Альтернативный колёсный танк ба-11

Литература

  • Барятинский М. Б. Бронеавтомобили Красной Армии 1918—1945. — М.: Моделист-конструктор, 2003. — 64 с. — (Бронеколлекция, специальный выпуск № 4). — 2200 экз.
  • Коломиец М. В. Средние бронеавтомобили Красной армии. — М.: ООО «Стратегия КМ», 2005. — 80 с. — (Фронтовая иллюстрация). — 3000 экз. — ISBN 5-901266-01-3.
  • Коломиец М. В. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. — М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2007. — 384 с. — (Советские танки). — 6000 экз. — ISBN 978-5-699-21870-7.
  • Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919—1937. — М.: Яуза, Эксмо, 2005. — 384 с., ил. — 5000 экз. — ISBN 5-699-13809-9.
  • Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. — М.: Экспринт, 2002. — Т. 1. 1905—1941. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1..
  • Холявский Г. Л. Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.
  • Josep Maria Mata Duaso, Fransisco Marin Gutierrez. Blindados autóctonos en la Guerra Civil Española 1936-1939. Galland Books, 2008. – 56 pages

Легкая бронетехника 1965–1985 гг

Бронетранспортеры (БТР) лишь транспортировали пехоту к полю боя, а атаковали пехотинцы уже «на ногах». К середине 1960-х гг. военные решили повысить мощь огня пехоты (без учета приданных танков и артиллерии). Так появился новый класс легкой бронетехники – бронированные машины пехоты (БМП) с более мощным вооружением.

Оружие и боекомплект БМП занимают место, поэтому и «пассажировместимость» БМП обычно меньше, чем у транспортеров. За счет более мощного оружия и более толстой брони БМП, как правило, тяжелее БТР, поэтому у них гусеничный движитель, хотя попытки создания колесных и колесно-гусеничных машин предпринимались не раз.

Главное отличие БМП от БТР – в тактике применения. Бронированная машина пехоты не только доставляет пехоту к месту боя, но и сопровождает ее в атаке, поддерживая огнем и гусеницами. БМП может двигаться вслед за атакующими танками, и только потом, ближе к линии вражеской обороны, высаживать десант. Высадка идет под огнем, поэтому люки БМП должны быть такими, чтобы десант мог быстро покинуть машину и укрыться в складках местности.

БМП-1. СССР. 1966 г.

Первой в мире боевой машиной пехоты стала советская БМП-1 (1966 г.), защита которой была относительно слабой. Зато она была легкой, подвижной и даже умела плавать, да при этом несла довольно мощное 73-мм орудие, опасное даже для танков противника. Экипаж БМП-1 состоял из командира машины, механика-водителя и наводчика, в десантном отсеке размещалось 8 человек, то есть в БМП как раз помещалось мотопехотное отделение.

В 1969 г. на вооружении бундесвера (армии ФРГ) поступила БМП «Мардер». При такой же вместимости она была более чем в 2 раза тяжелее БМП-1, да и по огневой мощи заметно уступала советской машине. Зато защита «Мардера» была заметно сильнее. По опыту войны в Афганистане (1979–1989 гг.) в советских войсках появилась БМП-2. Главное отличие этой потяжелевшей на тонну по сравнению с предшественницей машины – замена основного вооружения: в башне установили 30-мм автоматическую пушку.

БМП-2. СССР, 1980 г.

Форсирование рек всегда было важным для армии, поэтому послевоенные БТР и БМП старались делать плавающими. БМП-1 и БМП-2 гребли гусеницами, действовавшими подобно гребным колесам парохода. Для повышения скорости на воде использовались гребные винты, но на мелководье они могли цепляться за дно. Поэтому на БТР-60/70/80 использовали водометы, которые засасывали воду через отверстие в днище машины и выбрасывали ее назад. Поворотные колеса двух передних осей на плаву играли роль рулей. У плавающих машин впереди был щит-волноотражатель, а внутри – насосы для откачки попавшей в корпус воды.

Американский БТР М113, воюя во Вьетнаме, оказался слабоват и по бронированию, и по вооружению. Несколько попыток создания на базе этого транспортера БМП – с усилением брони и установкой пушек, не дали положительного результата. Время было потеряно, и разработанная «с нуля» БМП М2 «Брэдли» поступила на вооружение только в 1981 г. Она оказалась тяжелее советской, но легче немецкой БМП – 20 т. Броня машины была комбинированной – стальные и алюминиевые листы, разделенные воздушным зазором. Вооружение тоже оказалось «средним» – 25-мм пушка и две пусковые установки ПТУР. Вместимость «Брэдли» была меньше, чем у «конкурентов» – только 6 десантников.

БМП «Мардер». ФРГ. 1969 г.

БМП М2 «Брэдли». США. 1981 г.

БМП была дорогим оружием, поэтому основную массу легкой бронетехники по-прежнему составляли более дешевые бронетранспортеры. В СССР по схеме БТР-60 разработали БТР-70. Он был лучше защищен, но сохранил основной недостаток предшественника – два двигателя. Предполагалось, что это улучшит выживаемость БТР (поврежден один двигатель, едем на другом). Однако на практике машина оказалась не слишком надежной, а два двигателя «мешали» друг другу. В результате следующий транспортер – БТР-80, имел один мощный дизель. Кроме того, машина получила высокий боковой люк, облегчивший высадку десантников.

БТР-70. СССР. 1972 г.

БТР-80. СССР. 1984 г.

Легкий бронеавтомобиль фаи 1933 года

Появлению на свет одного из самых массовых советских автомобилей предшествовало заключение соглашения Правительства СССР с компанией Генри Форда, в соответствии с которым «Форд» с 31-го мая 1929 года должен был начать поставки в СССР комплектующих частей для сборки грузовых автомобилей «Форд-А», «Форд-АА» и «Форд-Тимкен».

С февраля 1930 года к сборке этих автомобилей приступили в Канавине на , а в ноябре того же года к нему подключился московский завод имени КИМ. С апреля 1932 года выпуск автомобилей «Форд-АА» начался на новом заводе в Нижнем Новгороде строительство которого финансировалось Г.Фордом в соответствии с заключенным соглашением. Там же с 6 декабря 1932 года начался выпуск грузовиков «Форд-А».

Впоследствии Нижний Новгород переименовали в Горький, а завод начал называться «ГАЗ им. Молотова». Автомобили «Форд» после пересчета чертежей в метрическую систему измерений и модернизации, конструкции были переименованы «Форд-А» в ГАЗ-А, «Форд-АА» в ГАЗ-АА, «Форд-ААА» ГАЗ-ААА.

Первые опыты с конструированием легкого бронеавтомобиля на шасси «Форд-А» по заданию УММА РККА начались практически сразу после подписания соглашения с Г Фордом. В результате специалистами КБ, которое возглавлял Н. И. Дыренков, были сконструированы бронеавтомобили Д-8 и Д-12. Принятые на вооружение РККА в 1931 году эти машины вскоре перестали удовлетворять требованиям армии так как их пулеметные установки не обладали круговым обстрелом. В результате конструкторам было предложено разработать новый бронекорпус с установленным в башне вооружением.

В 1931–1932 годах на основании задания УММА РККА конструкторы КБ Ижорского завода разработали новую машину которая получила обозначение ФАИ («Форд-А Ижорский») и с 1933 года была запущена в серийное производство.

Бронеавтомобиль был выполнен на заднеприводном (4×2) шасси по конструктивной схеме с передним расположением двигателя и клепано-сварным, полностью закрытым корпусом, который изготавливался из листов катаной стали толщиной 4–6 мм. Такая бронировка была явно недостаточной и хотя устанавливалась с небольшими углами наклона, не могла обеспечить сколько-нибудь серьезную защиту экипажу от пуль и осколков снарядов и мин. Экипаж бронемашины состоял из двух, реже трех человек. В отделении управления, совмещенном с боевым отделением, слева располагался водитель а справа от него при наличии третьего члена экипажа сидел командир машины. Для удобства размещения в машине или говоря проще, чтоб не упираться головой в крышу над их сиденьями на крыше отделения управления имелись глухие бронеколпаки. Рабочее место пулеметчика находилось позади них, в башне. Обзор из отделения управления обеспечивали водителю и командиру лобовые окна закрывавшиеся в боевой обстановке бронекрышками со смотровыми щелями, прямоугольные окна с бронекрышками имелись также в открывавшихся вперед бортовых дверях машины.

На крыше боевого отделения размещалась цилиндрическая башня кругового вращения с бронеколпаком на крыше. В чуть скошенном лобовом листе башни был установлен 7,62-мм пулемет ДТ, возимый боекомплект к которому состоял из 1323 патронов. Вращение башни осуществлялось за счет физических усилий стрелка и с помощью спинного упора. Кроме того установка пулемета позволяла вести огонь в секторе ±10° без поворота башни. В моторном отсеке расположенном в передней части корпуса, был установлен четырехцилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения «ГАЗ-А», развивавший мощность 30,9 кВт (40 л.с. ), что позволяло 2-тонной бронемашине двигаться по шоссе с максимальной скоростью 80 км/ч. С полным баком топлива машина могла пройти 200 км. С двигателем взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили однодисковое сцепление сухого трения, четырехскоростная коробка передач (4+1), карданная передача главная передача и механические тормоза.

Доступ к двигателю с целью технического обслуживания и ремонта обеспечивала откидная крышка бронекапота, крепившаяся к неподвижной части крыши моторного отсека с помощью шарнирных петель. Спереди радиатор был защищен V-образным в поперечном сечении бронелистом толщиной 8-мм, в котором имелись два вертикальных лючка оборудованных подвижными створками, регулировавшими приток охлаждающего воздуха к радиатору и двигателю.

В заднеприводной (4×2) ходовой части с подвеской на полуэллиптических листовых рессорах использовались односкатные колеса с пулестойкими шинами. Передние и задние колеса сверху прикрывались плавно изогнутыми крыльями, которые внизу смыкались с подножками, на которых иногда крепились небольшие ящики с запасными частями и инструментами.

Тактико-технические характеристики

К середине 30-х годов производство танков наращивалось, а популярность бронеавтомобилей снижалась. При этом от использования шасси «цивильных» машин старались отказываться. Можно попытаться сравнить БА-20 с британским броневиком «Моррис» CS9 на шасси грузовика.

БА-20 Morris CS9
Масса, т 2,2 4,5
Длина, м 4,3 4,7
Высота, м 2,13 2,13
Максимальная скорость, км/ч 90 73
Максимальная толщина брони, мм 6 7
Вооружение 7,62 мм пулемет 13,9 мм противотанковое ружье, 7.7 мм пулемет

Британская машина была защищена чуть лучше (или чуть хуже – если сравнивать с модернизированным БА-20М) советского броневика. Зато по подвижности и вовсе уступала, из-за вдвое большей массы. Вероятно, наличие противотанкового ружья давало возможность поражать легкую технику.

Большая часть «Моррисов» была брошена во Франции, а сохранившиеся ограниченно применялись в Северной Африке.

В дальнейшем они только подтверждались. Проходимость бронемашины пытались увеличить за счет использования трехосного (но более легкого, по сравнению с грузовыми) шасси. Ни один из этих образцов в серию не пошел.

Перед самой войной было принято решение о необходимости строить легкие бронеавтомобили на полноприводном шасси, но до начала боев сделать этого не успели. Только в 1942 году в серию пошел БА-64.

1938 год – БА-10А

Накануне Второй мировой Красная армия получила самый массовый (и самый удачный) пушечный бронеавтомобиль. БА-10 разных модификаций выпустили тиражом свыше 3,3 тысячи экземпляров. Для сравнения, Германия перед нападением на СССР 22 июня 1941 года имела меньше танков всех типов.

Базовый БА-10А представлял собой дальнейшее развитие БА-6, причем модернизация началась еще на «шестерке» (опытная версия 1936-1937 годов с индексом М) и по разным направлениям. С одной стороны, подтянули защиту – башня получила коническую форму, толщину брони в критичных местах увеличили до 10 мм. С другой – постарались устранить слабые места в конструкции. К примеру, снова усилили подвеску, на передней оси появились амортизаторы, сам корпус стал компактнее за счет перехода на еще сильнее укороченное шасси (минус 200 мм в пределах базы), люки получили внутренние петли и защиту от проникания внутрь свинцовых брызг.

Четырехцилиндровый газовский двигатель М-1 развивал уже полсотни сил вместо 40 л.с. агрегата ГАЗ-АА на прежних вариантах. Объем топливных баков вырос в 1,5 раза, причем заливные горловины прикрыли бронекрышками. Получила дополнительную защиту и экранированная электропроводка.

Бронеавтомобиль БА-64Б: испытания и эксплуатация

Испытания и эксплуатация выявили ряд недостатков бронеавтомобиля. Наиболее значительным являлись опрокидывания броневика при поворотах, что повлекло создание новой модификации с более широкой колеей. Бронеавтомобиль получил более мощный двигатель мощностью 54 л. с. Новый бронеавтомобиль получил обозначение БА-64Б. В конце мая 1943 г. было принято решение о запуске БА-64Б в производство и в Горьком должен был начаться выпуск модернизированного бронеавтомобиля. Но в июне 1943 г. немецкая авиация подвергла Горьковский автозавод серии массированных бомбардировок, в результате которых предприятию был нанесен серьезный урон.

БА-64 на переправе через Одер. (warbook.ru)

Все это отразилась на производстве новой бронемашины, выпуск которой удалось наладить лишь в августе 1943 г. Производство БА-64 продолжалось до 1946 г. Всего было выпущено 3903 БА-64 и 5160 БА-64Б. Таким образом, БА-64 и его модификации стал самым массовым советским бронеавтомобилем и одновременно последним — в дальнейшем наметился переход к созданию бронетранспортеров.

Помимо массово выпускавшихся БА-64 и БА-64Б, существовал ряд опытных модификаций. Была предпринята попытка усилить вооружение бронеавтомобиля, установив вместо ДТ-29 12,7 мм. крупнокалиберный пулемет ДШК. Но для этого серьезных изменений потребовала башня, кроме того, военных не устраивала небольшая емкость магазина на 30 патронов, а переработать бронеавтомобиль под ДШК с ленточным питанием на Горьковском автозаводе, сославшись на загруженность, отказались. В результате БА-64 с крупнокалиберным пулеметом так и остался в единственном экземпляре.

Другим вариантом была попытка в 1944 г. перевооружить бронеавтомобиль пулеметом Горюнова, но в силу отсутствия у данного образца плечевого упора эта идея также не получила развития. Предпринималась попытка превращения БА-64 в бронетранспортер, способный осуществлять транспортировку пяти бойцов. Некоторые машина во фронтовых условиях получали импровизированное вооружение — есть примеры оснащения БА-64 противотанковым ружьем

ФАИ – легкий бронеавтомобиль трудной судьбы

Бронеавтомобили прекрасно зарекомендовали себя в Первую мировую и Гражданскую

Их наличию в войсках командование РККА уделяло большое внимание. Но уже в 20-е стало понятно, что пушечные броневики в некоторых ситуациях избыточны по мощи, необходимы легкие пулеметные

Разработанные Д-8 и Д-12 получились неудачными. Поиски продолжились. Решение пришло после заключения контракта с Генри Фордом на поставку документации на его автомобили в СССР. В 1932 году КБ Ижевского завода создает броневик ФАИ – «Форд А Ижевский». Вариант на шасси ГАЗ-М1 получил наименование ФАИ-М. Всего выпустили 697 бронеавтомобилей ФАИ и ФАИ-М, это второй по массовости показатель в РККА в предвоенное время после броневика БА-20. Отличительной особенностью ФАИ и весьма прогрессивным решением стало размещение вооружения во вращающейся башне, хотя это и увеличило «рост» автомобиля до 2240 миллиметров, а массы – до двух тонн. Броневик был принят на вооружение в начале 1933-го. И хотя с 1934 года он полностью производился из отечественных комплектующих, название ФАИ решили не менять.

История создания БА-И

Созданию предшествовал выпущенный 18 июля 1929 года указ о формировании танко-тракторных и авто-броневых отрядов РККА. Разработку поручили команде, которой руководил Николай Дыренков. Перед специалистами поставили задачу придумать перспективную и современную технику в короткие сроки.

В 1930 году СССР получил сто «Морланд». Армейское руководство предложило использовать технику для сборки отечественной продукции с её мотором и трансмиссией. Однако в 1930 году заключили договор с , которая обязалась поставить в Союз 1000 автомобилей, сделанных на базе двухосного Форд-АА с добавлением третьей оси. Осенью 31-го года все необходимые комплектующие прибыли на территорию страны, после чего сборкой занялись на предприятии в Нижнем Новгороде.

Ходовую часть оставили без изменений, но простая конструкция кузова требовала серьёзной доработки. В конце 1931 года инженеры построили опытный образец с корпусом, сделанным из небронированной стали. Башню переняли от танка МС-1. После первого показа военные остались довольны, но отметили несколько недостатков. Посадка водителя проходила с большим трудом, он имел ограниченный обзор местности и бился головой о потолок во время движения. Технику отправили на доработку.

Через несколько месяцев специалисты подготовили переработанный проект БА-И. Он получил ступенчатую крышу, устранявшую вышеуказанные минусы. Такое конструкционное решение стало отличительной особенностью всех последующих ижороских продуктов данного класса. Некоторые доработки внесли в устройство ходовой части, разработали башню уникальной конструкции. Новый опытный образец собрали, провели внутризаводские испытания, после чего устроили очередную демонстрацию военному руководству. Оно осталось довольным исправленными недостатками.

В начале августа 1932 года авто отправили на полигонные испытания. После них выявили плюсы и минусы нового броневика, но это уже носило условный характер, так как в РККА приняли решение о запуске массового выпуска. Бронеавтомобиль Ижорский опередил двух конкурентов (Д-13 и ФВВ), которых так же рассматривали на вооружение.

Легкая бронированная техника 1945–1965 гг

После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.

Советские бронетранспортеры

Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.

БТР-152. СССР.1947–1952 гг.

В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ  (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.

БТР-60. СССР. 1960–1987 гг.

БТР-50. СССР. 1954–1970 гг

БРДМ-1. СССР. 1957–1966 гг.

БРДМ-2. СССР. 1963–1989 гг.

Многоцелевой тягач легкий бронированный (МТ-ЛБ). СССР. 1964 г. – настоящее время

БТР США

Полугусеничные БТР были компромиссом между проходимостью и ценой. В 1944 г. США сделали выбор в пользу чисто гусеничной схемы и начали разработку таких транспортеров. Однако первый образец – М44 – оказался слишком тяжел (больше 23 т) и громоздок, да и следующие проекты тоже не понравились военным.

Программа разработки БТР для армии США «буксовала» долго. Только в 1957 г. был создан удачный прототип будущего М113. Армия хотела перевозить БТР на самолетах, поэтому для снижения веса его броню сделали из алюминия. Бронекорпус из плоских листов был технологичным и дешевым. М113 оказался востребованным – всего было построено 85 000 таких машин, включая модификации разного назначения. Этот БТР до сих пор стоит на вооружении во многих странах, в том числе и на своей родине, и участвовал во множестве вооруженных конфликтов. В период войны во Вьетнаме М113 получил было громкое прозвище «Зеленый дракон», но оно не прижилось, и американские пехотинцы называют свое основное транспортное средство просто грузовиком (track).

Бронетранспортер М113. США. 1960–1992 гг

Конструкция и технические характеристики БА-10

Основные технические характеристики представлены в таблице:

Вес 5100 кг
Длина 4,7 м
Ширина 2,1 м
Высота 2,2 м
Вместительность экипажа До 4 человек
Мощность мотора 50 л.с.
Максимальная скорость по ровной дороге До 53 км/ч
Движение без дозаправки 260-300 км

Кузов броневика БА-10

Кузов изготовляли из катаной стали. Листы между собой соединялись при помощи сварки. Кузов везде имел разную толщину. Низ «зашивался» 4,8 мм листами. Толщина основной части варьировалась от 8 до 9 мм. Лобовая часть с башней имели толщину в 10 мм. Дополнительную защиту от пуль давал разный угол расположения листов.

Также дополнительная защита была топливных баках.

Попасть внутрь машины можно при помощи прямоугольных дверей, расположенных в борту посередине. В машине есть небольшие обзорные окна, которые закрывались специальными бронированными заслонками, оставляя небольшую щель для осмотра. Петли дверей были внутри.


БА-10 схема

Салон машины находился сразу за моторным отсеком. Слева находился водитель, а справа стрелок. Для пулеметчика была сконструирована шаровая установка. Водительское лобовое стекло было с бронезаслонкой и обзорной щелью.

Самый главный, боевой отсек находился за кабиной. Крыша была занижена для того, чтобы уменьшить размеры БА-10. Башня могла вращаться по кругу. Сверху был расположен люк, который при открытии откидывался вперед. Его не использовали во время боевых действий, но в спокойных условиях для осмотра местности и высадки экипажа, люк можно было использовать.

В башне имелись небольшие щели для того, чтобы стрелок во время боя мог ориентироваться. Щели можно было закрыть бронированными заслонками.

Вооружение

БА-10 оснащался 45-миллиметров пушкой 20к и 7,62-миллиметровым пулеметом ДТ. Оба орудия вертикально настраивались от −20 до +20 градусов. Сама пушка двигалась от ручного привода. Перископический и телескопические прицелы позволяли с высокой точностью поражать цели. Наводка на или движение оружия осуществлялась стрелком.

Моторное отделение

Под капотом бронемашины находился 3,28-литровый бензиновый мотор с мощностью 50 лошадиных сил при 2200 оборотах. Мотор был карбюраторный с четырьмя цилиндрами. При идеальный дорожных условиях машина разгонялась до 53 км/ч и могла проехать от 260 до 300 км без дозаправки с полным баком.

Конструкция коробки передач имела стандартную для тех времен формулу. Сухое сцепление было с одним диском. Механическая коробка передач (4+1) работала совместно с демультипликатором, главной и карданной передачей. Тормозная система была несколько необычна, так как на передних колесах тормоза отсутствовали. Конструкторы вместо этого сделали центральный тормоз в трансмиссии.

Моторный отсек находился спереди. Капот машины откидывался вперед и мог закрепиться на крыше при помощи усиленных петель. Для доступа к узлам, имелось два небольших капота с обеих сторон, которые поднимались вверх.

Радиатор был установлен перед мотором. Он был защищен бронированным листом. Для того, чтобы воздух мог охлаждать радиатор, были придуманы створки, которые могли настраиваться. Кроме этого, для лучшего охлаждения, были щелевые жалюзи, в которые попадал воздух.

Ходовка

Ходовая часть машины имела три оси с колесной формулой 6×4. Передняя балка была усилена гидравлическими амортизаторами. Задняя — рессорной подвеской, которая выполнялась из полуэллиптических листов.

Колеса автомобиля были сделаны из гусматика. Размер шин составлял 6,5-20. Передняя ось оснащалась односкатными шинами, задние — двухскатными. Преодолевать сложные дорожные условия помогала дополнительная ось, которая располагалась в нижней части бортов моторного отсека. Такое инженерное решение исключало риск застревания машины, если бы она «села» на днище. При помощи такой ходовой части, машина могла преодолевать 24-х градусные склоны.

