Кто виноват?
Виноват тот, чьи действия привели к выбросу гравия из-под косилки и повреждению автотранспортного средства. Но оплачивать ремонт, возможно, придётся не этому лицу. А, например, компании, где работает газонокосильщик. И здесь у нас две ситуации.
Если сосед косил траву
Виноват сосед – ему и возмещать ущерб за поврежденный автомобиль.
Сложность в том, что в 2022 году вам придётся доказывать виновность соседа. Тот мог стричь газон днём, пока вы были на работе. В этом случае единственной зацепкой может стать запись с регистратора, где видно косящего траву человека и факт попадания камнем из-под устройства в ваш автомобиль. Если видеорегистратора нет или он не записывал – ситуация осложняется.
Теоретически инцидент могли видеть другие соседи. Но в ГИБДД и судах больше доверяют картинке, нежели словам очевидцев. Тем более, у последних могут быть личные счёты с подозреваемым лицом.
Если работал газонокосильщик коммунальной службы
Виноват тот, кто косил траву на участке. Однако возмещать ущерб будет компания, где трудоустроен газонокосильщик. Зачастую коммунальщики страхуют профессиональные риски своих работников. Таким риском как раз является рассматриваемая нами ситуация – порча чужого имущества вследствие выброса гравия из-под работающей газонокосилки. Тогда оплачивать ремонт будет страховая компания.
Но если профессиональная ответственность сотрудника не застрахована, придётся взыскивать ущерб напрямую с организации. Обычно это Горзеленхоз, УК или ТСЖ.
Как действовать:
- Возьмите у косаря координаты его начальника.
- Свяжитесь с начальником и сообщите об инциденте. При необходимости покажите запись со своего видеорегистратора. Предложите решить вопрос без суда – чтобы вам оплатили ремонт стекла, бампера, фар, крыльев и других поврежденных частей автомобиля.
- Если компания готова всё оплатить, отправляйтесь на СТОА и чините автомобиль. Далее вам должны возместить расходы на ремонт по чекам из мастерской. После получения денег составьте расписку, что претензий к организации виновника не имеете.
Бывает, что компания идёт в отказ. В таком случае нужно привлекать участкового, оформлять акт происшествия и фиксировать все повреждения. Однако придётся устанавливать причинно-следственную связь между выбросом камня из-под газонокосилки и порчей вашего автомобиля. Вторая сторона может заявить, что у вас уже было треснуто стекло или давно отошла краска от корпуса. Не исключено, что в таком случае поможет только независимая экспертиза.
Что это
Заносом называется движение автотранспортного средства, которое обусловлено боковым скольжением именно задней оси.
Зачастую занос встречается в ситуациях, когда водитель поворачивает, параллельно сильно нажимая на педаль акселератора или резко вдавливая в пол педаль тормоза. Если такие действия совершаются, задние колёса автомобиля тут же теряют нужное сцепление с дорожным покрытием. Отсюда и возникает скольжение, поскольку автомобиль цепляться за поверхность уже не может.
Стоит запомнить, что занос и снос являются двумя разными понятиями. Сносом называют иные ситуации, при которых возникает недостаточная поворачиваемость. Как результат, при вхождении в поворот сносит уже передние колёса, то есть переднюю ось.
Двигаясь прямолинейно, машина также способна легко уйти в занос, если имеются соответствующие провоцирующие факторы. Такое возможно, когда одна из сторон (правая или левая) автомобиля движется по поверхности, отличной от поверхности с другой стороны. Это можно наблюдать особенно часто зимой. Одной стороной автомобиль едет по асфальту, а другой цепляет снег, снежную кажу или лёд. Разница в степени сцепления становится причиной заноса.
Когда требуется быть начеку
Тут стоит принять тот факт, что в подавляющем большинстве случаев занос возникает по вине самого водителя. Очень редко вдруг лопается шина, и водитель теряет контроль над транспортным средством.
Есть несколько основных рекомендаций касательно того, когда следует быть наготове:
Если автомобиль находится в состоянии, которое не позволяет уверенно передвигаться на высокой скорости и проходить все возникающие препятствия, сбавьте обороты двигателя, и не спешите.
Бывает так, что водитель не успел перейти на зимние шины, поскольку было тепло, и вдруг выпал снег. Приходится ехать на СТО на летней резине. А это крайне опасно. То же самое касается стёртого протектора, неисправных тормозов и рулевого управления. В таких ситуациях лучше обратиться за помощью к службам эвакуации. Они погрузят автомобиль на платформу и доставят в автосервис для последующего ремонта.
Но и полностью исправный автомобиль с новыми покрышками не всегда защищает от заносов. Здесь речь идёт сугубо об ошибках самого водителя, который не учитывает дорожную ситуацию, слишком полагается на электронику и забывает, что ездить по льду, мокрым листьям или лужам на высокой скорости, либо заезжая на них одной стороной машины, потенциально очень опасно.
Защита от заносов начинается с обучения правильного поведения за рулём. Чем лучше вы контролируете ситуацию, соблюдаете ПДД и учитываете состояние дороги, тем меньше вероятность столкнуться с необходимостью выходить из заноса.
Виды ДТП при перестроении. Кто виноват в каждом из типичных случаев?
Особенности таких ДТП:
- Подобные аварии характерны для населенных пунктов с плотным транспортным движением, зачастую связаны с недостаточным профессионализмом водителей.
- Вторая особенность заключается в том, что в столкновениях машины получают минимальные повреждения.
Аварийные ситуации:
В ДТП при перестроении из левого ряда в правый виновником аварии будет признан водитель из левого ряда, так как он должен был пропустить транспортные средства по ходу движения в правом ряду. Отметим, что даже если водитель из правого ряда будет находиться в алкогольном опьянении, его лишат прав, но виновником аварии, согласно правилам, будет являться тот, кто был инициатором аварийной опасной ситуации т.е. совершил неправильное перестроение.
Столкновение при одновременном перестроении из разных полос. В данном случае виновником будет опять автомобиль из левого ряда
Чтобы поменять безопасно положение автомобиля на многополосной дороге, необходимо обращать внимание не только на соседнюю полосу, но и на ту, которая за ней. Так как возможны ситуации, когда перестроение на одну полосу планируют сразу два авто, а в итоге они могут ее не поделить.
В ДТП при перестроении в левый ряд виновником будет перестраивающийся автомобиль, так как перед маневром он должен пропустить транспорт по ходу движения и не нарушать безопасность на дороге.
В ДТП при одновременном перестроении из одной полосы нередко возникают сложности в определении виновника
Например, возникла пробка, и два автомобиля решили одновременно перестроиться. В идеальной ситуации на полосе достаточно места для двоих и оба автомобиля могут синхронно с одной скоростью и под одним углом выполнить перестроение, но такого на практике не бывает. Получается столкновение, а виноватым будет тот, кто по факту не соблюдает дистанцию, скоростной режим, не обозначает свои намерения сигналами поворота.
ДТП на многополосной дороге осложняется тем, что фактически количество автомобилей, двигающихся по ее ширине, может превышать число обозначенных разметкой. Иногда на 3-х полосную проезжую часть одновременно могут втиснуться и 5 автомобилистов. Обусловлено это большой транспортной нагрузкой на дороги. Вместе с тем, появляется большое количество машин, которые постоянно находятся в положении перестроения. В таких случаях определить виновника аварии самостоятельно довольно сложно. Существенную помощь в этом и для водителей, и для сотрудников ДПС окажет наличие видеорегистратора.
В ДТП при перестроении на перекрестке чаще всего будет виновным перестраивающийся автомобиль. Хотя данный маневр на перекрестке не запрещен правилами, однако, перекресток является одним из самых опасных участков дороги. Поэтому, во-первых, занимать полосу, по которой вам необходимо двигаться дальше, нужно заранее, а во-вторых, необходимо соблюдать все остальные правила перестроения. Лучше потерять время, подождав, чем, разбираться в обстоятельствах столкновения.
Причины
Просто так взрываться автомобильная шина не может, должны быть причины, предшествующие взрыву. К основным из них относятся:
- попадание колеса машины в яму или провал на дороге во время движения — диск деформируется и происходит разгерметизация покрышки;
- наезд на кирпич, другой инородный предмет с острыми гранями — в этом случае шина разрушается и давление в ней падает с резким хлопком, похожим на звук взрыва;
- повреждения, которые появляются в результате неправильной эксплуатации — грыжи, порезы, проплешины;
- давление вне допустимого диапазона — происходит перегрев во время движения, шина может лопаться в результате повреждения;
- часто колесо лопается из-за «шишек» на боковинах — в свою очередь это следствие неправильной парковки, когда шина трется о бордюр;
- может лопнуть очень старая, изношенная покрышка, которая выслужила установленный срок эксплуатации, ее характеристики давно не соответствуют нормам.
Недокачанное колесо лопается в связи с перегревом — увеличивается пятно соприкосновения с дорожным покрытием, быстрее происходит нагрев. Шина с избыточным давлением может лопнуть при наезде на любой острый предмет.
Также есть и другие причины, которые приводят к тому, что шины взрываются буквально на ходу. Одна из них — превышение максимального лимита скорости, установленного производителем для определенной модели или серии. Лимит указан на боковине колеса и его ни в коем случае нельзя превышать, поскольку это чревато серьезными проблемами. Еще один показатель, превышение которого приводит к тому, что шина может лопнуть – индекс нагрузки. Особенно он касается грузовых автомобилей.
Как это происходит?
Колесо может лопнуть по нескольким причинам, например, водитель долгое время игнорировал техническое обслуживание своей машины и не следил за углами установки колёс. Сильный износ протектора может привести к внезапному разрыву шины, для этого достаточно налететь колесом на дорожную яму. От такого удара резко увеличивается давление внутри шины и происходит разрыв в самом слабом месте, после чего автомобиль теряет управление, и если водитель не имеет должного опыта или знаний, то всё это может закончиться аварией.
Что делать в опасной ситуации?
Понять, что у вашей машины лопнуло колесо, очень просто — вы услышите сильный хлопок, после чего по кузову начнут стучать лохмотья от шины, а колёсный диск будет скрежетать по асфальту. Особенно опасна эта ситуация у внедорожников, так как на них установлены шины с очень высоким профилем, и при её разрыве автомобиль сильно заваливается в сторону.
После разрыва колеса руль автомобиля становится «пустым», и машина плохо реагирует на повороты. В этой ситуации главное — не паниковать, а следовать определённому алгоритму для остановки:
1. Нельзя резко тормозить, так как это спровоцирует резкий занос и даже разворот машины, ведь на одном колесе больше нет шины, а значит, оно будет проскальзывать при торможении.
2
Всё делаем плавно и осторожно, плавно поворачиваем руль в сторону крайней правой полосы, плавно жмём на тормоз
3. В этой ситуации лучше всего дать машине самой остановиться, просто отпустив педаль газа.
4. На авто с «механикой» можно попробовать затормозить двигателем – переключаясь на пониженные передачи.
5. Если это произошло в плотном потоке, лучше никуда не перестраиваться, а просто включить аварийку и немного притормаживать, удерживая машину в прямолинейном положении.
Оформление аварии при попадании в яму
Попал в яму на дороге что делать? Первым делом правильно оформить аварию. Сделать это без участия сотрудников ГИБДД не получится, так как есть всего один участник происшествия. До приезда инспекторов нужно собрать доказательную базу, которая поможет возместить ущерб.
Куда обращаться в ситуации, когда яма на дороге стала причиной повреждения вашего авто, мы поговорим позже. А пока разберемся, как фиксировать аварию. Итак, что нужно сделать до приезда инспекторов? Прежде всего, нужно найти свидетелей происшествия и взять их контакты, чтоб при необходимости они смогли подтвердить происходящее.
Второй шаг – фотографирование места ДТП. На кадрах нужно зафиксировать:
- адрес ДТП, можно сфотографировать табличку с номером дома, названием улицы;
- номерной знак и сам автомобиль;
- полученные повреждения машины;
- саму яму, ставшую причиной ДТП;
- отсутствие вблизи знаков, предупреждающих о наличии аварийной ямы.
