Маркировка свечей
В маркировке свечи зажигания указываются ее геометрические и посадочные размеры, особенности конструкции и калильное число. Разные производители имеют свою систему обозначений. Ниже приведены маркировки, применямые российскими и ведущими зарубежными изготовителями, а также таблица взаимозаменяемости свечей разных марок (для просмотра нажмите на нужную картинку – файл откроется в новом окне).
Варианты замены свечей
Варианты замены свечей
Калильное число является показателем тепловых свойств свечи (ее способности нагреваться при различных тепловых нагрузках двигателя). Оно пропорционально среднему давлению, при котором в процессе испытаний свечи на моторной тарировочной установке в ее цилиндре начинает появляться калильное зажигание (неуправляемый процесс воспламенения рабочей смеси от раскаленных элементов свечи). Свечи с небольшим калильным числом называют горячими. Их тепловой конус нагревается до температуры 900°С (температура начала калильного зажигания) при относительно небольшой тепловой нагрузке. Такие свечи применяются на малофорсированных двигателях с небольшими степенями сжатия. У холодных свечей калильное зажигание возникает при больших тепловых нагрузках, и они используются на высокофорсированных двигателях.
Пока тепловой конус не нагреется до 400°С, на нем образуется нагар, приводящий к утечкам тока и нарушению искрообразования. По достижении этой температуры он (нагар) начинает сгорать, происходит очищение свечи (самоочищение). Чем длиннее тепловой конус, тем больше его площадь, поэтому он нагревается до температуры самоочищения при меньшей тепловой нагрузке. К тому же выступание этой части изолятора из корпуса усиливает ее обдув газами, что дополнительно ускоряет прогрев и улучшает очищение от нагара. Увеличение длины теплового конуса приводит к уменьшению калильного числа (свеча становится “горячее”).
Зачем менять свечи зажигания?
Для того, что бы понять, зачем менять свечи, Вы должны знать, зачем они нужны вашему авто. Свеча зажигания — это устройство для воспламенения топливо-воздушной смеси в двигателях внутреннего сгорания, в нашем случае, работающих на бензине или газу. Исходя из определения, становиться ясно, что если свечи зажигания не исправны, то Ваш автомобиль не будет работать должным образом, если вообще будет работать.
Несвоевременная замена свечей зажигания или вышедшие из строя могут стать причинами таких неисправностей как:
- Троение двигателя;
- Плохой запуск двигателя или может вообще не заводиться;
- Повышенный расход топлива;
- Плохая тяга автомобиля;
- Дерганье при движении или при старте;
- Выход из строя катализатора;
- Выход из строя катушки зажигания;
- Пробой бронепроводов;
Последствий неисправных свечей зажигания на самом деле много. Известны случаи, когда неисправная свеча зажигания являлась причиной выхода из строя ЭБУ (электронного блока управления) или осыпавшийся электрод некачественной свечи стал причиной замены двигателя.
Помните, что несвоевременная замена свечей зажигания может привести к более серьезным неисправностям и потратиться тогда придется намного больше.
Некачественные свечи которые рассыпались и могли привести к серьезным последствиям
Даже при посещении автосервиса, если мастер не смог найти причину неисправности (например, из вышеупомянутого списка), то он попросит вас заменить свечи зажигания на новые. В основном, сделает он это потому, что неисправная свеча зажигания может вести себя непредсказуемо и точно диагностировать такую неисправность не так-то просто. Поэтому прежде чем обращаться на СТО с вышеупомянутыми неисправностями, вспомните, когда вы в последний раз меняли свечи. О многом говорит цвет свечи:
Тех, кто думает, что свечи зажигания не могут являться причиной рывков или плохой тяги автомобиля, я с уверенностью разочарую. У свечи зажигания одна функция — воспламенять топливо-воздушную, и в этом случае искра либо есть, либо её нет. Казалось бы, так и есть, но не все так просто. У свеч зажигание тоже есть свои параметры: цвет искры, сопротивление, калильное число и т.д. Будьте уверены, с каждой сотней намотанных километров эти параметры изменяются не в лучшую сторону. О состоянии искры может говорить цвет нагара на ней и цвет искры. К примеру, цвет искры должен быть ярко белым. Если искра красного цвета, то такую свечу можно смело выбросить в мусорку, не сомневайтесь, по её вине Ваш двигатель работает неправильно.