При необходимости преодоления очень сложных дорожных условий, можно было установить гусеничные цепи на ведущие задние колеса. Передние колеса защищены закругленными крыльям, а задние плоскими, благодаря чему можно оперативно надеть цепь. Кроме того, плоские крылья позволяют дополнительно установить в автомобиль ящики с запасными частями и инструментом.

Основное оснащение

В ночное время суток использовались бронированные фары. Крепились к кузову кронштейнами. Некоторые модели бронемашины имели радиостанцию. Боевой состав мог общаться при помощи специального переговорного устройства.

Бесперебойная связь обеспечивалась при помощи экранированного электрооборудования.

Модификации бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6

Железно-дорожный вариант. ЖД вариант был разработан ещё для БА-3, но серийно не производился. С БА-6 дело было доведено до конца — у БА-6ЖД, при переходе с колесного хода на рельсовый, на переднем и заднем мостах вместо пневматиков устанавливались железнодорожные скаты, а рулевое управление блокировалось. При массе 5,9 т БА-6ЖД развивал по железной дороге скорость до 55 км/ч.

БА-6М. В 1936 году был изготовлен опытный образец модернизированного броневика БА-6М с башней в виде усеченного конуса, с броней доведенной до 10-мм и 50-сильным двигателем М-1. В связи с установкой конической башни и уменьшением объема боевого отделения боекомплект сократили до 50 выстрелов к пушке и 2520 патронов к пулеметам ДТ. Емкость топливных баков увеличили с 65 до 94 л. Запас хода бронеавтомобиля возрос со 197 км до 250 км. За счет более рациональной компоновки, несмотря на усиление броневой защиты, масса броневика снизилась до 4,8 т. Максимальная скорость по шоссе возросла до 52 км/ч. В серию БА-6М не пошел.

БА-9. В 1936 г. на Ижорском заводе был построен бронеавтомобиль БА-9 («облегченный БА-6М»), вооруженный 12,7-мм пулеметом ДК вместо пушки. При этом в башне устанавливался только крупнокалиберный пулемет, 7,62-мм пулемет ДТ размещался в шаровой опоре лобового листа корпуса. Боекомплект состоял из 1000 патронов к пулемету ДК и 1512 патронов к пулемету ДТ. Боевая масса сократилась до 4,5 т., скорость по шоссе возросла до 55 км/ч., существенно увеличился запас хода за счет увеличения емкости топливных баков. Интересно, что БА-9 получил «зеленый свет» от самого К.Е.Ворошилова (в то время нарком обороны), но все уперлось в нехватку пулеметов ДК. В дальнейшем к идее БА-9 уже не возвращались.

БА 6 М и 9

Главным нововведением стало изменение башни. Цилиндрическую форму сменила коническая. Для повышения пулестойкости листы, из которых её делали, расположили под углом 10 градусов и скрепили между собой сваркой. Вооружение, внутреннее оснащение и технические характеристики не изменились.

Во второй половине 1936 года выпустили облегчённую версию броневика. Снижение веса достигли за счёт упразднения 45-миллиметровой пушки. В башне и лобовой части осталось по одному пулемёту. Новая модель получила наименование БА-9. Её масса составила 4,3 тонны. Несмотря на прохождение необходимых испытаний, 9-я модель не вошла в серийное производство из-за дефицита в стране требуемого вооружения.

Конструкция БА-3

Технические характеристики:

  • Длина — 4,8 м;
  • Ширина — 2 м;
  • Высота — 2,5 м;
  • Колёсная формула — 6х4;
  • Дорожный просвет — 25 см;
  • Мощность силовой установки — 40 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 60 км/ч;
  • Запас хода — 248 км.

По сравнению с предыдущим поколением, длину увеличили на 50 миллиметров. Кузов сваривали из бронелистов (4-8 мм). Охлаждение двигателя улучшили за счёт окон в бортах моторного отделения. Двери крепились внутренними петлями. Защёлки использовали для фиксации дверей в открытом состоянии. Длину подножек уменьшили. Крылья оборудовали креплениями для перевозки вездеходных цепей.

Сваркой между собой соединяли все листы. Швы усиливали специальными бронированными накладками. Бортовые листы в задней части были гнутыми. Главный кормовой лист состоял из двух частей. Для усиления по всей длине соединения крепилась накладка. На заклёпки закрепляли уголки, куда упирались потолок и крыша. В месте крепления башни потолок усилили пятью подкосами. Кузов соединялся с рамой десятью кронштейнами с помощью болтов, которые проворачивались через резиновые прокладки.

Электрооборудование работало на однопроводной схеме. Напряжение — 6 вольт. Энергия поступала от аккумулятора (80 Ач) и генератора (100 Вт). Провода находились в потолке ближе к левому борту. В этой же части разместили два светильника для освещения боевого и управленческого отделений и две лампочки в башне. В обязательную комплектацию входили огнетушитель и аптечка.

Бронеавтомобиль БА-3 получил башню от танка Т-26. Горизонтальное наведение осуществлялось стрелком поворотным механизмом. Его главная особенность — 2 передачи для вращения с разной скоростью (быстрее и медленнее). Загрузка и выгрузка стрелка проходила через люки на крыше. Стрелок осматривал местность через щели, защищённые стёклами Триплекс. Солдат мог использовать собственное оружие для поражения противников с близкого расстояния. По бортам башни для этого расположили три щели, закрывающиеся бронезаслонками.

Основное вооружение — 45-миллиметровая танковая пушка 20К и два пулемёта ДТ (первый в башне, второй в водительском отсеке). Наводка на цели осуществлялась телескопическими прицелами. Военные по собственному желанию могли установить перископические прицельные механизмы. В задней части башни сделали люк для демонтажа пушки на случай ремонтного обслуживания.

История развития БА-3

Толчком для создания нового транспорта стало появление 45-миллиметровой танковой пушки 20К. Её разработали на базе немецкого орудия. В конструкцию внедрили несколько технических решений от опытного образца ПС-2.

Ижорский завод получил заказ от РККА на сбор бронеавтомобиля к 1 ноября 1932 года. В сроки уложиться не получилось, поэтому первый опытный образец подготовили в апреле 1933 года. Задержку объясняли загруженностью цехов и отсутствием квалифицированных рабочих в нужном количестве.

Корпус взяли от БАИ, заднюю часть сделали длиннее на 50 сантиметров. 20К не подходила по размерам для установки в башню прошлого поколения, поэтому инженеры решили заимствовать её у танка Т-26. Для снижения веса толщину бронированных листов уменьшили до 9 миллиметров. Для установки новой конструкции использовали уширенный погон. Крепление осуществлялось шестью болтами.

Полигонное тестирование состоялось летом следующего года. Авто прошло 400 километров по шоссе и 190 километров по просёлочной дороге. Военному руководству разработка понравилась, отмечалось удобство доступа к техническим узлам моторного отделения. Мощности хватало для преодоления 24-градусного склона.

Из минусов выделили плохую обзорность при передвижении во время боевых действий. Нормальный осмотр осуществлялся при скорости в 15-20 км/ч, что в ходе военной операции делало технику лёгкой целью. Также отмечалась плохая работа системы охлаждения и ненадёжное крепление кузова к раме.

Руководство РККА приняло решение запустить серийное производство бронеавтомобиля БА-3 ещё до окончания полигонных испытаний. Перед конструкторами поставили задачу устранить все недостатки. Первая серийная партия сошла с конвейера весной 1934 года.

Первые экземпляры имели проблемы со сварными швами. Встречалось много трещин на кузове. Снижать скорость производства отказались, РККА отправила в Ижорск своего специалиста для одобрения корпусов по особым требованиям. Сборку остановили через два года. За это время успели выпустить 172 машины (в некоторой документации говорится о 180). Несколько образцов оставили для образовательных целей и проведения экспериментов, остальные пошли на вооружение армии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лошадиные силы
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector