Пищевая промышленность
Важнейшая отрасль отечественной промышленности, специализирующаяся на производстве пищевых продуктов, полуфабрикатов, табака, алкогольных и безалкогольных напитков.
Включает в себя свыше 30 подотраслей, важнейшими из которых являются мясо-молочная, рыбная, мукомольная, пищевкусовая. Ведущие предприятия расположены в крупных городах страны и базовых центрах сельскохозяйственного производства.
Российский пищепром, в целом, ориентирован на внутреннего потребителя. По своему качеству продукция отечественной пищевой промышленности успешно конкурирует с импортом, а в ряде сегментов превосходит продукты, поставляемые из-за рубежа.
Крупнейшие компании пищевой промышленности:
- Петербургский мельничный комбинат;
- Останкинский мясокомбинат;
- Концерн «Объединенные кондитеры»;
- АО «Московский завод «Кристалл»;
- ОАО «Павловский молочный завод»;
- АО «Вимм-Билль-Данн».
«Вахш», превратившийся в «Хатлон»
Команда «Вахш» всегда славилась своей школой. В бытность СССР она обеспечивала квалифицированными игроками главную команду республики — «Памир».
Получив полную самостоятельность, «Вахш» начал набирать обороты с середины 90-х годов. Он выступал в буферной зоне второй лиги СССР.
Свою первую медаль – бронзу на национальном уровне, хатлонцы выиграли еще в первом чемпионате в 1992 году. Все последующие годы «Вахш» удостаивался бронзовых наград. Но в сезоне 1997 года курган-тюбинская команда впервые выиграла чемпионское звание.
Следующее чемпионство досталось им спустя восемь долгих лет — в 2005 году, а третья победа была одержана в сезоне 2009 года. В медальной копилке «Вахша» есть еще одно серебро, завоеванное в 2004 году, и четыре бронзовые награды, полученные до 2010 года.
После этого для «Вахша» наступил сложный в финансовом плане, период и отпуская своих лучших воспитанников в другие, более благополучные клубы, команда превратилась в крепкого середняка. В последние годы клуб переименовался в «Хатлон», название поменял и город, который он представлял – из Курган-Тюбе он превратился в Бохтар.
Ныне «Хатлон» (Бохтар) – законный правопреемник знаменитого «Вахша», но, к сожалению, пока ничего в чемпионате не выиграл.
Крайние новости:
Россия будет готовить для Узбекистана специалистов в области самолётостроения
Узбекистан и Россия обсуждают совместные проекты в сфере самолётостроения, и прежде всего речь идёт о возрождении бывшего Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова, на котором в советское время выпускались самолеты Ил-76, а затем Ил-114-100.
На фото: сотрудники ташкентского филиала ОКБ Антонова (Киев) на территории ТАПОиЧ, 1999 год /
Гендиректор ГК «Ростех» Сергей Чемезов 10 апреля 2021 года в эфире программы «Вести в субботу» с Сергеем Брилёвым на телеканале «Россия 1» рассказал, что госкорпорация рассчитывает на сотрудничество с ташкентским авиазаводом в случае его восстановления.
13 апреля министр промышленности и торговли Денис Мантуров также в эфире телеканала «Россия 1» сообщил, что в России уже готовится специальная программа обучения студентов из Узбекистана по направлению самолётостроения – около 100 человек бакалавриата ежегодно.
В декабре 2020 года в ходе визита в Узбекистан главы Минпромторга о своём желании возродить ТАПОиЧ заявилпрезидент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
Сайт «Авиация России» отметил тогда, что главным для восстановления самолётостроения в Ташкенте является необходимость начать подготовку квалифицированных рабочих, конструкторов и инженеров.
Московский авиационный институт и Ташкентский государственный транспортный университет (ТГТрУ) с 2021 года запускают совместную программу бакалавриата по направлению «Авиастроение», сообщили в МАИ.
Программа будет реализовываться институтом №1 «Авиационная техника» МАИ и факультетом «Авиационное транспортное машиностроение» ТГТрУ. По окончании программы выпускники получат дипломы двух ведущих университетов России и Узбекистана.
