности двигателя, из-за чего топливо не сгорает полностью;
  • механические повреждения.

Если каталитический конвертер функционирует нормально, то время от времени в нем происходит сжигание отложений сажи. Но со временем из-за высоких температур металлические или керамические соты оплавляются, блокируя выход продуктов сгорания. Двигатель, как говорят автомобилисты, начинает задыхаться.

Что происходит, если нейтрализатор полностью забит:

  • пропадают тяга и приемистость;
  • наблюдаются проблемы с запуском силового агрегата, особенно в зимний период «на холодную»;
  • снижение оборотов — даже если дроссельная заслонка открыта по максимуму, на тахометре показывает всего 2,5-3,5 тысячи оборотов в минуту.

Если своевременно не приступить к устранению данной неприятности, нас ожидают еще более серьезные проблемы: сажа начинает откладываться непосредственно на приемной трубе глушителя и в выпускном коллекторе, приходится загружать двигатель на полную мощность, что ведет к скорейшему износу поршней и цилиндров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лошадиные силы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: