Куда оспорить/обжаловать полученное предписание/требование за тонировку. Что делать с самим требованием, и что будет просто на него забить
В течении 10 суток после вынесения постановления и выдачи вам предписания/требования на устранение тонировки пишете жалобу в вышестоящий орган (Главное управление ГИБДД Вашего города, прокуратура, суд), кратко излагаете, с чем Вы не согласны и несёте по месту инстанции в двух экземплярах, один остаётся у Вас с датой принятия и подписью дежурного.
Эти же документы можно подать через интернет, но если понесете сами, то у вас будет отметка о том, что выданное ранее предписание находится в стадии обжалования, а значит законной силы пока не имеет. Если вас остановят в этот момент, то никаких санкций за то, что предписание вы не выполнили, быть не может.
Сроки обжалования
Многие опираются в данном случае на ст. 30.2 КоАП, но там речь о постановлениях об административном правонарушении. Мы же с нарушением-то в целом согласны, не согласны только с тем, что в качестве репрессирующей меры нам выдали еще и какую-то левую бумажку.
Если обжалуете в ГИБДД, то срок рассмотрения таких жалоб – до 30 суток. Суды рассматривают дела по административным правонарушениям в срок до 2 месяцев.
В ГИБДД скорее всего вас вежливо пошлют к чертовой бабушке. Типа своих не сдаем и не бросаем, да и “ты вообще кто такой, чтобы делать выводы о правомерности действий наших доблестных сотрудников?”. С вероятностью 98% при отсутствии иных нарушений (особенно процессуальных) в действиях сотрудника ГИБДД вам скажут, что все было сделано как надо.
В рамках обжалования в суде порядок ровно такой же, как я уже писал выше. БЕЗ РУГАНИ И ЭМОЦИЙ!!! просим разъяснить суд правомерно ли действия сотрудников ГИБДД. Аргументы приводим ровно те же и внимательно слушаем что по этому поводу скажет судья. Не устроило решение первой инстанции? Можно обжаловать! Если конечно есть желание…
1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru
Уважаемый Олег, согласно статьи 12.5 ч1 КоАП, несоответствие нормам ГОСТа светопропускаемости передних боковых стекол автомобиля, наказывается только предупреждением или штрафом 500 рублей. Но, чтобы составить протокол, инспектору еще придется с вами повозиться. Если у инспектора нету при себе устройства для измерения, то он должен привезти его сам, или попросить другого сотрудника, но не вас заставлять куда-то ехать.Хотя предложив вам проехать на стационарный пост инспектор схитрил.Объясняю почему.Согласно ГОСТ 5727 — светопропускаемость должна быть в следующих пределах:
— Лобовое стекло — должно пропускать не менее 75% от общего светового потока
— Переднее боковое стекло -должно пропускать не менее 70% от общего светового потока,
— Светопропускание прочих стекол не нормируется
Согласно приказа МВД №1240 при замере светопропускаемости бокового стекпа обязательно должны быть соблюдены 4 следующих правила:
1) Контроль светопропускаемости стекол автомобиля осуществляется только на стационарном посту ДПС.
2) контроль светопропускаемости передних боковых стекол автомобиля осуществляется только инспектором технического надзора ГИБДД (об этом, есть запись в его служебном удостоверении).
3)Осуществляется только средствами технического диагностирования, которые внесены в Государственный реестр типа средств измерений, имеющие сертификаты соответствия, а так же отметку в них о дате последней поверки прибора.
4) Замер производится только при условии чистой и сухой поверхности стекла.
другими словами — нельзя производить проверку светопропускаемости в дождь и грязь.
Приборы для замера светопропускаемости стекол могут использоваться в работе, как днём, так и в ночное время. Источник света в них автономный и прибор не использует дневное освещение. По этому, попросите инспектора показать вам датчики, которые крепятся к стеклу. На них не должно быть никакой затемненной пленки. Она искажает показания прибора не в вашу пользу. Обозначить это в протоколе. Если все Пункты были соблюдены и вы согласны с показанием прибора тогда инспектор вправе составить квитанцию-постановление и вручить ее вам под роспись.
Если хоть один из пунктов был нарушен или Вы не согласны с показанием прибора — требуйте составления протокола. Для повторного замера инспектор обязан пригласить не менее двух понятых, которые подтвердят, показание прибора. Где он их достанет — его проблема. Если инспектор нарочно тянет время поиска понятых, не лишним будет напомнить ему, что согласно КоАП, протокол должен составляться немедленно (ст.28.5 КоАП), о неправомерности столь долгой задержки вашего авто и звонке в «02».
В объяснении пишем:
«С вменяемым нарушением не согласен, в связи с несоблюдением процедуры замера (например: замер произведен вне стационарного поста ДПС). Требую помощи адвоката». Далее действуем согласно главе 23.
В 10-ти дневный срок отправляем жалобу на действия ИДПС.
Маленькая хитрость, если вы уверены, что прибор показывает «нужную» cтепень тонировки, то попросите инспектора, прямо сейчас, замерить не тонированное лобовое. Посмотрите на результат замера.
Кстати, инспектор может потребовать , «содрать» тонировочную пленку.Это требование незаконно и квалифицируется статьей 19.1 КоАП «Самоуправство».
Согласно пункту 82 Административного регламента, инспектор вне стационарного поста ДПС может остановить за тонировку, т.е. «основанием к остановке ТС вне стационарного поста является, в том числе и установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения. «
А вот оштрафовать не может, потому что нет понятия — тонировка, есть величина светопропускания, а ее можно установить только прибором. а вот померить прибором можно только на стационарном посту — п. 16.1. Наставлений по техническому надзору (Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240)
Правила замера тонировки
Ежедневно сотни или даже тысячи водителей привлекаются к ответственности по п. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ за использование тонированных стёкол. Насколько правомерны действия сотрудников ГИБДД, производящих замеры светопропускания при остановке вне стационарного поста, какие должны быть условия для такого правильного замера: температура и влажность воздуха и кто уполномочен проверять?
Можно ли использовать сетки на окнах автомобиля вместо тонировки?
Согласно законодательству РФ, водители могут затемнять окно заднего вида, если тонировка или сетка блокирует дневной свет на 20%. Для замера используются специальные приборы. В случае обнаружения нарушения, сотрудник ГИБДД может оштрафовать водителя на сумму до 5 тыс руб.
Виды шторок и сеток для автомобильных стекол:
- Бюджетный вариант представляет солнцезащитный экран, который крепится к стеклу автомобиля на липучках. Несмотря на то, что данное приспособление является универсальным есть и ряд негативных моментов: искажение изображения и в зависимости от модели автомобиля могут закрывать окно не полностью, в связи с этим устанавливать такие экраны на лобовое стекло не рекомендуется;
- По типу жалюзи созданы пластиковые шторки. Легко поднимаются и опускаются, но, как и в случае с экраном, закрывают стекло не полностью, к тому же их установка нарушает целостность автомобиля;
- Тканевые шторки, по принципу работы ничем не отличаются от обычных домашних. В отличие от предыдущих вариантов, способны полностью закрывать стеклянную поверхность, однако в большинстве случаев нарушают обзор для водителя;
- Каркасные сетки на магнитах, обладают хорошим уровнем светопропускания и изготавливаются индивидуально под модель машины.
Преимущества наличия затемняющей сетки или шторок на окнах транспортного средства:
- защита от проникновения насекомых в салон автомобиля;
- дополнительная мера защита против вскрытия и угона машины;
- защита от солнечных лучей.
Использование сетки на окнах автомобиля регламентируется законом «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011. На основании п.4.3 требования к обеспечению обзорности светопропускания ветрового стекла и стекол, обеспечивающих передний вид, для водителя транспортного средства, должно составлять не менее 70%.
Согласно этому пункту сетка на окнах автомобиля вместо тонировки может использоваться во время эксплуатации только в случае соблюдения нормативов.
Ситуации, при которых разрешено использовать сетки на окнах авто:
- Если авто неподвижно и находится на парковке. В данном случае использование затемняющих окна аксессуаров не представляет опасности для участников дорожного движения, следовательно, не является правонарушением;
- Соблюден допустимый уровень светопроникновения (20-30%), например, прозрачная антимоскитная сетка, которая убережет автолюбителя и его пассажиров от насекомых, не выходя за рамки закона;
- Сетки и автошторки закрыты при движении автомобиля, только на заднем или задних боковых стеклах. Расположение затемняющих средств на данных позициях не регламентируется законом.
Можно ли использовать сетки на окнах автомобиля вместо тонировки?
Согласно законодательству РФ, водители могут затемнять окно заднего вида, если тонировка или сетка блокирует дневной свет на 20%. Для замера используются специальные приборы. В случае обнаружения нарушения, сотрудник ГИБДД может оштрафовать водителя на сумму до 5 тыс руб.
Виды шторок и сеток для автомобильных стекол:
- Бюджетный вариант представляет солнцезащитный экран, который крепится к стеклу автомобиля на липучках. Несмотря на то, что данное приспособление является универсальным есть и ряд негативных моментов: искажение изображения и в зависимости от модели автомобиля могут закрывать окно не полностью, в связи с этим устанавливать такие экраны на лобовое стекло не рекомендуется;
- По типу жалюзи созданы пластиковые шторки. Легко поднимаются и опускаются, но, как и в случае с экраном, закрывают стекло не полностью, к тому же их установка нарушает целостность автомобиля;
- Тканевые шторки, по принципу работы ничем не отличаются от обычных домашних. В отличие от предыдущих вариантов, способны полностью закрывать стеклянную поверхность, однако в большинстве случаев нарушают обзор для водителя;
- Каркасные сетки на магнитах, обладают хорошим уровнем светопропускания и изготавливаются индивидуально под модель машины.
Преимущества наличия затемняющей сетки или шторок на окнах транспортного средства:
- защита от проникновения насекомых в салон автомобиля;
- дополнительная мера защита против вскрытия и угона машины;
- защита от солнечных лучей.
Использование сетки на окнах автомобиля регламентируется законом «О безопасности колесных транспортных средств» ТР ТС 018/2011. На основании п.4.3 требования к обеспечению обзорности светопропускания ветрового стекла и стекол, обеспечивающих передний вид, для водителя транспортного средства, должно составлять не менее 70%.
Согласно этому пункту сетка на окнах автомобиля вместо тонировки может использоваться во время эксплуатации только в случае соблюдения нормативов.
Ситуации, при которых разрешено использовать сетки на окнах авто:
- Если авто неподвижно и находится на парковке. В данном случае использование затемняющих окна аксессуаров не представляет опасности для участников дорожного движения, следовательно, не является правонарушением;
- Соблюден допустимый уровень светопроникновения (20-30%), например, прозрачная антимоскитная сетка, которая убережет автолюбителя и его пассажиров от насекомых, не выходя за рамки закона;
- Сетки и автошторки закрыты при движении автомобиля, только на заднем или задних боковых стеклах. Расположение затемняющих средств на данных позициях не регламентируется законом.
Могут ли изъять шторки?
Да. На практике при выписывании постановления со штрафом за предмет, ограничивающий обзорность, сотрудник ГИБДД может изъять шторки как вещественное доказательство. Но это незаконно.
Согласно Административному регламенту МВД, введённому Приказом №664, его пункту 213:
Но законодательство содержит конкретный перечень возможных для изъятия предметов, и шторки туда не входят. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать следующий пункт регламента – 214:
А за шторки на окнах применяется часть 1 статьи 12.5 КоАП. Фактически, нарушение заключается в управлении автомобилем со шторками. И орудия совершения нарушения здесь нет. Иначе сам автомобиль, на котором, к примеру, водитель превысил скорость, можно было бы изъять, ведь по логике и он является в этом случае орудием правонарушения!
Тем не менее, шторки при выявлении на практике нередко изымают. Речь здесь идёт не о конфискации, а именно об изъятии, а в результате последнего предмет совершения обязаны вернуть после окончания административного дела – вынесения постановления.
Могут ли конфисковать?
Нет. Конфисковывать шторки, если водитель привлекается по части 1 статьи 12.5 Кодекса, незаконно.
Конфискация как административная мера применяется по отдельным правонарушениям, их список чётко прописан в соответствующих статьях КоАП. К примеру, подлежат конфискации орудия незаконного рыболовства и охоты. Но шторки закон 2022 года прямо не предусматривает безвозвратно забирать у водителя в рамках всего лишь постановления по ч.1 ст. 12.5 КоАП.
Шторки на окнах ТС: можно или нет согласно ПДД?
Первое, что нужно уяснить: шторки могут быть разными. Их большое количество видов. Водитель выбирает их с учетом своих предпочтений и потребностей.
Но в РФ популярны больше два типа:
- каркасные шторы, которые имеют специальное крепление и основание;
- бескаркасные шторы. Чем-то напоминают шторы домашнего типа.
И здесь главный вопрос: какой вид штор допустим для использования, а какой нет?
Законодательно можно использовать только бескаркасные виды штор. И попробуем объяснить почему. Согласно ПДД любое использование средств и предметов, которые ограничивают или мешают полному обзору со стороны водителя, находится под запретом. Это касается и штор, и тонирования, и других предметов. Поэтому вполне логично, что шторы могут мешать водителю. Но вот только бескаркасные шторы мешают в положении, когда они зашторены. Их легко можно открыть и тогда обзор будет 100%. Провести такие манипуляции с каркасными видами штор невозможно.
Вывод: в машине нельзя использовать каркасные шторы.
Но и здесь есть интересный момент: в ПДД говорится о неких ограничений в момент эксплуатации машины. Что это значит? Далее об этом.
Можно ли использовать каркасные шторки по ПДД?
Можно, но только не на передних стёклах, иначе будет штраф. И вот что говорит законодательство в отношении обсуждаемого нами вопроса!
- запрещено ставить любые предметы или покрытия, которые ограничивают обзорность с места водителя – причём, зоной такой обзорности на практике считается передняя полусфера: лобовое и боковые передние стёкла,
- однако, можно устанавливать конкретно каркасные шторки на задние окна при условии, что ваш автомобиль оборудован обоими боковыми зеркалами.
Что касается формулировки обзорности, приведённой нами выше – о том, что её обеспечивают именно лобовое и боковые окна спереди, то подтверждение этому содержится также в Техрегламенте в самом начале документа – общие положения, определение обзорности.
Устанавливать и ездить – разные вещи
Обратите внимание, что указанный выше регламент устанавливает обязанности по комплектности транспортных средств при выпуске их в обращение на дороги нашей страны, и напрямую обязанности водителям не предписывает. А потому в КоАП нет конкретного штрафа за нарушение водителем положений Техрегламента
ПДД же предписывают обязанности для эксплуатации транспортных средств. Таким образом, с каркасными шторками ездить запрещено.
Однако, если ваша машина стоит, и шторки вы используете исключительно для того, чтобы, к примеру, защитить салон от солнечных лучей, либо спящего ребёнка от яркого света, то в этом случае использование каркасных шторок разрешается, и штрафа за это по закону в 2022 году не может быть.
Когда шторки на передних стеклах разрешены, а когда запрещены?
Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию автомобиля, на который:
«Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя». (п.7.3 Приложения «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортный средств» ПДД)
К таким предметам относятся:
Тонировочное покрытие и пр.
При этом на задних стеклах Правила разрешают использовать занавески, сетки, а также жалюзи. Светопропускание задних стекол может быть любым, если ТС оснащено двумя исправными зеркалами заднего вида.
«Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида».
На передних стеклах светопропускание должно соответствовать нормам ГОСТа, то есть быть не менее 70%. Шторки, каркасные сетки на окнах автомобиля вместо тонировки, установленные на передних стеклах, не должны ограничивать видимость водителя и обладать светопропусканием не менее 70%. В противном случае движение на таком ТС запрещено.
«Светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%». (п.4.3. ГОСТ 32565-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия)
Таким образом, шторки на передних стеклах разрешены, если:
они обладают светопропусканием не менее 70%;
при движении занавески сложены и не выступают за края стоек дверей;
автомобиль находится на стоянке.
Какая тонировка разрешена по ГОСТу?
«Привычка – вторая натура», – гласит народная мудрость, и в случае с тонировкой это находит очередное подтверждение. Именно по привычке часто в разговорной речи используют слово «ГОСТ», говоря о документе, регламентирующим эти нормы. Однако уже несколько лет, как правила в этой сфере устанавливает норматив иного типа.
На текущий момент документом, в котором определяется возможность тонировки автостекол, является Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», а более точно – Приложение №8 к нему, носящее наименование «Требование к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации», раздел 4 которого, называется «Требование к обеспечению обзорности» (далее, Требования), и содержит необходимые нам параметры.
При этом есть и действующий ГОСТ 32565-2013, подтверждающий те же нормы, однако только в рамках стекол переднего обзора (70%, вне зависимости от типа стекла – закаленное или многослойное). Более того, этот документ устанавливает нормы проведения проверок, поэтому мы к нему еще вернемся далее.
Какую же тонировку допускают Требования? Рассмотрим по выбранным выше категориям:
Категория остекления | Нормы тонировки |
---|---|
Заднее стекло | При наличии боковых зеркал – без ограничений (за исключением зеркальной тонировки – она запрещена). |
Боковые задние окна | |
Боковые передние | Светопропускная способность не менее 70%, а в случае использования бронирования а/м – не менее 60%. |
Лобовое (ветровое) стекло, за исключением его нижеуказанной части | |
Верхняя полоса на лобовом стекле (темная, цветная, атермальная и пр.) | Для легкового транспорта – не более 14 см (140 мм), для некоторых типов крупнотоннажного транспорта допускается ширина полосы до верхнего края рабочей зоны стеклоочистителей. |
Допустимые нормы тонировки стекол по ГОСТу
История с законодательными актами, на основе которых представители ГИБДД выносят решения о допустимости тонировки и штрафах за их нарушения, загадочна и удивительна. Вплоть до настоящего времени в Приложении к Правилам дорожного движения упоминается ГОСТ 5727-88 «Стекло безопасное для наземного транспорта» (ПДД, Приложение к Основным Положениям, п.7.3). В п. 2.2.4 записано, что «…светопропускание ветровых стекол автотранспорта и трамваев должно быть не менее 75%, прочих стекол – не менее 70%».
И хотя по всем официальным источникам действие этого стандарта (продержавшегося с 1988 до 1 января 2015 года) утратило силу, на практике инспекторы ГИБДД за неимением ссылки в ПДД на другой документ руководствуются именно такими цифрами. В чём же здесь причина несоответствий и возникающих на этой почве разногласий?
Даже у нового автомобильного прозрачного стекла светопропускание в идеальном варианте составляет не более 90% (а фактически не превышает 85–87%). Лучшие атермальные тонировочные плёнки дают не более 80–82% светопропускной способности. Таким образом, итоговое светопропускание в лучшем случае составит 70–72%, и никак не дотягивает до 75%, регламентированных ГОСТом 5727-88.
В то же время атермальная тонировка стёкол (в том числе и лобовых с показателем светопропускной способности менее 75%) стала активно использоваться производителями автомобилей и массово запрещать эксплуатацию новых машин по этому признаку в Правительстве, видимо, не решились. А чтобы снять возникшую проблему, с 01.01.2015 г. был введен в действие новый ГОСТ 32565-2013, в котором установлено единое пороговое значение светопропускной способности – 70% (п. 5.1.2.5).
Мало того, этот же порог указан в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (Приложение 8, п.4.3), введенном в действие и обязательном к применению также с 01.01.2015. При этом не допускается зеркальная тонировка, а ограничений на тонировку задних стёкол не накладывается.
Таким образом, возникло противоречие между нормативами светопропускной способности, указанными в ПДД (ссылкой на отмененный ГОСТ) и новыми нормативами. Правда, Верховный суд России при рассмотрении дела № АКПИ15-382 от 2 июля 2015 года (посвященного рассмотрению именно этих нюансов) установил, что Главным управлением ГИБДД было разослано соответствующее пояснение главным инспекторам субъектов РФ (письмо № 13/7-4126 от 22 июня 2015 г).
Но в этом письме, содержалась фраза о том, что старый ГОСТ отменяется «в части, разрешающей применять тонированные стёкла». Впоследствии именно эта фраза и сыграла злую шутку с истцами в судебных разбирательствах по штрафам за тонировку.
Шторки на стёклах авто – что говорят ПДД?
Итак, для ответа на этот вопрос нам необходимо понимать, какие бывают шторки. А бывают они следующих основных двух видов:
- бескаркасные (выглядят как шторы на окнах дома),
- каркасные.
На самом деле, типов шторок гораздо больше, но мы рассмотрим с точки зрения ПДД только эти два, остальные виды можно отнести к каркасным по их законности.
Так как шторки устанавливаются на окна машины, то нам нужно заглянуть конкретно в перечень неисправностей, которые регулируют техническую составляющую автомобиля и дополнительные компоненты. Конкретно нам нужен пункт 7.3 Перечня неисправностей, при которых запрещена эксплуатация ТС:
Как видим, ПДД 2020 года запрещают любые предметы и покрытия на стёклах, но только при условии, когда те ограничивают обзорность и только с места водителя.
То есть ответ на вопрос, запрещены ли шторки на стёклах по ПДД, зависит от того, ограничивают ли хоть как-то они обзор для водителя.
- каркасные шторки, когда они установлены на окнах, во всех случаях ограничивают обзорность, поэтому они по ПДД запрещены,
- бескаркасные шторки ограничивают, только когда зашторены, а вот если они собранные, то на 2020 год разрешены.
Важная тонкость здесь заключается в том, что запрет пункта 7.3 распространяется именно на эксплуатацию транспортного средства, так как пункт этот из списка неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатировать машину. И под эксплуатацией здесь следует понимать именно управление. Если автомобиль стоит со шторками, то штраф не придётся платить.
И, собственно, о штрафе…
Законно ли изъятие автошторок?
Изъятие шторок – распространенная для представителей ГИБДД процедура. Но от этого она не становится законной.
Согласно пункту 213 Административного регламента МВД, предметы, явившиеся орудием совершения правонарушения, действительно могут изыматься. Но уже в следующем пункте этого документа приводится список того, что может быть изъято – спецсигналы и не соответствующие стандарту световые приборы.
Кроме того, шторки не могут быть просто конфискованы – инспектор обязан составить протокол досмотра и привлечь понятых, а также оформить дополнительный протокол изъятия орудия правонарушения. На основании этих документов автомобилист может обжаловать постановление и вернуть вещи, принадлежащие ему. Как на уровне отделения ГИБДД, так и суда действия инспектора по конфискации будут признаны незаконными, и его обяжут вернуть предмет.
Таким образом, представители Госавтоинспекции вправе лишь требовать снятия шторок – то есть устранения причины, запрещающей эксплуатацию ТС.
Можно ли ставить шторки Трокот в 2022 году?
Да. Это законно. Но не следует путать тёплое с мягким! Всё очень просто – нигде в действующем актуальном законодательстве вы не найдёте непосредственно запрета конкретно установки шторок, равно как и любых других предметов на окна автомобиля. Да хоть заколотите их фанерой!
Но здесь нужно понимать, что законодательство о безопасности дорожного движения настолько строгое не потому, что законодатели просто этого захотели (хотя, не исключено, что и поэтому тоже). Автомобиль – источник повышенной опасности, так как весит он много, и его сложно остановить
Так вот, все эти требования и ограничения для повышения безопасности дорожного движения почти всегда сконцентрированы на одном важном условии запретов – только при движении транспортного средства
То же касается и шторок – не нужно путать возможность их установки на машину и возможность управлять автомобилем с ними.