История создания
Микроавтобусы выпускались в середине ХХ столетия только на двух предприятиях. Кроме Риги, был ещё Ульяновск. Рижскую фабрику основали в 1949 году. До этого здесь функционировал авторемонтный завод №2. А ещё чуть раньше располагались частные мастерские.
Поначалу предприятие носило название Рижского завода автобусных кузовов. Планировалось наладить здесь выпуск автобусов средней величины. Спустя 2 года произошло объединение с Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой. Ещё четыре года понадобилось на налаживание конвейерной линии. После очередной реорганизации в 1954 году на базе РАРЗ и РЗАК появилось автопредприятие с окончательным названием РАФ.
Прекращение производства
После того как распался СССР, завод РАФ, как и многие другие подобные промышленные прибалтийские гиганты, оказался обречённым. Разрыв с Россией не сыграл на руку производству. Потому что цикл производственных работ завода требовал поставок из России, и это касалось практически всех комплектующих. В это же время, всё так же по причине разрыва связей с Россией, рынок сбыта резко сократился, из-за чего производство пришлось сократить до выпуска 4-5 тысяч машин в год.
Стараясь выжить и остаться на плаву, руководство завода предприняло попытки расширения ассортимента продукции. В производство запустили ряд новых грузопассажирских авто и микроавтобусов спецназначения на базе РАФ-2203. Небольшими партиями осуществлялись выпуски фургонов РАФ-2920, грузопассажирских пикапов РАФ-3311 и других автомобилей. Но, к сожалению, подобные меры успеха производству не принесли, ведь, собственно, сама базовая модель «рафика-2203» к этому времени совсем уже безнадежно устарела.
Ikarus 256
Ikarus 256
Жаркое лето и родители собирают тебя на юг, на море. Вы едете на автовокзал, а потом грузитесь в этого красавца. Огромное счастье сидеть ближе к водительскому месту, чтобы видеть дорогу в широком лобовом остеклении и спидометр. Водители частенько разгоняли этого красавца до 100 километров в час. Да, может быть ЛАЗ-699 тоже мог так разгоняться, но весь салон бы просто оглох. Венгры несмотря на то, что страна была социалистическая, при постройке Икарусов брали от капитализма лучшее. В случае с 256-м это трансмиссия и рулевое управление от ZF. Сегодня можно сказать, что в салоне было довольно шумно. Но убаюкивающий дизельный двигатель просто сказка по сравнению с ревущим бензиновым агрегатом.
Ikarus 256
Начало выпуска модели 2203
В конце 60-х годов латвийский автопром испытывал катастрофическую нехватку производственных площадей. По причине этого удовлетворить потребности большой страны в микроавтобусах было практически невозможно. И потому в 1969 году приступили к строительству нового завода, который располагался в 25 км от Риги в городе Елгаве.
Собственно, этот гигантский завод изначально проектировался и строился под выпуск новой модели микроавтобуса и был оснащен самым на то время современным оборудованием. Официально производство начало свою работу в 1976 году. Именно в этом же году началось производство серийного выпуска микроавтобуса с индексом 2203.
10 RAF2203 zr03–15
РАФ‑2203–01. Багажник, в общем-то, условный. Зато запаска, к счастью, не под брюхом
РАФ‑2203–01. Багажник, в общем-то, условный. Зато запаска, к счастью, не под брюхом
Багажник, в общем-то, условный. Зато запаска, к счастью, не под брюхом
А вскоре СССР стал распадаться, как сильно изношенный и плохо ухоженный «рафик». Завод в Елгаве сотворил массу самых разных, порой причудливых модификаций. Скажем, грузовички с бортовой платформой и сомнительной управляемостью, передвижные лавки и другие спецмашины. Проектировали и совсем новые модели, но к середине 1990‑х предприятие фактически погибло. Грустная, но, в общем-то, логичная для той эпохи история. Казалось бы, в неблагоприятном климате последних десятилетий оставшимся рижским микроавтобусам суждено было сгнить окончательно. Но некоторые из них сохранились, а этот, напомню, и 25 тысяч километров не прошел! Получается, он — почти новый РАФ. Вспомним, что так эти машины называли в 1970‑х, и порадуемся: на свете и сегодня есть рижский автобус, заслуживающий такого же эпитета. Редакция благодарит Андриса Дамбиса за предоставленный автомобиль и Валдиса Бранта за помощь в подготовке материала.
Производство — Латвия
Самые первые серийные модели микроавтобусов РАФ-2203, фото которых вы можете видеть в этой статье, съехали со сборочной линии нового латвийского автозавода в декабре 1975 года. И уже на следующий год была открыта зелёная улица для их массового производства. Год спустя на конвейер встала и отдельная модификация — карета скорой медпомощи РАФ-22031.
При модификации автомобиля как микроавтобуса, вместимость его позволяла осуществлять перевозку до одиннадцати человек кряду. Благодаря этому и прочим другим своим качествам РАФ-2203 широко был распространён на всей территории СССР. После распада страны на отдельные государства эти микроавтобусы были вытеснены новыми моделями, в частности автомобилем «Газель». Но отдельные экземпляры до сих пор сохранились в некоторых странах бывшего союза.
Виктор Боссерт
В 1987 году на предприятии произошло знаковое событие – новым директором стал Виктор Давидович Боссерт, фанат продукции своего предприятия. Руководитель и стал главным идейным вдохновителем создания нового микроавтобуса. Естественно, его стремление поддержали и сотрудники.
В том же году Боссерт объявил конкурс на разработку дизайна нового РАФа. Причем сначала он являлся республиканским, а благодаря публикации в «Комсомольской правде» стал всесоюзным. К участию допускались все желающие. А победил Владимир Васильев – сотрудник предприятия – поскольку адаптировал свой проект под реалии производства.
Кроме нового дизайна создатели решили изменить и ходовую часть. По замыслу автомобиль должен был получить передний привод и силовые агрегаты АЗЛК. Но вскоре от этой идеи отказались – было слишком дорого. И решили модернизировать родную заднеприводную схему. На месте осталась и привычная полукапотная компоновка. Зато РАФ-М1 получил экспериментальный мотор ЗМЗ-406, который впоследствии появится под капотом серийного ГАЗа-3110. Тоже от ГАЗа, только 3105 М1 получил стойки МакФерсон, а от «Нивы» взяли 5-ступенчатую механическую коробку передач. А вот рулевое управление позаимствовали у Ford. Кстати, новые машины получили и другую эмблему. На ней появились латинские буквы RAF. Сделано это было в расчете на международный рынок.
Аналог РАФ-М1 “Роксана” – Volkswagen Transporter
Полноразмерные и масштабные макеты создали на самом Рижском предприятии. А вот 3D-модель поверхности кузова изготовили на ЗАЗе под контролем прибалтийских специалистов. Внешне автомобиль напоминал Ford Transit, но к такому облику дизайнеры пришли сами, а не подглядели у заокеанских коллег. И уже осенью 1990 года RAF-М1 отправился в свою первую поездку по территории предприятия. Правда, это еще был не готовый автомобиль, а ходовой макет. Руководство было довольно. Оставалось лишь довести макет до ума. И все доводочные работы были отданы британской фирме International Automotive Design (IAD), которая уже имела опыт сотрудничества с НАМИ и УАЗом. Закипела совместная работа над «Project Roxanne», так британцы называли РАФ-М1 «Роксана».
Виктор Боссерт
Конец эпохи расцвета
В 80-ых годах некогда процветающее предприятие пришло в упадок, как и большинство других заводов СССР того периода. В 1986 году грянул скандал — РАФ обвинили в резком снижении качества выпускаемого транспорта.
Через год трудовой коллектив на общем собрании выбрал нового директора. Но через 3 года на его место пришёл другой руководитель. Когда Латвия отделилась от Советского Союза в 1991 году, РАФ превратился в акционерное общество.