Нормальный цвет искры
Ассортимент свечей NGK
Одних знаний о том, как правильно расшифровывать маркировку свечей, недостаточно. Автовладелец должен знать еще и о том, какие модели свечей бывают в продаже. Производитель NGK постоянно обновляет ассортимент продукции, вытесняя старые модели новыми, более актуальными для современности:
- NGK Racing – свечи зажигания для гоночных моделей авто. Подходит для сверхвысоких нагрузок, возникающих на профессиональных гоночных состязаниях.
- NGK LaserLine – модели свечей зажигания для двигателей, работающих на газе.
- NGK Glow – это свечи накаливания, применяемые в двигателях дизельных машин. В конструкции имеется специальная нагревательная спираль.
- NGK D-Power – модель свечей накала для тяжелых условий работы. Рассчитаны на запуск дизельного мотора при отрицательной температуре. В ассортименте представлено множество модификаций этой модели, включая керамические.
- NGK Standart – стандартная серия свечей зажигания. В конструкции присутствует центральный электрод из никеля. Характеризуется долговечностью и хорошими эксплуатационными показателями.
- NGK Platinum VX – свечи в отличие нормальной модификации имеют платиновое напыление. В диаметре центральный электрод достигает 0,8 мм. В ходе эксплуатации проявляет долговечность и надежность.
- NGK Laser Platinum – свечи зажигания с платиновым напылением и гофрированными ребрами, спроектированными для препятствия возгорания.
- NGK Laser Iridium – иридиевые свечи NGK, свечи зажигания с иридиевым электродом. Отличаются сроком службы в 100 000 км пробега.
- NGK V-Line – модель свечей зажигания с насечкой на главном электроде в форме буквы V. Обеспечивают лучшее воспламенение.
- NGK V-Power – модификация свечей зажигания, имеющая в конструкции медный сердечник для максимального теплоотвода и насечку в виде буквы V.
Представленные выше 10 серий свечей — далеко не весь перечень ассортимента свечей зажигания от компании NGK, а лишь его наиболее популярная часть. Более полный список представлен на сайте компании.
Лучшие свечи зажигания с двумя электродами
Современная промышленность предлагает широкий ассортимент свечей зажигания с двумя электродами. Рассмотрим лучшие свечи зажигания среди двухэлектродных моделей.
Обзор составлен по мнениям автоэкспертов, на основе высказываний владельцев машин на форумах интернета.
Устройство свечи зажигания с двумя электродами:
- Контактная головка.
- Гофрированный цоколь.
- Кольцо прокладки.
- Уплотнительные кольца.
- Резьба.
- Центральный электрод.
- Боковой электрод.
Свечи зажигания Denso TT
Производитель продукции – японская компания Denso, основанная в 1949 году. В настоящее время является одним из лидеров этого сегмента.
Плюсы
- Созданы для эксплуатации в холодную погоду, что актуально для отечественного климата.
- Эффективное зажигание способствует экономии топлива примерно на 1,2% по сравнению с обычными свечами из никеля .
- Универсальность. Подходят для автомашин, работающих на бензине и на сжиженном газе.
Минусы
- Много подделок.
После пробега в 30000 тыс.км. был произведен осмотр свечей.
Bosch Platinum
Изделия известной группы компаний из Германии. Дата её основания – 1886 год. Продукция отличается немецкой надёжностью и хорошим эксплуатационным сроком. При производстве используется драгоценный металл – платина. Он обладает низкой электро- и теплопроводностью. Эти характеристики обеспечивают высокую эффективность в искрообразовании, стабильность в работе двигателя автомобиля.
При работе со свечами Bosch Platinum силовая установка работает более стабильно, мягче. Применение платины увеличивает срок эксплуатации изделия. Калильное число для этого вида свечей – 7, зазор между электродами составляет 1,1 мм.
Плюсы
- Высокая износостойкость.
- Отсутствие пропусков в зажигании.
- Устойчивость к коррозийным процессам.
Минусы
- Не обнаружено.
После пробега в 30000 тыс.км. был произведен осмотр свечей. По данной фотографии можно увидеть что свечи могу отходить еще около 10000 ты.км.
NGK BP6E
Продукция японской компании NGK, основанной в 1936 году пользуется большой популярностью у автолюбителей. Характерной особенностью изделий является V-образный вырез на центральном электроде. Такая форма обеспечивает лучшее искрообразование, что позволяет без проблем запустить двигатель авто даже при критических минусовых температурах.
В свечу встроен резистор, который нивелирует помехи, мешающие работе автомобильных девайсов. Рекомендованный срок замены изделий – 20 тыс. км пробега. Материалом для среднего электрода является никель, величина зазора между электродами – 3 мм.
Плюсы
- Отличное образование искры.
- Уменьшенное количество нагара при работе.
- Уверенный запуск мотора в любое время года.
Минусы
- Не обнаружено.
После пробега в 12000 тыс.км. был произведен осмотр свечей. По данному фото видно что свечи отходят еще как минимум столько же.
Finwhale F510
Продукция этой немецкой компании отличается высоким качеством, что подтверждает международный сертификат ISO 9000.Свеча выполнена из высокопластичной стали и имеет гальваническое покрытие. Добавленная окись алюминия в изолятор обеспечивает особую прочность изделия. Электроды выполнены из сплавов никеля.
Последнее свойство легко проверить. По сравнению с продукцией других производителей автомобиль со свечами этой компании уверенно чувствует себя на крутом подъёме. Зазор между электродами свечей Finwhale F510 – 1,1 мм. Рекомендованный срок замены изделий – 25 тыс. км.
Плюсы
- Присутствие герметика в электроде значительно снижает количество помех.
- Способствует экономичному расходу топлива.
- Устойчивость к перепаду температур.
- Минимальное количество выбросов вредных токсинов при работе на холостом ходу.
- Улучшенные динамические характеристики.
Минусы
- Много подделок.
После пробега в 30000 тыс.км. был произведен осмотр свечей.
Brisk LR15YC
Изделия чешской фирмы, основанной в 1935 году. Автолюбителям нравятся их надёжность в работе, длительный срок службы и доступная стоимость. Об их популярности говорит тот факт, что многие производители устанавливают на свои модели свечи зажигания Brisk. Изделия выполнены из сплава меди и никеля, зазор между электродами – 1,1 мм.
Многие производители отмечают небольшое снижение расходов на топливо с этими изделиями. В зависимости от условий эксплуатации срок их замены – 25-30 тыс. км пробега.
Плюсы
- Приемлемая цена.
- Отличная износостойкость.
- Качественная сборка.
- Стабильная работа двигателя с такими свечами.
Минусы
После пробега в 25000 тыс.км. был произведен осмотр свечей.
Диапазон рабочих температур свечей зажигания
Во время работы двигателя свеча зажигания нагревается под действием теплоты сгорания топлива. Некоторая часть тепла, поглощенного свечой зажигания, передается к свежей топливно-воздушной смеси. Основная часть тепла передается на корпус свечи через центральный электрод и его изолятор и рассеивается в головке блока цилиндров. Рабочая температура отражает баланс тепла, поглощаемого свечой и рассеиваемого в головке блока цилиндров. Целью является обеспечение температуры самоочистки изолятора центрального электрода свечи, приблизительно равной 500 °С, даже при низкой нагрузке двигателя.
При снижении температуры ниже этого уровня возникает опасность отложения на холодных областях свечи нагара и масла вследствие неполного сгорания топлива (особенно, когда двигатель не достиг нормальной рабочей температуры при низких температурах наружного воздуха или во время пуска) (см. рис. «Температурная характеристика свечи зажигания«, кривая 3). Это может привести к созданию проводимости (шунтирования) между центральным электродом и корпусом свечи зажигания. Это приведет к потерям энергии зажигания в форме тока короткого замыкания (что создает опасность пропусков зажигания). При более высоких температурах отложения нагара сгорают на изоляторе центрального электрода, свеча зажигания «очищает» сама себя (см. рис. «Температурная характеристика свечи зажигания«, кривая 2).
При этом температура не должна превышать 900 °С, поскольку в противном случае значительно увеличивается износ электродов свечи (вследствие окисления и коррозии под действием горячих газов). При дальнейшем повышении температуры возникает опасность самовоспламенения (зажигания топливно- воздушной смеси на горячих поверхностях) (см рис. «Температурная характеристика свечи зажигания«, кривая 1). Самовоспламенение подвергает двигатель чрезвычайно высоким нагрузкам и может привести к его очень быстрому выходу из строя. Отсюда следует, что свеча зажигания должна соответствовать двигателю в отношении его теплопоглощающей способности.
Идентификатором тепловой нагрузочной способности свечи зажигания является ее тепловой коэффициент, обозначаемый калильным числом и определяемый посредством сравнительных измерений с использованием эталонного источника.
Для определения калильного числа свечей зажигания используется процедура, заключающаяся в измерении ионного тока в процессе сгорания топлива. Для оценки развития процесса сгорания топлива используется ионизирующий эффект пламени, процедура заключается в измерении проводимости в зазоре между электродами. Характеристические изменения в процессе сгорания топлива, вследствие увеличения тепловой нагрузки свечи зажигания, могут быть определены посредством измерения ионного тока и использованы для оценки процесса самовоспламенения. Свеча зажигания должна быть адаптирована таким образом, чтобы предотвратить преждевременное зажигание.
Применение материалов с высокой теплопроводностью (серебра или никелевых сплавов с медным сердечником) для изготовления центрального электрода позволяет значительно увеличить длину изолятора центрального электрода без изменения калильного числа свечи зажигания. Это расширяет рабочий диапазон в сторону низких тепловых нагрузок и снижает вероятность отложений нагара.
Уменьшение вероятности пропусков зажигания, сопровождающихся значительным повышением содержания углеводородов в отработавших газах, является чрезвычайно благоприятным фактором снижения токсичности отработавших газов и расхода топлива во время работы двигателя при частичном открытии дроссельной заслонки в режиме низкой нагрузки.
Как снять старые свечи
Делаем это так:
- после обеспечения доступа, снимаем провода высокого напряжения;
- продуваем сжатым воздухом зону вокруг искровых элементов, затем прочищаем щеткой грязь, во избежание ее попадания внутрь колодца;
- вдеваем ключ и проворачиваем его несколько оборотов против часовой стрелки.
Как и было сказано выше, трудность возникает при откручивании прикипевших элементов.
Если и удается вытащить остатки элемента, то в большинстве случаях приходится нарезать новую резьбу под вкладыш‐переходник, а порой — менять всю головку блока. Поэтому сменить свечи зажигания самому, особенно на подержанных машинах, будет непросто. В СТО для этих целей предусмотрено специальное съемное оборудование — набор ключей экстракторов.
Если свеча обломалась, то ее остаток выкручивают экстрактором
Вообще, на автосервисе часто приходится снимать сломанные детали. И делают это всегда по инструкции, в таком порядке:
- очищают рабочее место;
- обильно заливают ВД−40;
- крепят экстрактор к динамометрическому ключу — это дает возможность выкрутить остаток с нужной силой, чтобы не повредить резьбу на цилиндре;
- проворачивают неспешно, без резких движений и чрезмерных усилий — скрип и треск сигнализируют в этом случае об успешном начале (свеча пошла, любят говорить мастера);
- после извлечения колодец очищается от грязи, мусора;
- тщательно проверяется целостность резьбы.
Такая последовательность действий позволяет в 90% случаях вытаскивать обломок без повреждения соединения на цилиндре. Профессионалы хорошо знают, как менять свечи (как заменить).
После снятия элементы проверяют на качество. Некоторые из них можно заново использовать, достаточно лишь прочистить от нагара. Для этого в емкость (стакан) наливают жидкость для удаления ржавчины (подойдет также зубная паста), затем помещают туда свечи на полчаса. После этого остается прочистить их наждачной бумагой или металлической щеткой.
Очистка свечей от нагара в специальном растворе
Калильное число
Любая свеча, независимо от конструкции и размеров, характеризуется таким показателем, как калильное число. Под этим параметром понимают давление в цилиндре, при котором инициируется калильное зажигание, то есть воспламенение ТВС без участия искры, исключительно в результате её контакта с очень горячим электродом. Чем выше калильное число, тем в более жёстком тепловом режиме приходится работать поршневой группе, что неизбежно сказывается на её ресурсе.
Образно говоря, калильное число – это количественный показатель, характеризующий допустимый тепловой режим функционирования свечи. Увеличение этого показателя – это плохо, но и занижение – тоже нехорошо, поскольку при этом время прогрева свечи и двигателя пропорционально увеличивается.
Если говорить об усреднённом температурном диапазоне функционирования СЗ, то он лежит в пределах 400-850°С. Если температура меньше, самоочистка свечи от нагара становится невозможной. Если рабочая температура превысит 850-900°С, возникает калильное зажигание.
При подборе свечей зажигания необходимо учитывать, что, в зависимости от калильного числа, они бывают:
- холодными (калильное число – от 20 и выше);
- средними (КЧ=17-19);
- горячими (11-14).
СЗ с большим калильным числом нагреваются достаточно медленно, но их преимущество – быстрое рассеивание тепловой энергии. «Горячие» свечи характеризуются противоположной тенденцией, «средние» – сбалансированными характеристиками. Наиболее распространёнными являются свечи с калильным числом, равным 17. Изделия с КЧ 20 и 14 – на втором месте по популярности. Гораздо реже встречаются СЗ с калильным числом 8, 11, 23 или 24.
Подобная классификация не бессмысленна, каждый из видов имеет свою сферу применения. Так, «горячие» изделия обычно применяются в обычных атмосферных моторах, не подверженных предельным температурным нагрузкам. Они относятся к категории самоочищающихся и являются оптимальным выбором для автомобилистов, предпочитающих спокойный режим езды.
Холодные и горячие свечи зажигания
«Холодные» свечи – прерогатива машин с форсированными силовыми агрегатами, которые эксплуатируются в режиме с высокими нагрузками, двигатель которых характеризуется частыми и значительными перепадами температуры. Такие свечи устанавливаются в спортивные авто и машины класса «премиум».
Иногда можно встретить утверждение, что на обычном автомобиле желательно использовать оба комплекта: «холодные» – летом, «горячие», соответственно, – зимой. Это, скорее, обычная маркетинговая уловка: на самом деле рациональность такого шага весьма сомнительна.
Что касается маркировки свечей по калильному числу, то здесь существует несколько стандартов. У некоторых производителей она стандартная, от 1 до 12. У других встречается инверторный вариант, при котором калильное число указывается в обратной числовой последовательности, от 22 единиц до нуля. Наконец, некоторые производители вместо калильного числа указывают временной интервал в секундах, по истечении которого формируется калильное зажигание.
Калильное число может быть «спрятано» в артикуле между другими буквенными обозначениями. Так, в СЗ BKR8E-11 число 11 – это вовсе не калильное число, а межэлектродный зазор, равный 1.1 мм. А КЧ в данном случае равняется 8.
Как правильно выбрать свечу зажигания по этому показателю? Ориентируйтесь на штатные свечи, а также на свою манеру езды и характеристики двигателя. Помните, что завышенное калильное число станет причиной практически постоянной работы двигателя в режиме, близком к перегреву, что рано или поздно выльется в его поломку и необходимость проведения дорогостоящего капитального ремонта.
Описание свечей зажигания Brisk
Brisk – компания, которая изготовляет для автомобилей свечи зажигания. Она по праву заслужила свою популярность, ведь эта чешская фирма основана в 1935 году и с тех пор активно развивается и улучшается.
Маркировка и ее расшифровка
Маркировку можно обнаружить не только на изделии, но и на его упаковке. На фотографии ниже рассмотрим пример расшифровки маркировки:
Расшифровка маркировки свечей зажигания
- L – это размер корпуса. Сюда относится величина гайки под ключ, а также диаметр и шаг резьбы. Эта буква также означает уплотнение свечи.
- 15 – эта цифра входит в состав маркировки и означает калильное число – тепловую характеристику.