Подготовка по программе будет вестись по принципу 2+2: два года студентам предстоит учиться в МАИ и столько же – в ТГТрУ. Итоговая аттестация будет проводиться в МАИ.
Приём документов на обучение уже начался и продлится до 19 августа. Зачисление происходит на основании результатов вступительных экзаменов по математике и физике.
Продукция[]
В 2012 году на заводе производили следующие модели автобусов и троллейбусов:
- автобус малого класса БАЗ 2215 «Дельфин» (маршрутка).
- автобусы БАЗ А079.13 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.31 «Эталон» (Евро-3) — пригородные модификации автобуса А079 (Фото);
- автобусы БАЗ А079.13Ш «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.31Ш «Эталон» (Евро-3) — школьные модификации автобуса А079 (Фото (недоступная ссылка));
- автобусы БАЗ А079.14 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.32 «Эталон» (Евро-3) — городские модификации автобуса А079 (Фото);
- автобусы БАЗ А079.17 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.27 «Эталон» (Евро-3) — междугородние модификации автобуса А079 (Фото);
- автобусы БАЗ А079.19 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.29 «Эталон» (Евро-3) — междугородние модификации автобуса А079 (Фото);
- автобусы БАЗ А079.23 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.33 «Эталон» (Евро-3) — туристические модификации автобуса А079 (Фото);
- автобусы БАЗ А079.24 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.34 «Эталон» (Евро-3) — туристические модификации автобуса А079 (Фото);
- автобусы БАЗ А079.24Ш «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.34Ш «Эталон» (Евро-3) — удлиненные школьные модификации автобуса А079) (Фото);
- автобусы БАЗ А079.25 «Эталон» (Евро-2) и БАЗ А079.35 «Эталон» (Евро-3) — туристические модификации автобуса А079 повышенного комфорта (Фото);
- автобусы БАЗ А079.25 «Эталон» Люкс (Евро-2) и БАЗ А079.35 «Эталон» Люкс (Евро-3) — туристические модификации автобуса А079 повышенного комфорта (Фото);
- автобусы БАЗ А079.45 «Эталон» (Евро-2) — модификация автобуса А079 с местом для пассажира с ограниченной подвижностью;
- автобус БАЗ А079.45Ш «Эталон» (Евро-2) — школьная модификация автобуса А079 с местом для пассажира с ограниченной подвижностью;
- автобус БАЗ А08110, городская модификация;
- автобус БАЗ А08120, междугородняя модификация;
- автобус ЧАЗ А083, туристическая (междугородняя) модификация;
- автобус ЧАЗ А074, городская модификация;
- троллейбус БКМ—ЧАЗ 321.
Ранее выпускались:
автобус малого класса БАЗ 3215 «Дельфин Макси» (выпущено 2 экземпляра) (маршрутка).
«Спецтехотдел» во главе с Андреем Туполевым
В 1938 году была создана ещё одна авиационная шарашка, названная поначалу «Спецтехотделом». Позднее её по традиции переименовали в ЦКБ под номером 29. В неё также попали «вредители» и «контрреволюционеры» — авиаконструкторы и инженеры, осужденные по 58 статье УК РСФСР. Многие, например, Андрей Николаевич Туполев, попали в шарагу из-за доноса своих коллег, позавидовавших их успехам. Впрочем, и в стенах закрытого конструкторского бюро они тоже смогли добиться больших успехов. Даже несмотря на не слишком комфортные условия проживания.
Андрей Николаевич Туполев
Поначалу ЦКБ-29 располагалось на территории трудовой колонии для беспризорных в Болшево. Там инженеры, разделённые на четыре бригады, жили в спальном бараке под круглосуточным надзором охранников. Питались они в другом бараке, а все чертежи выполняли в рабочем бараке. Позднее все бригады учёных переехали в здание КОСОС в Москве.
Примерно в это же время к учёным авиационной шарашки добавились новые. Так, среди них оказался конструктор Сергей Павлович Королёв, переведённый в ЦКБ-29 из лагеря, и конструкторы Неман, Чижевский, Егер и другие. Попал в эту шарашку и выдающийся авиаконструктор Роберто Орос Ди Бартини. Вместе с заключёнными в шараге бок о бок работали и вольнонаёмные учёные. Руководство закрытого конструкторского бюро неустанно напоминало «свободным», что работают они с вредителями, не достойными никакого уважения. Вольнонаёмным следовало сохранять бдительность и доносить в случае подозрения на сговор. Однако вопреки всему отношения в коллективе складывались тёплые и дружеские. Учёные нередко оставляли своим коллегам, оказавшимся в ЦКБ-29, конфеты, папиросы и другие приятные вещи. Всё это скрашивало трудовые будни авиаконструкторов в шарашке.
Жили учёные и инженеры прямо в здании КОСОС. Там для них на верхних этажах выделили отдельные помещения, переоборудованные в спальные комнаты и кабинеты для работы. В спальнях жили не по одному, а по четыре человека. В распоряжении заключённых была большая библиотека, к тому же, они могли получать газеты и журналы. Каждый день жители шарашки прогуливались по крыше здания. Раз в неделю они виделись со своими родными. Разрешалось им и принимать передачки, разумеется, после досмотра. Стоит отметить, что питались учёные в ЦКБ-29 даже лучше, чем советские граждане, бывшие на свободе. Меню в тюремном КБ можно было сравнить с ресторанным. Примечательно, что и питание, и даже дорогие папиросы предоставлялись учёным бесплатно. К тому же, они получали зарплату, но её сразу пересылали родственникам. Руководство московского КБ тюремного типа понимало, что для нормальной работы учёные зеки должны быть уверены, что с их близкими всё в порядке. И, надо сказать, это дало свои плоды.
«Памир» – первый чемпион
С распадом СССР прекратили свое существование общесоюзный чемпионат и чемпионат Таджикской ССР, когда более 20 команд боролись за титул чемпионов.
В 1992 году был организован первый в истории независимого Таджикистана чемпионат по футболу. Из числа лучших команд сформировали высшую лигу и, несмотря на сложную политическую обстановку в республике, команды начали соревнования.
В первый год для фаворита футбола «Памира» не нашлось достойного конкурента, хотя команда потеряла более половины игроков, которые уехали из страны насовсем в связи с началом гражданской войны. Потеряв и главного спонсора в лице Коммунистической партии, которая так сильно поддерживала игроков, «Памир» еще на протяжении трех лет держался в футбольной орбите. Выиграв серебряные медали в последующие два сезона, «Памир» еще раз оказался на вершине в 1995 году. Это было второе и последнее золото команды.
А в следующем сезоне, в 1996 году, из-за отсутствия финансов легендарная команда Таджикистана прекратила свое существование. Несмотря на ожидания болельщиков, команда так и не возродилась, оставив яркий след в истории таджикского футбола.
Достаточно вспомнить, как в советское время цвет таджикского футбола, собранный в команде «Памир», достойно представлял не только Таджикистан, но и весь регион Центральной Азии в высшей лиге Союза.
«Одна из первых акций Хаттаба»
— Есть две версии, почему начался бой на 12-й заставе. Одна — возмездие моджахедов. Другая — прорыв. Что это было на самом деле?
— Акция возмездия подразумевает наказание людей, которые причинили вред государству или сделали что-то плохое. Мы на Афганистан не нападали. Во-первых, мы спокойно сидели у себя, пусть уже и в развалившемся Советском Союзе, но всё-таки в нашем государстве. Во-вторых, в Таджикистане шла гражданская война. Третье — нападали регулярные части афганской армии, 55-й дивизии Кази Кабира.
— Цель этих акций — заставить вас уйти оттуда?
— Да. 1993-й — год, когда стало понятно, что Советский Союз окончательно развалился, все республики были уже самостоятельные, и все пытались утвердиться. В Таджикистане шла гражданская война, война за власть.
Естественно, погранвойска мешали тогда не только укрепиться оппозиционерам, салафитам, которые хотели прийти к власти вместо Рахмонова, но и сдерживали транзитный поток наркотиков через Таджикистан в Россию и дальше на Запад. Когда не удавалось пройти наших пограничников, делались такие выпады, чтобы вынудить российское государство принять решение о выводе войск. Это был государственный терроризм, по большому счёту.
— Можно ли считать, что для нас это была вторая афганская война?
— Нет. Я думаю, это совсем другое. Мы были там так же, как сейчас в Сирии: по просьбе и по соглашению с правительством Таджикистана, защищали границы, внешние границы СНГ. Это не было ни в коей мере продолжением тех событий. Это всё-таки в большей степени гражданская война, борьба за то, кто придёт к власти: кулябский Рахмонов или оппозиция. И борьба за продолжение наркотрафика, который потом там и образовался, и по сегодняшний момент действует — с ещё большим размахом.
— Зачем нам это было нужно? Это было миротворчество? Мы имели какие-то обязательства перед Рахмоновым? Или это была попытка защитить русских?
Для нас, как бы это высоко ни звучало, это всё-таки была охрана внешних рубежей. Потому что на тот момент внутренние границы со странами бывшего Союза ещё не были обустроены. И говорить в такой ситуации об их полноценной охране пока было нельзя. Поэтому основная наша задача стояла — сдержать натиск извне.
Всё, что потом мы получили в Чечне, — это результаты того противостояния в какой-то степени. Не получилось там — перекинулись в Чечню. Тот же Хаттаб. Наша застава — это его первая пробная акция против российских войск.
— То есть Хаттаб командовал одной из групп, напавших на заставу?
— По крайней мере, из тех документов, которые были собраны нашей разведкой (и я их читал), это одна из первых самостоятельных акций Хаттаба.
Добыча природных ресурсов
Добыча полезных ископаемых является важнейшей отраслью российской промышленности, обеспечивающей значительную часть ВВП страны. Россия считается одним из мировых лидеров в добыче и экспорте нефти и природного газа. Она обладает значительными объемами минеральных ресурсов, таких как нефть, газ, каменный уголь, металлические и неметаллические руды, алмазы. Объем добавленной стоимости в данном сегменте промышленности превышает 3,5 трлн рублей.
Крупнейшие нефтегазовые месторождения России расположены на Западно-Сибирской равнине и полуострове Ямал. Металлические руды сосредоточены на Урале, в Западной Сибири и в районе Курской магнитной аномалии. Угольные бассейны страны – Кузбасс, Воркута, Эльгинское месторождение в Якутии и Элегестское в Республике Тыва.
Ведущими компаниями добывающей отрасли являются:
- ПАО «Сургутнефтегаз»;
- ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»;
- ПАО «Татнефть» имени В. Д. Шашина;
- АО «Самотлорнефтегаз»;
- АО «Ванкорнефть».
«Россия во мгле»: страна после Гражданской войны
Название книги английского фантаста Герберта Уэллса очень точно описывало положение России, обескровленной Первой мировой и Гражданской войнами. Хозяйственная жизнь страны фактически прекратилась — крупные промышленные предприятия встали, иностранные капиталисты покинули страну, а сельское хозяйство оказалось разорено бесконечными военными действиями. По многим отраслям промышленности (например, добыче меди) производство упало до нуля. Остальные просели в несколько раз — рабочие массово покидали предприятия, уходили в деревню и искали пропитание там.
Разрушенная в годы Гражданской войны железная дорога в Сибири. (periskop.su)
Большевистское руководство ещё в 1918 году понимало, в каком положении находится экономика, и осознавало необходимость привлечения денежных средств из-за рубежа. В первой половине года новые хозяева России предпринимали попытки договориться с западными деловыми и политическими кругами о предоставлении кредитов и специалистов для восстановления промышленности. Летом в Москве даже побывала британская делегация во главе с Уильямом Кларком, чтобы обсудить возможные пути сотрудничества, однако начавшаяся интервенция стран Антанты помешала этим планам.
Несмотря на обвинения в адрес западных капиталистических стран в попытках «задушить революцию», по всей видимости, часть большевиков не теряла интереса к возможному возобновлению переговоров. Тем более, что даже в годы Гражданской войны Москва рассмотрела одно такое предложение, поступившее из Норвегии и касавшееся соединения Оби и Балтийской железной дороги. В 1920 году авторитетный партийный деятель Леонид Красин, возглавлявший советскую делегацию на переговорах с правительством Великобритании в Лондоне и способствовавший созданию там акционерного общества АРКОС для налаживания торговли между странами, поделился своими взглядами на экономическую политику страны в «Тезисах о концессиях», где отстаивал необходимость привлечения иностранных капиталов в СССР. Эти идеи спустя год реализовались в провозглашённой 14 марта 1921-го Новой экономической политике.
Дом АО АРКОС в Москве, построен в 1928 году. (Wikimedia Commons)
Западные партнёры: иностранные предприниматели в СССР
Успешному осуществлению концессионной политики способствовала международная обстановка и действия советской дипломатии — большое количество предложений было направлено большевикам после Генуэзской конференции, на которой Москва начала выходить из международной изоляции, в том числе благодаря подписанию Рапалльского договора с Веймарской Германией. В 1922 году в Россию поступили сотни предложений от иностранных предпринимателей о приобретении концессий, которые, согласно планам большевиков, касались в основном деревообрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых.
Советская и немецкая делегации в Рапалло в 1922 году. (Wikimedia Commons)
Именно Германия оказалась главным торговым партнёром и источником концессий для Советской России в 1920-е гг. — около трети всех предложений шло именно оттуда. Самым известным немецким предприятием стала сельскохозяйственная концессия «Маныч», контролировавшаяся концерном «Ф. Крупп» и существовавшая в Донской области до середины 1930-х гг. Помимо этого, с помощью концессий большевики планировали восстановить на своей территории военную промышленность, в том числе ту, которая касалась боевых отравляющих веществ, — в 1923 году стороны организовали смешанное акционерное общество «Берсоль» и в Самарской области на основе уже существовавшего завода приступили к реализации планов.
Помимо немцев, военные круги которых после поражения в Первой мировой войне преследовали собственные профессиональные интересы, выделяли деньги и вели бизнес в России и представители других стран, совершенно не заинтересованные в оружии или боеприпасах. Например, одним из крупнейших западных бизнесменов, промышлявших в Советской России, стал Арманд Хаммер, чьи активы присутствовали в большом количестве предприятий. Американец владел концессиями на уральских Алапаевских рудниках, ему же принадлежал завод по производству письменных принадлежностей. Ленин лично был заинтересован в поддержке молодого бизнесмена, и даже после отъезда из СССР в 1930 году Хаммер оставался «агентом влияния» большевиков в США.
Американский рабочий в Советской России. (kommersant.ru)
Англичане также участвовали в разработках полезных ископаемых на территории СССР. Например, печально известные в царскую эпоху Ленские рудники — фирма «Лена-Голдфилдс» фактически с нуля возродила там работу и привезла квалифицированных инженеров. По условиям соглашения, если добыча золота падала ниже определённого уровня, концессия прекращала своё существование, а оборудование переходило в собственность государства. Это и произошло спустя несколько лет.
В Советский Союз приезжали не только бизнесмены и предприниматели — возрождение промышленности привлекало многих сочувствующих западных рабочих и инженеров, которые приезжали в Россию в частном порядке. Их желанию помочь большевикам способствовали также и хорошие зарплаты. Много иммигрантов прибыло из США и Канады — к 1925-му году около 20 тыс. выходцев из этих стран проживало в СССР.
Недолгий свет «Ситоры»
В начале 90-х годов в Душанбе была основана молодая команда «Ситора», которая неожиданно для всех, сумела перехватить пальму первенства у «Памира». Это было в двух сезонах — 1993-1994 годов, когда «Ситора» стала чемпионом два раза подряд. На самом деле, в то время этой команде не было равных в Таджикистане.
В 1995 году «Ситора» в жесткой конкуренции со своим именитым земляком — «Памиром», завершила сезон, получив второе место. Однако «Звезда» (именно так переводится «Ситора» на русский язык) светила недолго — команда «забуксовала» в 1996 году, когда из-за финансовых неурядиц, руководство не смогло заплатить деньги игрокам, и на пустых обещаниях футболисты все-таки доиграли сезон на мажорной ноте, завоевав бронзовую медаль.
Но после чемпионата, так и не расплатившись с долгами, команда расформировалась, а лучшие игроки перебрались в другие команды. Больше никто не вспомнил о «Ситоре». Жаль, что не было сделано ни одной попытки возродить прекрасную команду в дальнейшем.
«Я не всегда верю людям, которые начинают рассказывать, как что-то повлияло на них коренным образом»
— Отставки в руководстве после тех событий — командующего Погранвойсками РФ Владимира Шляхтина и министра безопасности Виктора Баранникова — что они значили? То, что можно было избежать этих потерь, что была признана их ошибка?
— Трудно сказать, ошибка это была, не ошибка. Тут скорее совокупность всех факторов, которые сыграли тогда злополучную роль. Была выгородка вокруг заставы, но она не работала, и басмачи об этом знали. С учётом радиоперехвата была информация, что идёт нападение на 10-ю или на 11-ю заставы. Поэтому резерв изначально выдвинулся туда. Когда уже поняли, что это ошибка, и попытались связаться с нами, проводная связь была обрезана.
Сыграл свою роль и фактор удалённости: ближайшая к нам 13-я застава — в 25 км. 11-я застава вроде бы рядом, но там 42 км и двое суток пути по горам. И накануне этих событий приходили боевики, встречались с разведчиками. Уверили, что они будут защищать нас от ваххабитов. Кто-то поверил, кто-то нет.
— Где похоронены погибшие? На месте, где была застава, сейчас есть памятник.
— Все похоронены по месту жительства. А на том месте поставили памятник в соответствии с приказом министра безопасности о присвоении заставе почётного наименования «25 героев».
Владимир Петров / YoTube
— Как ваша судьба сложилась после того боя?
— Не знаю, как ответить. Я продолжил служить. Служу до сих пор, до недавнего времени — в органах госбезопасности. Сказать, как бой повлиял? Наверное, любой из нас хотел бы, чтобы такого не повторилось. Для меня это нерадостное событие.
— Вам в бою пришлось взять на себя ответственность за большое количество людей. Вы стали иначе смотреть на какие-то вещи?
— Мне тогда было 24 года. Вы знаете, мне очень повезло с родителями. Мне было бы тяжело быть другим по характеру, потому что мама была учителем в той же школе, в которой я учился. И ей сразу рассказывали про все мои проказы.
Я не всегда верю людям, которые начинают рассказывать, как что-то повлияло на них коренным образом, сломало. Я считаю таких людей слабохарактерными. Конечно, это событие как-то повлияло на меня, оно не могло пройти бесследно. Но я же закончил военное училище, и нас всех готовили к службе.
Я морально готовился к тому, что может быть такая ситуация, когда или будем убивать мы, или будут убивать нас. Внутри, конечно, что-то остаётся. Но чтобы кардинально что-то изменилось — нет. Каким был, таким и остался.
— Вы остались там же, в Таджикистане, или вас сразу перевели на другое место службы?
— Я очень хотел остаться, но в силу семейных обстоятельств не смог: мама и папа — инвалиды I группы. Поэтому я перевёлся в территориальные органы безопасности. Отучился в Нижнем Новгороде, в нашем специальном заведении. Потом дальше так и служил.
«Чадов уверяет, что играл меня»
— По этим событиям снят фильм «Тихая застава». Что вы думаете о нём?
— С режиссёром фильма Сергеем Маховиковым мы дружим. По большому счёту, с негласного благословения он его и снимал. Когда его собирались снимать другие люди и я увидел сценарий, то категорически отказался в нём участвовать. Сергей переписал его по тем событиям. И этот фильм не только про 12-ю заставу. В канву сценария вплели реальные исторические факты, но Сергей объединил их в одну историю. В фильме сошлись три разных случая. Но в целом вся работа сделана исторически очень правильно.
Кадр из фильма «Тихая застава». Режиссёр Сергей Маховиков YoTube
Актёр Андрей Чадов уверяет, что играл меня. Но он даже внешне чем-то похож на начальника заставы, на Михаила Майбороду. И я ему сказал: «Конечно, ты его играл, с той харизмой, которая была у него».
Есть ещё сериал «Застава», там тоже есть эпизод об этом бое. Из их съёмочной группы я ни с кем не общался. Но там очень много таких интересных фактов, которые даже для меня были шоком, потому что о них никто не мог знать, кроме меня и Михаила Майбороды.
— Хотела бы уточнить про параллельные истории. То есть события, которые показаны в фильме, — реальные. Но в жизни они не были связаны в один узел?
— Да, они происходили в разных местах и в разное время существовали независимо друг от друга. Но, действительно, была такая история с женой офицера, которую похитили душманы.
— А Евланов? Мне кажется, что актёр, который играет Сергея Евланова, очень похож на реального героя.
— Был такой замечательный человек, режиссёр Сергей Говорухин. Мы с ним познакомились в 1995-м после его ранения в Чечне, когда ему ампутировали ногу. Он сказал мне тогда очень правильные слова: «Правдивый фильм о войне может быть только документальным».
Но даже документальный фильм — это всё равно вопрос подачи: что показано, какой закадровый текст. Одно и то же событие можно по-разному преподносить и комментировать, показать в разных ракурсах.
Сергею Евланову я обязан жизнью. И я этого не скрываю. Хотя он от этого отнекивается.
— Как сложилась его судьба? Он ведь второй, кто был награждён званием Героя России, из тех, кто остался в живых.
— Сергей Евланов уехал на родину. Сейчас он живёт в Екатеринбурге, возглавляет фонд имени 25 героев 12-й заставы. Работает с детьми, создаёт отряды юных пограничников, работает на наше будущее. Сам занимается спортом, привлекает детей к занятиям боксом, рукопашным боем. У него уже несколько тысяч детей в этом фонде.
Братья Михаил и Иван Майборода на 12-й заставе YoTube
— Вы когда-нибудь собирались вместе — все, кто вышел из боя?
— Нет, только после награждения. На 20-летие человек восемь собралось, в Липецк приезжали. И всё. Потому что очень многие не хотят об этом вспоминать. У некоторых пытались взять интервью или даже просто переговорить с ними о тех событиях, чтобы что-то рассказали, — многие просто наотрез отказываются. Так же, как и Иван Майборода (брат начальника погранзаставы, который находился на её территории и наравне со всеми героически проявил себя в том бою. — RT).
Когда я приезжал к Ваньке, мы садились и он начинал заниматься стратегией, тактикой, как воевать надо, как не надо. И всё время: война, война, война… И он на этой войне так и остался. Она его, к сожалению, всё-таки забрала.
— Почему Михаил тогда взял его к себе на заставу? Он хотел, чтобы младший брат был под присмотром?
— И да и нет. С одной стороны, потому что Ване нужно было идти служить в казахскую армию. И Михаил решил, что лучше он будет служить в российских войсках. Тогда был актуальный вопрос: какой Родине присягать? Второе — чтобы действительно под присмотром. У Вани был сложный характер. Были и вредные привычки. Но на заставе он полноценно нёс службу. И то, что он вышел из того боя, — это, наверное, тоже Божий промысел для родителей: один сын погиб, второй присутствовал при этом и не посрамил фамилию, воевал наравне со всеми. Поэтому оба награждены одинаковыми наградами.
Как создавались «шарашки» в СССР
Само слово «шарашка», или же «шарага», обязано своим появлением заключённым, сидящим в советских тюрьмах и лагерях. Так они называли состоявшуюся группу грабителей или воров. Были в обиходе сидельцев и выражения «шарашкина контора» и «шарашкина фабрика», по сути также означавшие сборище криминальных лиц. Многие филологи считают, что в основе прилагательного «шарашкина» лежит слово «шарань», которым в давние времена называли жуликов и голытьбу. Поэтому шарашкина контора стала синонимом организации обманщиков и жуликов. А в тридцатые годы «шарашка» обрела новое значение. Именно так заключённые стали называть засекреченные конструкторские бюро или научно-исследовательские институты, где работали инженеры и учёные, осуждённые по 58 статье УК РСФСР.
Предпосылки к созданию КБ и НИИ тюремного типа появились в конце двадцатых годов в рамках борьбы с «вредительством». Так, в 1928 году органы ОГПУ сфабриковали огромное количество дел о «вредителях» — техниках и инженерах, якобы совершивших деяния, подорвавшие хозяйственную деятельность Советского Союза. А в феврале 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) выпустило постановление, в котором в неудачах военной промышленности также обвинялись «вредители». Таким образом в советских тюрьмах оказалось множество квалифицированных специалистов из различных областей.
А уже в мае 1930 года был принят циркуляр об «использовании на производствах специалистов, осуждённых за вредительство». В нём говорилось, что использование вредителей необходимо организовать так, чтобы они работали под присмотром и в помещениях органов ОГПУ. Так появились шарашки — научно-технические тюрьмы, называемые ещё особыми техническими бюро или особыми конструкторскими бюро. В них «вредители» работали на благо военного производства. Жилось при этом им несколько лучше, чем в лагерях ГУЛАГа.
Содружество авиаконструкторов
Как-то А. Исайкин, руководитель авиакомпании «Волга-Днепр» (бывший работник ТАПОиЧ, военпред), будучи на международном авиасалоне «Фарнборо» (Англия) сообщил, что по инициативе компании «Волга-Днепр» и английской компании «Карго…» будет организована встреча трех знаменитых создателей самых больших самолетов в мире:
-“Впервые мы собираем одних из самых великих авиаконструкторов всех времен, чтобы узнать, что вдохновляет их на создание своих шедевров и каким они видят будущее воздушных грузоперевозок…».
Он подразумевал Г.В.Новожилова Генерального конструктора самолетов Ил-86, Ил-96, В.И.Толмачева
Главного конструктора самолетов Ан-124, Ан-225 и Джо Саттера, американского Главного конструктора самолета Б-747.
К сожалению, их встреча не состоялась, к этому времени, хотя они прожили до 95 лет, но уже «почили в Бозе» (В.И. Толмачев 12 лет меньше.).
Г.В.Новожилов знал и дружил с Джо Саттером раньше, им удалось найти общий язык на международных встречах по совместному проектированию почти аналогичных самолетов, оба были почти одного возраста, славяне по происхождению (Джо Саттер родом из Словении, деревня Доброво) Единственное их отличие…
Генеральный конструктор ОКБ Ильюшина Генрих Васильевич Новожилов стал близким для нас, конструкторов, только в последние годы своей и, уже, нашей, заводской жизни. За 25 лет работы над уникальными модификациями самолетов Ил-76 и Ил-114 (с 1974 по 2000 годы) сотрудники ОКБ завода и службы Главного конструктора общей численностью в 1000 человек, к сожалению, не видели у себя его и близких его помощников.
Наши разработки модификации самолета Ил-76 вызывали интерес не только в СССР, но и за границей, причем мы не только сопровождали эксплуатацию модифицированных самолетов, но и, дополнительно, делали документацию и ремонт почти всех самолетов фирмы «Ил», изъездили всю страну и, даже, были неоднократно за рубежом.
В последние годы нам, конструкторам завода, выпала честь ближе познакомиться со знаменитым авиаконструктором Г. В. Новожиловым на ТАПОиЧ, последним «патриархом» из деятелей в авиации, которые оставили свой яркий след в жизни интересными творениями в авиации на благо государства (после него в руководстве авиационных ОКБ России заметно идет череда быстротечных руководителей и их задумки, но не творения). В свое время мне посчастливилось встретиться в МАИ с А.С.Яковлевым при проектировании сельскохоз. самолета, пожать руку А.И.Микояну при защите диплома, поработать 15 лет и видеться в ОКБ с О.К.Антоновым, изредка встретиться в командировке с Г.В.Новожиловым в Москве, и, наконец, удалось увидиться с ним у себя, в Ташкенте…