Правила аккредитации
Если запланировано открытие автосервиса с пунктом техосмотра, потребуется получить аккредитацию от государства.
Правила аккредитации станции тех. обслуживания указаны ниже.
1. Наличие сооружений и средств, необходимых для технического диагностирования.
2. Возможность для передачи сведений о результатах проведенного ТО в единую автоматизированную систему.
3. Наличие не менее одного технического эксперта.
Для получения аккредитации необходимо иметь достаточные материально-технические ресурсы и разобраться во множестве нормативных актов. Чтобы запустить такую СТО, потребуется не менее 4-6 месяцев. За это время нужно получить все документы и разрешение от государства (РСА), закупить и монтировать технику, трудоустроить технический персонал, включая дипломированного специалиста, создать систему документирования и передачи данных.
Экспертиза ТС после аварии
Результатом первичной экспертизы будет акт о состоянии автомобиля после ДТП. В нем указывают информацию относительно места и времени осуществления экспертной оценки. Также перечисляют присутствующих при экспертизе участников дорожного происшествия, уточняют информацию об общем состоянии ТС, наличии дефектов, не имеющих отношения к аварии, и присутствии/отсутствии скрытых повреждений. К акту могут быть приложены фото- и видео свидетельства, подтверждающие факты осмотра. Возможно, потребуется вторая экспертиза, если будет зафиксировано наличие скрытых повреждений.
В настоящее время приоритет отдается восстановительному ремонту, а не денежной выплате. Поэтому эксперты перед тем, как рассчитывать стоимость ущерба от ДТП, в первую очередь оценивают:
- насколько деформирована поверхность;
- степень повреждения запчастей в месте удара;
- процент ущерба узлов и агрегатов, требующего полной их замены.
Объем работ по ремонту содержит пятая глава методики. Она большая и довольно запутанная, но обязательна к ознакомлению для всех автовладельцев. Чтобы определить целесообразность ремонта, эксперт руководствуется шестой главой методики.
Ситуация на рынке
На рынке технического обслуживания автомобильного транспорта конкуренция высокая: в регионах страны работает множество одиночных, сетевых сервисов и отдельных мастеров.
Независимые сервисы (одиночные либо сетевые) занимают более половины рынка. На индивидуальные автомастерские (в том числе «гаражного» типа) приходится около четверти емкости рынка. Авторизированные дилерские центры занимают долю порядка 12-15%.
Но существующее предложение не удовлетворяет всего спроса в тех. обслуживании. Российская экономика находится в кризисе, который ведет к снижению доходов граждан. Это побуждает людей экономить и покупать поддержанные авто, которые априори требуют больше ремонта.
Можно ли взыскать разницу с виновника ДТП? Судебная практика
Да. На практике насчитанной страховщиком суммы не хватает на ремонт (особенно у дилера). Поэтому потерпевшие вправе взыскать разницу с того, чьи неосторожные действия на дороге привели к ДТП.
Доказательством этому утверждению служат:
- Постановление Конституционного Суда РФ № 6-П от 10 марта 2017 года, где суд встал на сторону потерпевшего в ДТП водителя, подавшего исковое заявление к виновнику аварии.
Но прежде, чем идти в суд, вам необходимо заказать независимую экспертизу, которая точно установит характер повреждения и сколько денег потребуется на восстановление автомобиля. Причём на основании такой экспертизы можно взыскать выплаты не только с виновника ДТП, но и со страховой – если она насчитала очень мало.
И, конечно, не стоит забывать о досудебной стадии. До того, как подавать иск к причинителю вреда, попробуйте добиться от него добровольной выплаты разницы между суммой страховой и реальным размером ущерба по рыночным ценам. Возможно, виновник ДТП согласится – тогда и суд не нужен.
Пример судебного решения, где истцу удалось взыскать расходы на восстановительный ремонт авто с виновника аварии без полиса ОСАГО. Суд обязал причинителя вреда выплатить истцу затраты на ремонт, экспертизу, госпошлину и почтовые расходы.
Но если виновник ДТП не платёжеспособен, то, даже выиграв дело в суде, у вас возникнут проблемы с получением денег. Зачастую причинитель вреда «гол как сокол» и даже приставы разводят руками.
Перечень оказываемых услуг
Начинающий предприниматель должен решить, какие услуги будет оказывать будущий автосервис. В зависимости от их перечня различают несколько разновидностей СТО:
- Специализированный автомобильный сервис. Работа производится с автомобилями одной марки, модели или страны-производителя. Наиболее удачным такой формат будет в случае, если какая-то из ниш еще не занята в городе. Правда, соответствовать требованиям брендов машин, предъявляемых к официальным представителям, довольно сложно.
- Шиномонтажная мастерская. Не требует серьезных вложений. Вся работа связана непосредственно с колесами. В таких мастерских выравнивают диски, меняют резину, заклеивают шины. Востребованность услуг достаточно высока, но средний чек существенно ниже, чем в полноценных СТО.
- Ремонтная мастерская. Такие автосервисы работают с машинами разных марок. Большая часть работ связана с двигателем и ходовой частью. Оказываются здесь и другие услуги.
- Станция технического обслуживания по ремонту электроники (электрики). Это особый тип работ, требующий специфических знаний. Нередко такие услуги предоставляются совместно с иными услугами по ремонту автомобилей.
- СТО кузовных работ. Здесь оказывают услуги, связанные с починкой кузова: сварка, покраска, рихтовка.
Идеально, если в автосервисе будет оказываться весь комплекс услуг, но для этого нужны специалисты и оборудование. Если денег на охват всего спектра работ не хватает, можно остановиться на чем-то одном, а потом добавлять новые услуги в перечень. Впоследствии на базе СТО можно будет открыть еще и автомойку. Эта услуга тоже очень востребована в России, она будет приносить дополнительную прибыль.
Оборудование
В СТО закупается техника, необходимая для оказания всего перечня ремонтных услуг:
- диагностический стенд с компьютерным оборудованием, сканером;
- стенд для регулировки развал-схождения с датчиками;
- шиномонтажное оборудование;
- сварочное оборудование;
- мотор-тестер;
- оборудование для рихтовки;
- краскопульт;
- подъемники;
- домкраты и др.
Подготавливается весь необходимый ручной инструмент, расходные материалы, рабочая униформа и средства индивидуальной защиты.
Потребуется оборудование для офиса, кассовый аппарат, мебель (включая зону ожидания). Полезно закупить специальное программное оборудование для организации всех видов учета, контроля процесса ремонта каждого автомобиля.
С указанным оборудованием можно открыть многофункциональный автосервисный центр. Примерная стоимость составит 10 млн руб.
Производственный план
Планировка помещения
Арендованное помещение имеет следующие комнаты:
- основной зал, где будет осуществляться ремонт автомобилей — 100 м2 (комната разделена на три части, каждый имеет свой въезд;
- комната приема клиентов — 20 м2;
- комната ожидания клиентов — 15 м2;
- комната приема пищи и отдыха персонала — 15 м2;
- комната управленческого персонала — 15 м2;
- комната хранения инструментов — 3 м2;
- комната хранения запчастей — 4 м2.
Планировка помещения автосервиса представлена ниже:
Наличие всех этих помещений позволит качественно предоставлять услуги, безопасно хранить дорогостоящее оборудование и запчасти, а также предоставить клиентам спокойно ожидать завершения работы по своему автомобилю.
Кроме этого, помещение имеет высоту потолков 4 метра, что позволит проводить ремонт нетолько легковых автомобилей, но джипов с микроавтобусами. Приобретаемое оборудование также будет соответствовать этим условиям.
Описание производственного процесса
Производственный процесс не будет отличаться от остальных, предоставляемых другими сервисами и будет примерно следующим:
- Клиент прибывает на СТО и сообщает об имеющихся нарушениях в работе автомобиля;
- Администратор СТО предлагает проехать клиенту на любое свободное место и оставить автомобиль, в это время передает всю информацию мастеру;
- Мастер диагностирует автомобиль и сообщает администратору и клиенту об имеющихся неполадках в автомобиле и необходимых работах. Администратор оценивает работы согласно ценника и программы и озвучивает предварительную стоимость услуг и стоимость приобретаемых запчастей клиенту.
- Если клиент соглашается — администратор заказывает запчасти и мастер начинает работу.
- После окончания работ (при отсутствии дополнительных работ) клиент оплачивает выполненные работы, забирает автомобиль и уезжает.
- При наличии скрытых дефектов, мастер снова озвучивает стоимость их исправления и администратор оценивает их стоимость.
Себестоимость услуг
Себестоимость работ составляет только заработная плата сотрудников СТО. Для мотивации персонала к увеличению производимых работ планируется внедрение сдельной оплаты труда, когда работнику отдается 40% от стоимости выполненных работ. Это позволит увеличить производительность работ и снизить необходимое количество сотрудников (чтобы больше зарабатывать мастера будут оставаться даже после окончания рабочего времени, чтобы закончить работу и увеличить свой заработок).
Время работы
Планируется, что СТО будет работать с 8-00 до 20-00 без выходных. Работы будут выполнять 6 мастеров, которые будут работать втроем с графиком 2 через 2 (два дня работают, два дня отдыхают).
Автопарк и пробеги
Главные тенденции, наблюдаемые в движущемся автопарке страны, опять-таки определены пандемией. Из-за коронавируса в России наблюдается снижение количества автомобилей, выходящих из эксплуатации. Более того, как отмечает Александр Груздев, некоторое количество машин, ранее вышедших из эксплуатации, возвращается в эксплуатируемый парк.
По состоянию на начало текущего года емкость движущегося автопарка составляет 35,5 млн автомобилей. По итогам 2021 года, как прогнозирует Александр Груздев, этот объем может сократиться по меньшей мере на 90 тыс. единиц.
Автомобили, которым от 6 до 9 лет, — наиболее емкая категория в автопарке страны в этом году. Всего таких машин 12,4 млн единиц, уточняет Александр Груздев и отмечает, что в дальнейшем их количество будет уменьшаться. А вот количество машин, которым от 11 до 15 лет, будет расти и к 2023 году достигнет пика — 11,1 млн. «Средний возраст автомобиля в парке в прошлом году заметно увеличился и составил 9,8 года, — уточняет Александр Груздев. — В последующие годы он будет также расти. Так, в 2022 году этот показатель достигнет 10,2 года, а в 2023 году — 11,1 года». Из этих данных видно, что темп прироста среднего возраста автомобиля в автопарке за последние годы заметно вырос.
За прошлый год пробеги личных автомобилей в РФ выросли на 15% в сравнении с 2019-м. За 2020-й общий пробег составил 14 611 км. Сейчас этот показатель превышает значение 2019 года. Что, по мнению Александра Груздева, скорее всего, связано с ограниченным использованием альтернативных средств передвижения. По итогам 2021 года общий пробег сократится на 10% в сравнении с 2020-м, как прогнозирует глава Gruzdev Analyze.
В Fit Service придерживаются другого мнения. «Мы считаем, что пробеги будут расти, — отмечает Данил Соловьев. — В середине 2020 года, вспомним, пробеги выросли в том числе из-за того, что большая часть населения после ослабления карантинных ограничений поехала в отпуска по России на автомобилях. В нынешнем году эта ситуация, скорее всего, повторится. А для автосервисного рынка это будет означать высокие показатели машинозаездов на сервис».
Выбор помещения
Для открытия мультифункционального автосервиса потребуется площадь в 800-1000 кв. м. Кроме рабочих, складских и административных помещений, полезно оборудовать место для небольшого кафе, где клиенты смогут отдохнуть, купить напитки и закуски.
Выбирать помещение нужно исходя из требований СЭС:
- минимальное расстояние до жилых домов, общественных зданий, водоемов – 10-50 м;
- наличие всех систем коммуникации (водоснабжения и канализации, вентиляции, отопления, электричества, освещения);
- оборудовать раздевалку для персонала, душевую и санузел;
- при отделке рабочего пространства использовать мacлoбeнзocтoйкие мaтepиaлы;
- смотровую яму и 2/3 стены (от пола) выложить керамической плиткой либо масляной краской;
- пол выложить кафельной плиткой.
📊Динамика емкости рынка
Согласно данным, публикуемым агентством «Автостат», на 1 января цифра авто, числящихся по учетам государственной инспекции безопасности дорожного движения приближается к 45 миллионам. Это, не считая грузовых авто, которые также нуждаются в своевременном и качественном сервисе.
В разрезе имеющегося парка легковых авто десятая часть представлена транспортом, не используемым по прямому предназначению. Примерно пятая часть средств передвижения эксплуатируется периодически, — это пенсионеры и другие лица, сильно зависимые от бюджета на содержание движимого имущества. Три четвертых – превалирующая часть автопарка всегда на ходу, именно на эту категорию ждут в автосервисах в 2019 году.
Цены продолжают расти. Региональная статистика
Читайте
ТОП-10 самых дешевых грузовиков 2020 года
Рассмотрим динамику цен на технику из трех конкретных регионов. Так, если в ноябре прошлого года средняя стоимость новых грузовых авто из Европы показывала стабильное снижение, то данные нынешнего мая показали 15-процентный рост.
Что касается стоимости грузовых авто из Китая и России, то здесь наблюдается стабильный рост средней стоимости: где-то существенный, а где-то — не очень.
Далее сравним цены на новые седельные тягачи конкретных брендов. По прошествии шести месяцев увеличение показателей отмечено в двух из трех случаев. При этом для более объективной оценки изменения цен на тягачи HOWO было размещено крайне мало объявлений.
Краткое резюме проекта
Цель инвестора – открыть грузовое СТО в городе с численностью населения 400 000 человек. Общий объём инвестиций – 5 млн рублей. Источник финансирования – собственные средства организатора бизнеса (3 млн) и банковский кредит (2 млн). Займ берётся на 5 лет под 10% годовых. Ежемесячные выплаты по долговым обязательствам составят 50 000 рублей.
Выбранная организационная форма – ООО, так как планируется сотрудничество как с физическими, так и с юридическими лицами, владельцами автопредприятий. Режим налогообложения – упрощённый со ставкой отчислений 15% от прибыли (доходы минус расходы).
Перечень услуг СТО
Грузовое СТО оказывает услуги по диагностике и ремонту узлов и агрегатов:
- коробки передач;
- трансмиссии;
- двигателя;
- электрооборудования;
- тормозной системы;
- кузова;
- балок;
- колёс, дисков;
- радиаторов.
Предприятие выполняет сварочные работы, занимается покраской грузовых автомобилей и их переоснащением. Возможна установка топливных баков большей ёмкости, монтаж манипулирующих устройств.
Как правильно сообщить страховщику о новых повреждениях?
Теперь разберёмся, как нужно действовать, если вы нашли повреждения машины после ДТП, но переживаете, что страховщик их вам не возместит
Обращаем внимание, что порядок действий немного изменился. Если раньше после «досудебки» в адрес СК можно было сразу идти в суд, то в 2022 году придётся задействовать посредника в лице финансового уполномоченного (омбудсмена)
Но прежде чем дать инструкцию – пару слов об экспертизе…
Важное значение трасологической экспертизы!
Здесь мы ответим на два вопроса: зачем она нужна и стоит ли заказывать её самостоятельно?
Трасологическая независимая экспертиза позволяет установить характер ДТП. То есть, в какую часть авто пришёлся удар, с какой стороны, насколько сильным он был и многое другое. С помощью такой экспертизы можно безошибочно установить возраст повреждений – свежие они или старые. И по сути, трасология для нашего случая придётся очень кстати. С её помощью можно доказать, что найденные вами изъяны отвечают причинно-следственным связям рассматриваемого ДТП и подлежат возмещению.
При вероятности скрытых повреждений независимую техническую экспертизу в 2022 году всегда инициирует страховщик. Оплачивает её тоже он, а не потерпевший. Тут ваша задача сводится к личному присутствию на такой экспертизе и указанию на те дефекты, которые вы обнаружили позднее (если специалист сам их не замечает).
Другое дело, если вы получили выплату или ремонт по ОСАГО, но найденные вами повреждения остались в прежнем виде. Трасологическая экспертиза поможет доказать, что эти дефекты относятся к аварии.
Однако тонкость в том, что расходы на повторную экспертизу страховая вам вряд ли оплатит, т.к. речь идёт о судебных расходах, а не убытках СК – на это, в частности, указал Верховный Суд. Поэтому в лучшем случае вы сможете рассчитывать на оплату расходов только через суд (а до этого нужно обратиться еще и к финупу, у которого своя диагностика). Если готовы потратиться на трасологическую экспертизу (а она стоит не менее 15 000 рублей), то сопоставьте эти расходы с той суммой, которую вам должна выплатить страховая за эти неучтённые дефекты. Возможно, есть смысл ограничиться простым осмотром с разбором и фотографиями, а не тратиться на дорогую экспертизу по трасологии.
Порядок действий для потерпевшего
Теперь распишем, как правильно действовать в случае выявления новых повреждений в ДТП.
Пошаговая инструкция:
- Обращение в страховую с заявлением и документами.
- Предоставление автомобиля на осмотр и/или независимую экспертизу (если машина не на ходу, оценщик приедет к вам, а если на ходу – придётся самостоятельно ехать в указанный страховщиком сервис).
- Осмотр или проведение независимой технической экспертизы – на этом этапе вы можете указать найденные повреждения после ДТП и оценщик включит их в список на возмещение.
- Страховщик оценивает ущерб и сообщает вам о решении.
- Если перечислили недостаточную сумму и не учли новые повреждения, составьте и подайте заявление об урегулировании убытков – в нём нужно указать на те повреждения, которые не зафиксированы, и просить страховщика доплатить за них.
- Через 30 дней с момента подачи «досудебки» или при отсутствии ответа от СК можно подавать заявление финансовому уполномоченному. Здесь желательно приложить фото с осмотра и указать на изъяны, которые проигнорированы страховщиком.
- Финуп изучит жалобу, а при необходимости инициирует свою экспертизу (как раз указанную нами выше – трасологическую).
- Если вердикт омбудсмена будет в вашу пользу, то дело сделано – СК обязана исполнять решения финупа, так что вам останется лишь получить доплату.
- При не устраивающем ответе финупа можно обращаться в суд.
Актуальность идеи
Количество автомобилей ежегодно растёт, а вместе с тем увеличивается спрос на их обслуживание. В каждом городе функционируют десятки центров по ремонту легковых автомобилей, тогда как количество грузовых автосервисов не отвечает потребностям рынка.
Третья часть от всех СТО, обслуживающих крупную технику, сосредоточена в столице. Остальные распределены по территории страны, причём бо́льшая часть из них находится в городах-миллионниках. Около 65% сегмента рынка принадлежит независимым техническим центрам, 25% – авторизованным и 10% – индивидуальным мастерским.
В небольших городах с численностью населения от 300 до 500 тыс. человек работают преимущественно независимые одиночные или сетевые автосервисы, так как цены на ремонт здесь средние, а качество обслуживания находится на приемлемом уровне. Индивидуальные мастерские не могут предложить клиентам широкий перечень услуг, они большей частью узконаправленные.
Анализ рынка позволяет сделать вывод – в России есть потребность в увеличении числа СТО для грузовых машин. Причём более востребованы мастерские, где предлагают разный ремонт – колёс, кузова, двигателя, ходовой части и выполняют сварочные, лакокрасочные работы.
Какие факторы могут влиять на сумму ущерба
Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.
Важные критерии для оценки состояния автомобиля:
- марка ТС;
- год его производства и постановки на учет;
- оснащение авто в момент покупки;
- город регистрации авто и где произошло ДТП;
- в каком состоянии был автомобиль до аварии;
- в каком состоянии запчасти, требующие замены.
Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:
- ремонтных работ;
- материалов для произведения работ;
- запчастей для замены.
Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.
Показатели, которые уменьшают размер компенсации:
- износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
- год выпуска ТС, время эксплуатации;
- пройденный путь в километрах.
Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.
Что нужно для начала?
Открытие современного СТО потребует достаточно крупных инвестиций. Особенно выделяется статья «оборудование и инвентарь» – покупка качественной техники потребует дополнительных вложений. Запас расходников и сырья создать необходимо, но нужно помнить, что многие детали заказываются на внешних сервисах за счет клиента.
Таблица 1. Размер первоначальных расходов для открытия автосервиса.
Расходная статья |
Стоимость, руб. |
Регистрация |
25 тыс. |
Аренда помещения (1000 кв. м) |
900 тыс. |
Оборудование и инвентарь |
10 млн |
Дополнительное сырье, расходники и материалы |
250 тыс. |
Заработная плата, 17 чел. |
500 тыс. |
Дополнительные расходы |
400 тыс. |
Итого |
12,075 млн |
Работа и сбыт предполагается в городе с населением 1,5-2 млн чел. В дополнительных расходах указаны затраты на коммунальные платежи, продвижение, подготовку помещения и др. Размеры налоговых отчислений в расчете не учтены.
Рентабельность и окупаемость бизнеса
Размер первоначальных затрат – 12,675 млн руб.
При расчете выручки будем исходить из средней по рынку динамики посещения СТО – 15-20 машин в день. Средний чек (без учета автомойки) составляет 3,5 тыс. руб. А также на мойке можно зарабатывать около 15 тыс. руб. в день (450 тыс. руб. в месяц).
Месячный оборот составит 2,025-2,55 млн руб.
Общий размер ежемесячных затрат 1,8 млн руб.
Чистая прибыль (в разработанном состоянии) – 225-750 тыс. руб.
При таком расчете автосервисный центр окупится за 1,5-4,5 года.
Таблица 2. Экономическое обоснование бизнес идеи.
Основные показатели |
Значение |
Сумма первоначальных инвестиций |
12,075 млн руб. |
Ежемесячные расходы |
1,80 млн руб. |
Среднее количество клиентов в день |
15-20 авт. |
Месячный доход |
2,025-2,55 млн руб. |
Чистая прибыль в месяц |
225-750 тыс. руб. |
Срок окупаемости |
1,5-4,5 года |
Франшиза автосервиса
Новоиспеченные предприниматели не всегда могут самостоятельно разработать стратегию, бизнес-план СТО, выделить конкурентные преимущества будущего автосервиса. Кто-то и вовсе воспринимает идею с большой опаской. Если рисковать всем человек не готов, он может приобрести франшизу автосервиса и воспользоваться помощью франчайзера.
Сами по себе франшизы автосервиса очень популярны во всем мире, вот только в России этот рынок развивается пока не так быстро, как хотелось бы. Еще 5 – 6 лет назад было единственное предложение от компании «Вилгуд». Сегодня их количество несколько увеличилось. Вот наиболее востребованные варианты:
Вилгуд | F!T SERVICE | Хитавто | |
Стартовые инвестиции | 1 500 000 – 8 000 000 рублей | От 4 300 000 рублей | 2 000 000 – 7 000 000 рублей |
Паушальный взнос | 500 000 – 1 000 000 рублей | 300 000 рублей | 450 000 рублей |
Роялти | 5% от выручки | 5% от выручки | 3% от выручки |
Срок окупаемости | 14 – 16 месяцев | От 6 до 31 месяца в зависимости от формата | От 12 месяцев |
Преимущества | Высокая рентабельность, автоматизация процессов, бизнес под ключ | Предусмотрено 3 разных формата – гараж, стандарт и экспресс | Комплексные работы по ремонту авто, возможность работы с тендерами и закупками, поставка ГСМ и автозапчастей от франчайзера |