- Y – конструкция изолятора. Он может быть разных вариантов: вынесенный, утолщенный кончик изолятора, специальная версия разрядника и другие.
- Brisk Super отличается от предыдущих свечей Classic. Здесь можно обнаружить дополнительную букву. Она означает материал, из которого изготовлен сердечник электрода. Например, C – медь, S – серебро, P – платина и др.
- Последняя цифра – 1 это межэлектродное расстояние, стандартом которого является от 0,4 до 0,8 мм (автор видео – Сергей Александрович).
Серии
- Classic прекрасно подходят для автомобилей, имеющих контактную систему зажигания. Главным критерием выбора является двигатель внутреннего сгорания карбюраторных машин. Они часто используются в отечественных машинах, кроме прочего их можно приобрести по доступной цене.
- Super – серия для машин, оснащенных электронной системой зажигания.
- Forte – в данном случае диаметр сердцевины электрода отличается увеличенным гальваническим покрытием корпуса.
- Свечи зажигания Brisk silver предназначены для работы с двигателями, работающими на газовом топливе. Они характеризуются серебряным центральным электродом небольшого диаметра.
- Exstra – это серия с двумя или тремя боковыми электродами с удлиненным интервалом замены. По большей степени они используются в зарубежных автомобилях.
- Platin – контакт в данном устройстве состоит из платины. Благодаря этому компоненту расстояние между электродами соблюдает постоянство, малый диаметр способствует увеличению мощности двигателя, а также свечи зажигания имеют высокую устойчивость к электрической эрозии.
- Premium выдают мощнейшую искру зажигания и обладают улучшенной акселерацией. Как можно заметить, линейка данной фирмы довольно обширна, что гарантирует возможность подобрать конкретные свечи для своего автомобиля.
Автомобильная свеча Brisk
Плюсы и минусы
- можно подобрать свечи для различного вида топлива;
- доступная цена;
- долгий срок службы;
- быстрый розжиг;
Относительно недостатков этих свечей, впрочем, как и любых других, можно отметить, что на рынке по незнанию можно встретить подделку. Поэтому при покупке нужно всегда быть настороже.
Как подобрать СЗ Brisk по автомобилю?
Чтобы подобрать устройство для своей машины, нужно выяснить факторы, определяющие стабильность работы:
- особенность строения;
- качество использованных при изготовлении компонентов;
- соответствие между автомобильным двигателем и параметрами изделия.
Прежде чем подобрать свечи для своей машины, нужно определиться с калильным числом, которое обозначает уровень теплоотдачи. Для каждого типа изделия это значение определяется индивидуально и является показателем времени, в течение которого детали нагреваются до определенной температуры. После этого происходит самопроизвольное возгорание смеси. Для подбора устройства необходимо ориентироваться на маркировку, которая указывает на размер теплового конуса изделия.
Устройство марки Brisk
Обычно в документах на автомобиль есть требования для свечей зажигания, в том числе и их марка. На упаковке свечей также содержится список рекомендуемых машин для их использования. Этот вариант подбора подходит только опытным автолюбителям, и в основном тогда, когда сотрудники магазина знают весь ассортимент.
Маркировка свечей Denso
Видео: Свечи в японских автомобилях: маркировка свечей Denso, NGK
Каждый производитель использует свою схему кодирования параметров свечей. У Denso для новых серий принята следующая:
Для свечей Iridium TT схема своя:
Старая система маркировки:
Например, найдем аналог нашей классической свечи А17ДВРМ. Здесь трудность только с калильным числом (Denso не приводит сопоставления с отечественным стандартом), но из каталога аналогов можно заключить, что аналогом российского «17» у Denso станет «20». Так как нам нужен резьбовой хвостовик 14х19, а используемый свечной ключ – на 21, то свечи нам нужно искать с префиксом W20 в «старых» сериях (так как ВАЗовские свечи разменяли уже не первый десяток лет) – например, W20EPR-U, свечи с 19-мм хвостовиком (E), выступом центрального электрода (Р), встроенным резистором (R) и U-образной канавкой на боковом (U). Если же появилось желание поставить иридиевые свечи, то подойдут IW20TT.