Причины
Итак, покрышки просто так не лопаются – на это обязательно существуют причины. Основными из них могут быть:
- Деформированный каркас вследствие наезда на обочину, бордюр или какое-либо острое препятствие на дороге;
- Расгерметизация (падение давления) колеса и деформация диска из-за попадания в яму при езде на высокой скорости;
- Чересчур низкое/высокое давление в шине. Давление зависит от того, насколько резина накачена: недокаченное колесо увеличивает пятно его контакта – тогда оно быстрее греется; перекаченное же колесо способно легко лопнуть в случае наезда на острый предмет;
- Грыжа, порез или иное механическое повреждение. Вследствие грыжи на поверхности шины образуется неравномерное распределение давления, а на месте, где возник дефект, может случиться взрыв, если наехать им на кочку;
- Резкое снижение давления в шине вследствие прокола. Разорваться колесо может из-за внешнего воздействия – например, при наезде на гвоздь или острую палку на дороге. Особенно чреваты последствиями случаи, когда все происходит на высоких скоростях;
- Высокий износ протектора провоцирует его маленькую высоту. Это увеличивает риск пробоя шины и, как следствие, ее разрыва;
- Естественный износ резины. Со временем шина устаревает – это нормально. За ней нужно следить и при необходимости менять. Если этого не делать, износ может привести к тому, что резина легко может лопнуть из-за малейшего препятствия на дороге;
- Высокая скорость движения. На шинах указан лимит скорости – показатель максимальной скорости движения при данной резине. Если вы эту скорость нарушаете, то последствия не заставят себя долго ждать;
- Превышение индекса максимальной нагрузки на покрышку. Как и в вышеуказанном случае, необходимо придерживаться установленных заводом значений.
Действия водителя в случае вины пешехода в ДТП
Предлагаем вам ознакомиться с перечнем последовательных действия по факту происшествия , если пешеход виноват в аварии.
До приезда ГАИ:
Даже, если пешехода сбила машина, и он уверил водителя в том, что все нормально, лучше всего вызвать полицию. Так как пешеход может по пришествии домой грамотно составить заявление о наезде с указанием номера автомашины и данных об автовладельце. В этом случае, автовладелец будет обвинен в наезде и будет считаться скрывшимся с места ДТП.
В качестве одного из вариантов можно рассмотреть написание пешеходом расписки об отсутствии претензий.
Но, есть один существенный нюанс: в суде такие “документы” не имеют никакой юридической силы, а наличие различных повреждений на автомашине – лишь доказательство вины автовладельца. Не нужно экономить время, лучше сразу же обратиться в 02 и постараться найти свидетелей происшествия, особенно в случае сильного повреждения пешехода. Возможно в дальнейшем это поможет вам выиграть суд и доказать невиновность.
- Также необходимо переписать данные очевидцев, которые желают дать показания и являются свидетелями не только ДТП, а и дальнейших событий. О факте незаинтересованности свидетелей скажет то обстоятельство, что они сами сообщат ГАИ о желании свидетельствовать. Как правило, показания свидетелей не берутся по месту, берутся лишь данные свидетелей (имя, отчество и фамилия, адрес, телефоны и пр.) для того, чтобы вызвать свидетелей отдельно и снять показания по данной аварии в процессе следствия.
- До приезда работников ГАИ, если было торможению юзом, необходимо выставить аварийный знак перед началом юза – это будет свидетельствовать о том, что была попытка предотвращения аварии, а длина тормозного пути позволит эксперту рассчитать скорость, с которой двигался автомобиль.
- Для наиболее эффективного автотехнического исследования необходимо сохранить осколки стекла, пластика и прочих элементов автомобиля на проезжей части нетронутыми, на основании таких данных эксперт сделает вывод о месте и образе касания пешехода и автомобиля в момент аварии.
- Место аварии должно быть сфотографировано с изображением на фото всех важных деталей и нюансов, которые связаны с местоположением потерпевшего и транспортного средства.
Другие причины разрывов шин
Впрочем, говоря откровенно, от разрыва шины не застрахован никто. Иногда мы просто не в состоянии заметить торчащую арматуру или открытый люк, особенно если движение происходит в условиях недостаточной видимости. Хотя есть и другая сторона медали, которая заключается в недобросовестном уходе водителями за шинами своего авто. Причиной их взрывов может также стать незамеченная на шине грыжа или, чего хуже, замеченная, но не устраненная. Чрезмерно перекаченные покрышки тоже могут добавить вероятности их внезапного прокола. Наконец, просто высокий уровень износа резины может привести к тому, что в один момент водитель услышит характерный звук разорвавшейся покрышки.
Это свидетельствует о том, что во избежание таких ситуаций следует ответственно относится к обеспечению должного уровня безопасности своего автомобиля, в частности, следить за состоянием шин, регулярно проверять норму давления в них и не забывать менять их на новые при факте их реального износа, чтобы не подвергать себя и других опасности ДТП.
Колесо машины пробито или спускает
Колесо спущено или пробито
Если обнаружили спущенное колесо, то первым делом попробуйте накачать его при помощи автомобильного компрессора для шин. Данные устройства желательно иметь каждому автолюбителю, ведь они помогут накачать колесо, когда нет никакой помощи или вдалеке от цивилизации (в деревне или на безлюдной трассе), а стоимость их невелика.
Когда колесо машины накачано, прислушайтесь к звукам, издаваемых из него. Если прокололи покрышку или имеется порез, то можно услышать свист из шины. Также явным признаком является падение давления в шине (сколько нужно «качать»), после того как накачали его до номинального. Вердикт: когда шина спускает очень быстро и невозможно продолжать движение — это либо замена на запасное колесо или добираться до ближайшего автосервиса.
А если представить, что пробиты два колеса, например с правой стороны автомобиля. Что тогда делать?
Видео про один интересный способ (применяем саморез как экстренный вариант добраться до авто сервиса):
Сколько можно проехать на спущенной покрышке?
Главное ехать осторожно и медленно. Это сопряжено с риском, ведь можно повредить детали подвески автомобиля. А также сам диск колеса, и если у вас оригинальные шины и диски (читай — дорогие), то передвижение на спущенном колесе крайне опасно
Возможно капитальное повреждение диска с резиной, что приведет к их полной замене
А также сам диск колеса, и если у вас оригинальные шины и диски (читай — дорогие), то передвижение на спущенном колесе крайне опасно. Возможно капитальное повреждение диска с резиной, что приведет к их полной замене.
Есть один выход из данной ситуации. Можно попросить проезжающих мимо водителей одолжить запаску либо довести до места ремонта. Конечно, придется, заплатить человеку за услугу, но это лучший вариант из данной ситуации.
Расскажу случай из личного опыта. Был у меня случай — проколол покрышку, «запаски» нет. Пришлось ехать километра три до ближайшего шиномонтажа. Вроде все обошлось, ехал медленно — не более 20 км/ч. Но это был случай на «жигулях» и диск было не жалко. С дорогим литым диском я бы не рискнул так поступать. Если испортишь его — это обойдется дороже, чем вызвать сервисменов или эвакуатор.
Почему стоит сначала поехать на развал-схождение?
Ни для кого не секрет, что автомобильные мастерские в России и всех странах СНГ склонны к нечестной диагностике и к зарабатыванию денег на доверчивых автомобилистах. Если вы увидели, то колеса вашего авто стоят неровно, не стоит сразу же ехать в мастерскую, в которой есть полный комплекс услуг, включая стапель и ремонт кузова. Вас могут пустить по большому кругу, взяв с вас за все услуги огромные суммы денег. Но на деле они могут просто отрегулировать развал-схождение или заменить пару сайлентблоков в подвеске.
Если же вы сразу поедете на развал, то получите пару привилегий:
- обычно этот сервис работает отдельно от остальных отделов СТО, так что вы сможете визуально проконтролировать процесс и пообщаться с мастером;
- на развале сразу будет видно, насколько плохо дело, насколько сильно разъехались колеса, и из этого можно будет сделать определенные выводы;
- также в процессе регулировки развала-схождения вы сможете понять, нужно ли вам вообще делать какие-либо еще сервисные процедуры на авто;
- часто в процессе мастер сможет попутно посмотреть подвеску и найти еще ряд причин, почему колеса стоят неровно;
- специалист даст заключение и порекомендует дальнейшие действия даже в том случае, если сам проблему исправить не сможет.
Как видите, лучше ехать на развал. Там есть ограниченный список услуг, и мастеру нет особого смысла уговаривать вас на дополнительный сервис. Так что здесь вам с большей долей вероятности подскажут, почему колеса у вашего автомобиля смотрят в разные стороны. Помните, что в нашей статье перечислены практически все возможные проблемы, которые могли привести к такой неприятности.
Как избежать проблем при оформлении ДТП водителями самостоятельно?
Незначительные дорожно-транспортные происшествия можно оформлять без участия сотрудников ГИБДД. Сделать это можно, только если между водителями отсутствуют разногласия по поводу того, кто виноват в аварии, нет пострадавших и предположительная сумма ущерба составляет не более 100 тыс. руб. В этом случае участники ДТП должны подготовить извещение о происшествии – «европротокол».
Чаще при составлении «европротокола» проблем у водителей в дальнейшем не возникает, поскольку изначально разногласий не было. Однако водитель, признавший себя виновником ДТП, может передумать и оспорить протокол.
Чтобы этого не произошло, нужно внимательно заполнить все графы «европротокола» совместно со вторым участником происшествия. Обязательно укажите, что пострадавших в ДТП нет. Проверьте внесенные данные об автомобиле и водителе. Убедитесь, что его подписи стоят везде, где они требуются, а экземпляры протокола идентичны.
Выплаты по ОСАГО при бесконтактном ДТП
При покупке полиса обязательного страхования автомобилисты не могут изменять перечень страховых случаев
Так, при фиксировании инцедента при бесконтактном ДТП необходимо обращать внимание на следующие особенности:
- Вина должна быть в обязательном порядке установлена (одного водителя или нескольких);
- Личность виновного участника должна быть известна (розыск скрывшегося участника возлагается на сотрудников МВД, но пострадавший может предоставить какие-либо доказательства или сведения);
- Установлена причинно-следственная связь между действиями виновной стороны и произошедшими последствиями.
Все доказательства и подтверждения виновности необходимо собирать сразу же после аварии. Получение страховки по полису ОСАГО будет проходить в соответствии с общими правилами.
Пострадавший может обратиться в суд при неправомерном отказе в выплатах со стороны представителей страховой организации. Также судебная практика последних двух лет доказала, что при неполном возмещении со стороны страховой компании требовать остаток средств можно с виновника.
Замена автомобильного колеса самостоятельно
Если Вы пробили одно колесо в своём городе или на трассе, но у Вас есть запаска, можно сделать его замену самостоятельно и удачно выйти из сложившейся ситуации. Для этого Вам понадобятся следующие инструменты:
- В первую очередь – это запасное колесо;
- Домкрат;
- Обычный баллонный ключ;
- Набор необходимых инструментов, которые всегда должны находиться в багажнике машины.
Для удачной и правильной замены колеса главное выполнять всю работу в определённой последовательности и знать, как управлять всеми теми инструментами, которые у Вас есть.
- Для начала необходимо остановить Ваш автомобиль где-нибудь на обочине или в другом удобном для Вас месте, но так, чтобы не мешать проезду остальных автомобилистов на трассе.
- Включите аварийную сигнализацию и по возможности поставьте аварийный знак, чтобы все на проезжей части видели Вас, и чтобы не произошла аварийная ситуация.
- Используя универсальный набор инструментов, снимите с колёс колпаки, если они перекрывают доступ к колёсным болтикам.
- Далее необходимо ослабить болты, используя для этого баллонный ключ.
- Теперь при помощи домкрата необходимо немного приподнять автомобиль для того, чтобы можно было снять повреждённое колесо.
- После того, как Вы отвернули все необходимые болты и сняли колесо, на его место нужно установить запаску и завернуть болты в том же порядке, в котором Вы их выворачивали, но вкручивать их стоит не совсем плотно.
- Далее Вы должны опустить домкрат, убрать его из-под машины и окончательно закрутить колёсные болты методом центровки.
- После проделанных действий процесс замены колеса можно считать оконченным.
Если же всё-таки нет возможности попросить у кого-то эти инструменты, придётся пользоваться любыми подручными средствами, например, бревном подходящей толщины, который будет исполнять роль домкрата. Что касается колёсных болтов, то их можно постараться открутить, используя пассатижи и разводной ключ. Из любой ситуации можно найти выход, поэтому какая бы тяжёлая не была ситуация, не растерявшись, из неё можно легко найти выход.
Ну а если же Вы едите вообще без каких-либо инструментов, не умеете или Вам просто не хочется тратить своё время и силы на замену автомобильного колеса, то не стоит себя перетруждать. Что же делать в такой ситуации? Самым оптимальным вариантом для Вас в данном случае будет вызвать аварийную службу, которая сэкономит Вам не только время, но и нервы. Конечно, Вам придётся заплатить определённую сумму за то, что приедет аварийная служба, но цена будет зависеть от расстояния, на котором Вы находитесь и уровня сложности проблемы. Поэтому никогда не стоит отчаиваться, выход есть всегда.