Завод переквалифицировался на выпуск малолитражек, но без рынка сбыта это оказалось нерентабельным.
В 1993 году рижане стали искать инвесторов в Западной Европе для моделей РАФ-М1 «Роксана» и РАФ-М2 «Стилс». Но никто из богачей западного мира так и не раскошелился.
Развернулись на 180 градусов в сторону России, но там уже сделали ставку на ГАЗель. Чтобы выжить, фабрика в 1996 году пыталась заключить договор о сотрудничестве с ГАЗом, но латышские власти заблокировали подписание соответствующих документов.
В 1997 году РАФ объявил себя банкротом. В настоящее время территория фабрики стоит в запустении.
Советские минивэны
2+
Советские минивэны. Не стоит забывать нашу историю, а тем более нашу автомобильную историю. Многие, некогда популярные марки и модели отечественных авто, за которыми выстраивались многолетние очереди, в современное время оказались не удел и попросту исчезли. Нет уже Москвичей, ЗИЛов, РАФов. Предлагаю сегодня вспомнить, какие минивэны (микроавтобусы, сегодня будем называть их именно так как было принято во времена Союза) Советского Союза вообще производились. Без углубления в историю создания и технические характеристики.
Старт, Луганчик, Донбасс
Старт Старт Старт Старт Выпуск этого микроавтобуса начался в далёком 1964 году. Выпускался он в нескольких местах, мелкими сериями, но отличался незначительно. Всего Стартов, Луганчиков и Донбассов было выпущено около 150 штук. В серию этот автомобиль не пошёл из за дороговизны производства и хрупкости стеклопластикового кузова. Именно Старт увозит Нину в финальной сцене “Кавказкой пленницы”.
Советский минивэн РАФ ( Рижская автобусная фабрика )
Главный поставщик микроавтобусов для всего Союза была Рижская автобусная фабрика. А началось производство с РАФ 10 Фестиваль, конструкцию которого подсмотрели в Volkswagen T1. Но в процессе испытаний от заднемоторной компоновки отказались, перенеся двигатель на переднюю ось (первые модели имели близкорасположенные передние фары и заднемоторную компоновку двигателя). Это был первый серийный Советский минивэн.
РАФ 10. РАФ 10
Далее, 1957 году вышел более лёгкий РАФ 08 Спридитис (дословный перевод мальчик с пальчик). Он был построен на платформе Москвич 407
РАФ 08 Спридитис РАФ 08 Спридитис
В 1958 году РАФ 10 был подвергнут модернизации, с поправкой на ошибки, был выпущен РАФ-977 “Латвия” на узлах 21-й Волги, он то и получил массовое распространение и кучу модификаций. На конвейере он простоял целых 17 лет.
РАФ-977 “Латвия” РАФ-977 “Латвия” РАФ-977 “Латвия” Советские минивэны РАФ-977 “Латвия” Советские минивэны РАФ-977 “Латвия”
В 1976-м на смену 977-му пришла современная модель РАФ-2203, базирующаяся на агрегатах от «Волги» ГАЗ-24 . С распадом Союза прекратились поставки комплектующих для “рафика” и модель перестала выпускаться.
РАФ-2203. РАФ-2203 РАФ-2203 РАФ-2203. РАФ-2203. РАФ-2203.
Советские минивэны – ЗИЛ-118 “Юность”
Об этом автомобиле немного рассказывали ранее. ЗИЛ-118 “Юность” был построен на базе ЗИЛ 111. Это был первый микроавтобус представительского типа, работавший в “особых” гаражах специального назначения.
ЗИЛ-118 “Юность” ЗИЛ-118 “Юность”
УАЗ
Ульяновский автомобильный завод начал выпускать микроавтобусы повышенной проходимости в 1957 году. первой в линейке появился УАЗ 450. Продержался он на конвейере до 1965 года и было выпущено 55 319 шт.
УАЗ 450
Далее началось производство более нам внешне привычной 452 серии, с разными модернизациями выпускающееся и по сей день.
УАЗ 452 УАЗ 452 УАЗ 452
Нелегка была судьба Советских микроавтобусов, выпускались они строго по плану, а проектировались под пристальным присмотров чиновников в далёких кабинетах. Приёмка могла проходить годами. Те не многие вышедшие микроавтобусы запечатлелись в памяти Советских людей на десятилетия.
Источник наш канал на сервисе Яндекс Дзен
2+
186
Похожие материалы
- ТОП 5 семейных надёжных автомобилей до 500 000 рублей
- Renault Scenic начало. Первое поколение знаменитого минивэна.
- Renault Scenic III – простор и комфорт семейного минивэна
- Toyota Town Ace – 6 люков, дизель и полный привод
- Toyota Previa III поколения – семейный минивэн из Японии
- Mazda 5 – надёжный Японский семейный минивэн
Особенности микроавтобуса РАФ
Полюбившиеся всем микроавтобусы, которые в народе ласково прозвали «рафиками», отличались скруглённым передним бампером без «клыков», форточками окон передних дверей, габаритными белыми огнями на крыше, круглыми зеркалами заднего вида и хромированными колёсными колпаками-дисками, как у «Волги» ГАЗ-21.
До завершения 1976 года серийный микроавтобус РАФ-2203 комплектовался оригинальной высокой панелью приборов, оснащённой круглыми циферблатами. В 1977 году модель обзавелась новой панелью с комбинацией приборов, перенятой у автомобиля ГАЗ-24. Тогда же решено было отказаться от вентиляционного отверстия, расположенного под средним окном с левого борта.
Мотор – сердце любого авто
Двигатель РАФ-2203 с карбюраторной подачей топлива, которым был оснащён микроавтобус, работал на бензине. Для этой модели использовали двигатель от ГАЗ-24. Располагался он спереди и приводил в действие задние колёса. Двигатель имел рядную компоновку, 4 цилиндра и 8 клапанов. Собственно, надо сказать, что данная модель оснащалась двумя типами двигателей:
- ЗМЗ 2401;
- ЗМЗ 402-10.
То, что второй двигатель был более мощным, было единственным отличием между ними. Впрочем, имелся ещё один отличительный нюанс — первый движок работал на бензине АИ-76, а второй — на АИ-93.
Механическая 4-ступенчатая трансмиссия микроавтобуса имеет синхронизаторы на всех передачах переднего хода, что увеличивало срок службы коробки передач «рафика».
Машина могла развивать скорость, которая составляла сто двадцать — сто тридцать километров в час.
Источники
- https://www.autosaratov.ru/chto-stalo-s-zavodom-raf-samym-populyarnym-mikroavtobusom-sssr/
- https://FB.ru/article/239546/raf—otzyivyi-vladeltsev-tehnicheskie-harakteristiki-foto
Последние признаки жизни
В 80-х жизнь РАФа напоминала американские горки. Предприятие, выпускавшее «народные» микроавтобусы, получило Знак качества и вышло на новый уровень. Но на пике оно продержалось недолго. Вскоре на рижской фабрике началась неразбериха. Количество брака достигло отметки в 10%, что повлекло за собой смену руководства. А заодно предприятие лишили и Знака качества. Но проблема была куда глубже.
На количество брака влияли не только начальники и персонал, но и сильно устаревшее оборудование. Да и сами микроавтобусы, несмотря на многочисленность, воспринимались уже как пришельцы из прошлого. И дотянуть их до современного уровня стандартным рестайлингом было нельзя. Требовалось создание именно нового поколения. И сотрудники РАФа решили провернуть этот «финт ушами».
Работа началась уже в самом конце 80-х годов. Компанию рижским специалистам составил конструктор НАМИ Владимир Андреевич Миронов. Он поделился с коллегами своей разработкой – инновационной подвеской, которая напоминала «МакФерсон», правда Миронов ее существенно модернизировал. Кроме этого советские специалисты прокачали тормозную систему («ахиллесова пята» всех РАФов) за счет ВАЗовских разработок.
Но в самый последний момент (как, увы, часто бывало у советских автопроизводителей) выяснилось, что новое поколение РАФа создать не получится – не было денег. Поэтому машину частично обновили, дали ей индекс 22038-02 и запустили в производство. Естественно, новинка разочаровала, поскольку большинство старых проблем осталось на месте. Взять хоть ту же «ходовку».
Лучшие модели
Самой распространённой стала модель буса РАФ-977 «Латвия». Её разработали в 1959 году, после чего несколько раз модернизировали. Эту же разработку в дальнейшем перебросили на Луганский авторемонтный завод. Там она получила название ЛАРЗ-977 «Луганск».
РАФ-2203 «Латвия» хорошо запомнился поколению 90-ых. Его разработали в 1976 году. Мини-автобус практически превратился в легенду. Его можно было увидеть на Килиманджаро, а также в Африке, где РАФ без труда преодолел 12 тыс.км.
Во время Олимпиады-80 гостей столицы массово перевозили именно на модели 2203. Финны, приобретя лицензию, также занимались выпуском рижского микроавтобуса.
История создания[]
См. РАФ 982
Создание нового РАФовского микроавтобуса (взамен модели РАФ-977) началось в 1965 году. Разработку нового перспективного автомобиля вело две группы из четырёх конструкторов, одна — под руководством
РАФ 2203 самых ранних выпусков (1972)
Мейзиса, другая — под руководством Эйсерта. Фактически, разработка велась в режиме конкурса-соревнования между двумя группами инженеров. Группы работали полностью независимо друг от друга. Проектируемый микроавтобус должен был удовлетворять двум требованиям: он должен был быть двенадцатиместным и должен был базироваться на агрегатах автомобиля ГАЗ-21.
В итоге было создано два автомобиля прототипа: РАФ-982-I группы Мейзиса и РАФ-982-II группы Эйсерта. Первый микроавтобус имел полукапотную компоновку, этот автомобиль назвали «Циклоном». Второй перспективный автомобиль имел вагонную компоновку.
Оба автомобиля были отправлены в Москву для прохождения межведомственной комиссии. В итоге комиссия сочла лучшим РАФ-982-I. Однако директор РАФа, Илья Позняк, был недоволен решением министерства. Он считал футуристичный (вагонная компоновка автобусов тогда была в новинку) РАФ-982-II более перспективной моделью. Прототипы РАФов вновь были отправлены в Москву. После «второго тура» испытаний было принято решение о будущем производстве РАФ-982-II.
РАФ 2203 заключительных выпусков (1974)
25 июля 1969 года в Елгаве началось строительство нового завода РАФа. После вступления в строй новый завод должен был приступить к выпуску новых микроавтобусов. Доводка прототипа РАФ-982-II проводилась во время строительства завода.
Новый завод начал работу в феврале 1976 года. С его конвейера начали сходить микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия». Такое официальное обозначение получил новый микроавтобус, созданный в ходе доводки прототипа РАФ-982-II. В отличие от прототипа, серийный РАФ-2203 использовал агрегаты от более новой «Волги» — ГАЗ-24.
История автомобиля
До Второй мировой войны в Советском Союзе не было производства микроавтобусов. Были и более крупные машины отечественного производства, но только Завод имени Сталина (модели ЗИС-8 и ЗИС-16 ) и Горьковский автомобильный завод ( ГАЗ-03-30 ) построили значительное количество
После войны VW T1 появился в Германии , что также привлекло внимание в Советском Союзе. Основываясь на основной идее производства фургонов или микроавтобусов на шасси легковых автомобилей, Ульяновский автомобильный завод начал в 1954 году с разработки УАЗ-450 , серийно выпускавшегося с 1958 года
Примерно в то же время в Московском НИИ НАМИ начались эксперименты с различными прототипами, в том числе в сотрудничестве с Ирбитским мотозиклетным заводом . Ни одна из машин не дошла до серийного производства. В 1957 году Москвич построил Москвич-А9 , микроавтобус, очень похожий на РАФ-08, но также оставшийся в единственном экземпляре.
Уже в 1955 году Рижский автобусный завод приступил к выпуску автобусов большего размера, а в 1957 году началось серийное производство первого советского микроавтобуса РАФ-10 . В нем используется шасси легкового автомобиля ГАЗ-М20 Победа , широко использовавшегося в то время . Разработчики придумали для обозначения автомобиля на русском языке слово «микробус», ранее строились только автобусы на шасси грузовика. На основе РАФ-10 конструкторы разработали более короткую и легкую версию машины 1957 года, которая была рассчитана на восемь пассажиров плюс водителя. В 1958 году были готовы первые прототипы. Корпус РАФ-10 был укорочен на полметра, а количество окон за средней стойкой уменьшено с пяти до четырех. В целях экономии места отказались от двухстворчатой распашной двери и установили более узкую одностворчатую дверь для доступа в салон. Водителю и переднему пассажиру предоставили собственные двери. В отличие от VW T1, двигатель находится спереди, а задний мост — управляемый. Обозначение РАФ-08 происходит от количества пассажирских мест, как и у РАФ-10.
При строительстве РАФ-08 использовались детали, которые были распространены в советском автомобилестроении того времени. Двигатель и трансмиссия, а также крупные детали шасси были взяты от Москвич-407 . Осевые подвески были от ГАЗ-М21 Волга , как и колеса. Возникла та же проблема, что и с РАФ-10, а именно, двигатель был слишком слабым по габаритам. Затем конструкторы уменьшили передаточное число дифференциала заднего моста, что также снизило максимальную скорость до 85 км / ч.
Когда серийное производство в RAF было переведено на новый RAF-977 , прототипы RAF-08 также были модернизированы. В 1960 году машина получила измененную решетку радиатора, а во второй половине года был построен как минимум один экземпляр с полностью переработанной передней частью в стиле RAF-977D. В ходе этого номер модели также был адаптирован к стандартизированной советской системе обозначения автомобилей , с тех пор автомобиль получил название РАФ-978 . Хотя микроавтобус несколько раз представлялся публике, а также демонстрировался на международных выставках, массового производства микроавтобус никогда не производился, что, вероятно, также было связано с отсутствием производственных мощностей в Риге.
Микроавтобус РАФ — последняя советская маршрутка
llb10Рубрика: Сделано в СССР
02 июня 15
Необходимость быстрого манёвренного транспорта для движения по городу возникла сразу же после появления большого количества автобусов и троллейбусов на улицах советских городов. На улицах появились первые маршрутные такси РАФ-977. Они эксплуатировались до середины семидесятых, но уже через несколько лет после начала серийного производства стали заметны недостатки автомобилей, а веяние новых технологий заставило разработчиков создать совершенно новую, более комфортную модель.
История создания
Уже в середине шестидесятых годов началась разработка отечественного маршрутного такси, который должен был заменить устаревший РАФ-977. Разработка дизайна будущего авто была поручена двум группам конструкторов, которые работали независимо друг от друга. Конструкторы получили только два основных условия перед созданием нового РАФа — микроавтобус должен перевозить 12 человек и использовать агрегаты Волги-21.
Работа над созданием прототипа длилась более трёх лет. Межведомственная комиссия выбрала футуристическую и более обтекаемую модель, хотя поначалу первенство было отдано полукапотной версии. Уже в 1969 году приступили к строительству Рижской автобусной фабрики, а в 1976 году с конвейера сошла первая модель микроавтобуса РАФ-2203. К этому времени было принято решение заменить силовой агрегат Волги-21 на аналогичный от Волги-24.
Эксплуатация техники
Хотя многие помнят этот микроавтобус как скорую помощь, приоритетной областью применения стало использование автомобиля именно в роли маршрутного такси. Для маршруток использовалась техника, с сидениями по бокам салона, а для служебного транспорта с сидениями, размещёнными поперечно. Однако в конце восьмидесятых техника, использующаяся в роли служебного транспорта, стала применяться как маршрутное такси.
За проезд в такой маршрутке следовало заплатить 15 копеек, что в три раза превышало одну поездку на автобусе или метро и в пять раз проезд в трамвае! Но за скорость и комфорт приходилось доплачивать.
КонструкцияВне зависимости от положения сидений, микроавтобус РАФ-2203 мог взять на борт двенадцать человек, включая водителя. Рядом с водителем располагалось одно пассажирское место, а остальные 10 пассажиров размещались в задней части кузова. В задней части салона находилось и небольшое багажное отделение.
Микроавтобус приводился в движение мотором от Газ-24. Хотя двигатель был расположен впереди, он вращал задние колёса. В РАФ-2203 использовались многие детали от автомобилей Волга, а дверные ручки были от Москвича.
Разновидности РАФ-2203Кроме вышеупомянутых маршруток и автомобилей скорой помощи, РАФ-2203 использовался как служебный транспорт, автолаборатории, телесъёмочные. Микроавтобусы повсеместно использовались во время проведения Олимпиады в Москве. Для знакомства с достижениями народного хозяйства существовал даже целый автопоезд с автобусом РАФ-2203 в роли тягача. Кроме того, существовали модели с кузовом (пикапы) для перевозки аксессуаров во время соревнований по велоспорту, а также несколько автомобилей с электроприводом. Они использовались при проведении марафона и служили для перевозки судей. Такая модификация развивала скорость всего лишь до 30 км/ч.
Дальнейшая судьба микроавтобусаМикроавтобус РАФ-2203 эксплуатировался как маршрутка до середины 90-хх годов. Конечно, вместо положенных 11 пассажиров в салон нередко набивалось более 20 человек. Поэтому в середине девяностых РАФ-2203 был вытеснен более комфортными Газелями, ЗИЛами и импортными микроавтобусами. Однако и в наши дни кое-где можно встретить РАФ-2203 на ходу. В основном это машины скорой помощи или служебная техника в провинциальных городах.
Если вам понравился сайт или данная статья, пожалуйста добавьте этот код в свой блог, сайт, на страницы любимого форума, в социальные закладки, твиттер или просто отправьте ссылку другу. Это будет лучшая награда нам за то что мы делаем.
Разновидности грузопассажирских автомобилей
Грузопассажирские автомобили, как правило, выпускаются путем модификации серийного пассажирского или грузового транспорта. На базе пассажирских автомобилей выпускаются такие разновидности автомобилей, как микроавтобусы, развозные фургончики, минивэны и пикапы. На базе грузового транспорта выпускают вахтовые грузопассажирские автомобили, вездеходы, автомобили специального назначения. Наиболее широкое применение имеют грузопассажирские автомобили, выпускаемые на базе пассажирского транспорта. Основными их разновидностями являются:
- Грузопассажирские микроавтобусы. Как правило, имеют места для перевозки до 8 пассажиров и грузовое отделение. Длина кузова обычно составляет до 5 метров.
- Минивэны. Транспорт меньшего размера с улучшенными параметрами комфортабельности. Также может использоваться для перевозки грузов.
- Развозные фургончики. Традиционный «каблучок», который может использоваться для доставки небольших партий товаров в городских условиях и является очень популярным в малом бизнесе. Как правило, имеет 2-4 пассажирских места и грузовой отсек. Также может использоваться и в качестве семейного транспорта.
- Пикап. Сочетание внедорожника и небольшого грузовика. Обычно имеет одно пассажирской место, однако также в салоне может располагаться и второй ряд пассажирских сидений. Благодаря повышенной проходимости и достаточно высокой грузоподъемности пикапы пользуются популярностью у фермеров, в лесных хозяйствах, строительных бригад и т.д.
Наиболее популярными видами грузопассажирских автомобилей являются микроавтобусы и развозные фургончики. К наиболее популярным моделям грузопассажирских автобусов на российском рынке можно отнести продукцию ГАЗ, атакжетакиеиномарки, как Mercedes Sprinter, Peugeot Boxer, Ford Transit, Fiat Ducato, Citroen Jumper идругие. Среди «каблучков» популярностьюпользуются Renault Kangoo, Fiat Doblo, Peugeot Partner, Citroen Berlingo.
Грузопассажирские автомобили пользуются наиболее высокой популярностью у представителей малого и среднего бизнеса.
Эксплуатация[]
Такси
Использование в качестве маршрутного такси было одной из основных областей применения РАФ-2203. У заводской модификации микроавтобуса, предназначенной для работы в режиме маршрутного такси, сидения располагались по бокам салона, в то время как в модификации, предназначенной для работы в качестве служебного транспорта сидения располагались поперечно. Однако позднее (в девяностых годах) многие служебные микроавтобусы также стали использоваться в роли маршрутного такси, поэтому на городских маршрутах работали машины с разной компоновкой пассажирских сидений. Также как маршрутное такси использовалась мелкосерийная модификация с высокой крышей РАФ-2921.
РАФ 22032 «Латвия»
Маршрутные такси — РАФы были очень распространены в первой половине 90-х годов, позднее их начали заменять микроавтобусы «Газель», «Бычок» и другие. В начале XXI века маршрутные такси РАФ-2203 выводятся из эксплуатации в связи с моральным и техническим устареванием, то есть, в первую очередь, по требованиям безопасности. В некоторых городах использование РАФ-2203 в качестве маршрутного такси теперь вообще запрещено законодательно. В регионах с низким уровнем жизни РАФ ещё популярен, в Абхазии и Южной Осетии, например, он до 2011 года использовался как маршрутное такси чаще, чем «Газель»,пока все микроавтобусы РАФ не были заменены на «Газели» или «Мерседесы».
Скорая помощь
Ещё во время создания автобуса планировалось его использование в качестве автомобиля скорой помощи. Об этом говорит, например, тот факт, что в принимающую межведомственную комиссию входили медики. Медицинская модификация РАФ-2203 обозначалась как РАФ-22031. Реанимобили с высокой крышей на базе РАФ-2203 выпускала финская фирма TAMPO в 1981—1994 годах.
Автомобиль скорой помощи на базе РАФ-22038 получил обозначение РАФ-2915. Выпускался также реанимобиль РАФ-2914, отличавшийся более высокой крышей.
Прочие
РАФ-2203 использовались в самых разных областях. Базовые микроавтобусы — в качестве служебного транспорта (в том числе, в милиции, армии), а также в качестве автолабораторий, кино-/теле-съёмочные, ралли-сервиса и т. д.
РАФ 22038 Латвия Policija
Пассажирские безоконные одно- и двухсекционные автопоезда из прицепных вагончиков и седельного тягачаРАФ-3407 работали на экскурсионном маршруте внутри территории московской ВДНХ, а также в Олимпийской деревне во время московской Олимпиады-80.
Также для обслуживания соревнований Олимпиады-80 на РАФе было создан целый ряд специальных модификаций РАФ-2907/2911, включая электромобили РАФ-2910, а также пикапы-веловозы РАФ-2909.
В конце 1980-х под «горбачёвскую» программу поддержки многодетных семей, Рижская фабрика выпускала мелкой серией 8-местный вариант микроавтобуса с отделкой «люкс», управлять которым можно было с правами категории «В». Эту модификацию продавали частным владельцам.
С 1980-х РАФы начали использовать и для перевозки грузов. Например, на мелкосерийном безоконном фургоне РАФ-2916 возили почту, промтовары, а также покойников.
В 1990-х на базе РАФ-22038 на территории старого РАФа в Риге мелкосерийно выпускали однотонные грузовики РАФ-3311 (бортовой или кунг, напр., РАФ-2920) и РАФ-33111 (с двойной кабиной бортовой или кунг, напр., аварийная РАФ-33114 и катафалк РАФ-2926), поставлявшиеся также и в Россию. Также существовало мелкосерийное производство бронированных инкассаторских фургонов РАФ-LABBE, кемперов и прочих машин на базе РАФов.